Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является сенсорное воспитание детей в процессе игры с природными материалами.
Задачи исследования:
- значение сенсорного воспитания для развития ребенка в процессе игры с природными материалами и особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике.

Содержание

Введение 3
1. Значение сенсорного воспитания для развития ребенка в процессе игры с природными материалами 4
2. Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной
педагогике 13
3. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной
отечественной педагогике 20
Заключение 23
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

сенсорное воспитание.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

     Готовность  ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его  сенсорного развития. Исследования, проведенные  советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

     Но  дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко  снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

     В каждом возрасте перед сенсорным  воспитанием стоят свои задачи, формируется  определенное звено сенсорной культуры.

     На  первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.). Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников.

     Не  меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение  пространством выходит за рамки  сенсорного воспитания, так как требует  участия мыслительных процессов.

     Сенсорное воспитание в этот период - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая  приток все новых впечатлений, оно  становится необходимым не только для  развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического  и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

     Можно выделить основные задачи в сенсорном  воспитании детей от рождения до 6 лет.

     На  первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

     На  втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и  величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

     Начиная с четвертого года жизни, у детей  формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

     Одновременно  с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету  и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и  описанию формы, выполнению все более  сложных глазомерных действий.

     Наконец, в качестве особой задачи выступает  необходимость развивать у детей  аналитическое восприятие: умение разбираться  в сочетаниях цветов, расчленять форму  предметов, выделять отдельные измерения  величины.

     Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. 

     Заключение

     Таким образом, в истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева, современная отечественная система). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика.

     Современная отечественная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего  мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

 

      Список используемой литературы

     1. Щелованов Н.М. Ясли и дома ребенка - задачи воспитания. - В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.

     2. Венгер Л.А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988.-144 с.

     3. Крулехт М., Онищенко Э. Она стояла у истоков отечественного дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 52-54

     4. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55

     5. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. -1989. - №10. - С. 66-70

     6. Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35

     7. Плеханов А., Морозова О. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 64-67


Информация о работе Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике