Содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы практического психолога начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:54, реферат

Краткое описание

Сейчас, практически в каждой школе появилась должность детского психолога. Но далеко не все родители понимают, что именно должен делать психолог в начальной школе. Это и не удивительно, ведь раньше у нас такая профессия не была слишком распространена. Популярной работа психолога стала только в последнее десятилетие. Поэтому, отдавая своего ребенка в школу, многие задаются вопросом, чем именно может помочь ему психолог? Да и вообще, есть ли в этом необходимость. На самом деле, работа психолога в начальной школе очень важна. Ведь для детей большим стрессом является поход в первый класс.

Содержание

Введение. 3
Направления работы практического
психолога начальной школы. 6
Содержание диагностической работы. 8
Содержание коррекционно-развивающей работы. 9
Заключение. 13
Список литературы. 14

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Омский государственный  педагогический университет»

Факультет начального, дошкольного и специального образования

Кафедра педагогики и психологии детства

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине  «Психологическая служба в начальной  школе»

на тему:

«Содержание диагностической  и коррекционно-развивающей работы практического психолога  начальной  школы»

 

 

 

Выполнила студентка

2 курса, 21 группы

заочной формы  обучения

Кривко Т. С.

Проверил преподаватель:

Романенко И. Г.

 

 

Омск 2013 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.                                                                   3                                               
  2. Направления работы практического

психолога начальной  школы.                                       6

  1. Содержание диагностической работы.                          8
  2. Содержание коррекционно-развивающей работы.         9
  3. Заключение.                                                               13
  4. Список литературы.                                                    14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Сейчас, практически в  каждой школе появилась должность  детского психолога. Но далеко не все  родители понимают, что именно должен делать психолог в начальной школе. Это и не удивительно, ведь раньше у нас такая профессия не была слишком распространена. Популярной работа психолога стала только в последнее десятилетие. Поэтому, отдавая своего ребенка в школу, многие задаются вопросом, чем именно может помочь ему психолог? Да и вообще, есть ли в этом необходимость. На самом деле, работа психолога в начальной школе очень важна. Ведь для детей большим стрессом является поход в первый класс. Ребенок, который привык к определенному коллективу и графику, далеко не сразу может подстроиться под школьное расписание, научиться общаться с коллективом и так далее. Вот поэтому, именно работа в школе для психолога становится самой ответственной.

Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.

Цели и задачи психологической службы можно определить в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации ».

Целями службы являются:

·        содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;

·        содействие в приобретении учащимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

·        оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

·        содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Задачи Службы:

·        психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

·        содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

·        формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;

·        содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

·        психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

·        профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обещающихся, воспитанников;

·        участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

·        участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

·        содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

·        содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

 

В основе коррекционной  работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является медико – психолого – педагогический консилиум. Его главная задача: защита прав интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.  

Содержание коррекционной работы определяют следующие принципы:

— соблюдение интересов ребёнка

— системность

— непрерывность

— вариативность

—рекомендательный характер оказания помощи.

 

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и  психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. 

 

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление  детей, нуждающихся в специализированной помощи;

—диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра, врача-психиатра.

— изучение развития эмоционально-волевой  сферы и личностных особенностей обучающихся, испытывающих трудности  в обучении и в общении, с ОВЗ.

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного  воспитания ребёнка испытывающих трудности  в обучении и  в общении,  с ОВЗ;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка испытывающего  трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья;

— анализ успешности коррекционно-развивающей  работы.

Коррекционно-развивающая работа включает: 

— выбор оптимальных  для развития ребёнка с ограниченными  возможностями здоровья коррекционных  программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и  групповых коррекционно-развивающих  занятий, необходимых для преодоления  нарушений развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту ребёнка  в случаях неблагоприятных условий  жизни при психотравмирующих  обстоятельствах.

Консультативная работа включает: 

— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами  педагогов по выбору индивидуально-ориентированных  методов и приёмов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии  воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными  возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает: 

— различные формы  просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),

— проведение тематических выступлений для педагогов и  родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ.

 

 

Психологическая диагностика представляет собой психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами учащихся.

Психодиагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  • раннюю (с первых дней пребывания ребѐнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

 

  • комплексный сбор сведений о ребѐнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребѐнка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребѐнка;
  • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребѐнка;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

В рамках реализации психодиагностической работы в образовательном учреждении возможно выделение трех форм организации данного направления профессиональной деятельности педагога-психолога:

Информация о работе Содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы практического психолога начальной школы