Согласно
учению З. Фрейда, действия человека управляются
глубинными побуждениями, ускользающими
от ясного сознания. Эти глубинные побуждения
и должны быть предметом психологической
науки. З.Фрейд создал метод психоанализа,
с помощью которого можно исследовать
глубинные побуждения человека и управлять
ими. Основой психоаналитического метода
является анализ свободных ассоциаций,
сновидений, описок, оговорок и т.д. Корни
поведения человека - в его детстве. Основополагающая
роль в процессе формирования, развития
человека отводится сексуальным инстинктам
и влечениям. [11. c. 7].
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ
Определение
сознания сталкивается с большим количеством
трудностей, связанных с очень разными
подходами к этой проблеме. Сознание и
в наши дни является предметом психологического
исследования.
Уже в ранние
20-е года проблема сознания начала вытесняться.
В это время происходит зарождение нового
подхода в психологии. С. Л. Рубинштейн
связывал это с марксизмом. На передний
план выступила реактология со своим пренебрежением
к проблематике сознания, и психоанализ
со своим акцентом на изучение подсознания
и бессознательного. Изучение сознания
ограничилось такими нейтральными темами,
как исторические корни возникновения
сознания и его онтогенез в детском возрасте.
Последователи Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев,
А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, и др.) переориентировались
на проблематику психологического анализа
деятельности. Возврат к проблеме сознания
в ее достаточно полном объеме произошел
по второй половине 50-х гг. прежде всего
благодаря трудам С. Л. Рубинштейна, а затем
и А. Н. Леонтьева.
В советской
психологии сложилось общепринятое понимание
сознания как высшей формы психики, возникшей
в человеческом обществе в связи с коллективным
трудом, общением людей, языком и речью.
Этот принцип изложен в работах С. Л. Рубинштейна,
Е. В. Шорохова, А. Н. Леонтьева. Сущность
сознания принято видеть в способности
человека к абстрактному вербальному
мышлению, орудием и средством которого
является возникший в человеческом обществе
язык, к познанию на этой основе законов
природы и общества. Как отметил А. В. Петровский
– «Будучи усвоен конкретным человеком,
язык в известном смысле становится реальным
сознанием». Отвлеченное речевое мышление
во многих работах рассматривается как
главная характеристика сознания, с которой
связываются многие другие его особенности
и проявления. Но все же в советской психологии
общее понимание природы сознания получает
весьма разную конкретизацию у разных
авторов.
Представляет
интерес система взглядов Л. С. Выготского
на сознание. Он пишет о том, что сознание
- это рефлексия субъектом действительности,
своей деятельности, самого себя. "Сознательно
то, что передается в качестве раздражителя
на другие системы рефлексов и вызывает
в них отклик". "Сознание есть как
бы контакт с самим собой". Сознание
есть сознание, но лишь в том смысле, что
индивидуальное сознание может существовать
только при наличии общественного сознания
и языка, являющегося его реальным субстратом.
Сознание не дано изначально и не порождается
природой, сознание порождается обществом.
Поэтому сознание не постулат и не условие
психологии, а ее проблема - предмет конкретно-научного
психологического исследования. Элементами
сознания, его "клеточками", по Выготскому,
являются словесные значения, система,
работающая как единое целое. Эта работающая
система есть состояние бодрствования
человека, или, другими словами, специфически
человеческая характеристика бодрствования
и есть сознание.
По Б. Г.
Ананьеву, сознание выступает как составная
часть эффекта действия. Первоначальные
факты сознания - это восприятие и переживание
ребенком результатов своего собственного
действия. Постепенно начинают осознаваться
не только эффекты действий, но и процессы
деятельности ребенка. Индивидуальное
развитие сознания осуществляется путем
перехода от сознания отдельных моментов
действия к целенаправленной планомерной
деятельности. При этом все состояние
бодрствования становится сплошным "потоком
сознания", переключаемого с одного
вида деятельности на другой. "Сознание
как активное отражение объективной действительности
есть регулирование практической деятельности
человека в окружающем его мире".
В современной западной философии
и психологии отсутствует какая-либо общая
концепция сознания, и понимание его природы
является весьма противоречивым. Одни
видят в сознании чисто логическую конструкцию,
своего рода абстракцию от множества состояний
субъекта, другие – свойства индивидуальности,
третьи – дополнительный внутренний аспект
человеческой активности, для которой
активность мозга и тела есть дополнительный
внешний аспект. В подходе к проблеме сознания
все еще сильны интроспекционистские
тенденции, в силу которых многие продолжают
считать, что главный признак сознания
– это субъективные переживания, внутренняя
данность субъекту его психических состояний.
В связи с этим в западной психологии далеко
не всегда проводится различие между понятиями
психики и сознания.
Начиная с Р.Декарта, сознание
употреблялось как синоним психического.
В частности, до сих пор при обсуждении
вопроса о наличии сознания у животных,
понятие сознания часто выступает как
тождественное понятию психики и означает
наличие субъективных образов и переживаний.
Наряду с длительным господством
этой трактовки, начиная с Г.Ф. Лейбница,
начинается и получает развитие другая
точка зрения, согласно которой сознание
составляет только часть, причем внешнюю,
психических процессов. Необходимым условием
сознания является активное селективное
внимание, избирательно направленное
в сторону определенных явлений внутреннего
(память) и внешнего мира (образы восприятия).
"Сознание,
- писал В. Вундт, - заключается в том,
что мы вообще находим в себе какие бы
то ни было психические состояния".
Сознание психологически представляет
собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее
свечение, которое бывает ярким или помраченным,
или даже угасает совсем, как, например,
при глубоком обмороке. Поэтому оно может
иметь только чисто формальные свойства;
их и выражают так называемые психологические
законы сознания: единства, непрерывности,
[11. с. 39.].
По мнению
В. Джемса, сознание есть "хозяин психических
функций", то есть фактически сознание
отождествляется с субъектом. Сознание
может быть условием психологии, но не
ее предметом. Хотя его существование
представляет собой основной и вполне
достоверный психологический факт, оно
не поддается определению и выводимо только
из самого себя. Сознание бескачественно,
потому что оно само есть качество - качество
психических явлений и процессов; это
качество выражается в их презентированности
(представленности) субъекту. Качество
это не раскрываемо, оно может только быть
или не быть. Общая черта всех выше приведенных
взглядов - это акцент на психологической
бескачественности сознания.
Несколько особое положение
занимает теория сознания, восходящая
к французской социологической школе.
Главная идея этой школы, относящаяся
к психологической проблеме сознания,
состоит в том, что индивидуальное сознание
возникает в результате воздействия на
человека сознания общества, под влиянием
которого его психика социализируется
и интеллектуализируется; это социализированная
и интеллектуализированная психика человека
и есть его сознание. Но и в этой концепции
полностью сохраняется психологическая
бескачественность сознания; только теперь
сознание представляется некоей плоскостью,
на которой проецируются понятия, концепты,
составляющие содержание общественного
сознания. Этим сознание отождествляется
с знанием: сознание - это "со-знание",
продукт общения сознаний [4. с. 35.].
4 БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ
В ПСИХИКЕ И ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Психика человека это не только
сознание, но и бессознательное. Сознание
и бессознательное работают в режиме гармонического
единства: в зоне ясного осознания человека
находили лишь часть постоянных сигналов,
они используются для осознанного управления
поведением; выбор стратегии поведения.
Наряду с сознательными формами отражения
и деятельности для человека характерны
и такие, которые находятся как бы за «порогом»
сознания. Термины «бессознательное»,
«подсознательное», «неосознанное» часто
встречаются в научной и художественной
литературе, а также в обыденной жизни.
Говорят: «Он сделал это неосознанно»,
«Он не хотел этого, но так получилось».
Повседневный опыт знакомит нас с мыслями,
которые всплывают у нас в голове, и неизвестно
откуда и как они возникают. Психическая
деятельность может находиться в фокусе
сознания, а иногда не достигает уровня
сознания (досознательное или предсознательное
состояние) или опускается ниже порога
сознания (подсознательное). Бессознательное
проявляется в психических явлениях во
сне, в реакциях на неосознанные раздражители
и в автоматизированных движениях. Неосознанное
выступает то, как установка, инстинкт,
влечение, то, как ощущение, восприятие,
представление и мышление, то, как интуиция,
то, как гипнотическое состояние или сновидение,
состояние аффекта или невменяемости.
К бессознательным явлениям относят и
подражание, и творческое вдохновение,
сопровождающееся внезапным «озарением»
новой идеей, рождающихся как бы от какого-то
толчка изнутри, случаи мгновенного решения
задач, долго не поддававшихся сознательным
усилиям, непроизвольные воспоминания
о том, что казалось прочно забытым, и другое.
С физиологической точки
зрения бессознательные процессы выполняют
охранительную функцию: они разгружают
мозг от постоянного напряжения сознания
там, где в этом нет необходимости. Человеческий
разум нес бы на себе непомерно тяжелый
груз, если бы он вынужден был контролировать
каждый психический акт, каждое движение
и действие. Человек не мог бы ни результативно
думать, ни разумно действовать, если бы
все элементы его жизнедеятельности одновременно
потребовали сознания.
Проблема бессознательного
нашла отражение в учении Платона о познании
как воспоминании, тесно связанным с идеей
и наличии в душе скрытых, неосознанных
знаний, о которых сам субъект может даже
совсем ничего и не подозревать. Иное освещение
вопрос приобрел в концепции Р.Декарта,
который исходил из тождества психики
и сознания. Отсюда идея о том, что за предметами
сознания протекают не только физиологические,
но и психические процессы. Б. Спиноза
утверждал, что люди осознают свои желания,
но не причины, которые их определяют.
В истории философской и психологической
мысли впервые лишь Г.Ф. Лейбницу удалось
вполне отчетливо сформулировать концепцию
бессознательного, как низшей формы духовной
деятельности, лежащую за порогом осознанных
представлений, возвышающихся, подобно
островкам, над океаном темных перцепций
(восприятий). Бессознательными бывают
врожденные, приобретенные и вытесненные
из сознания идеи.
И.Кант связывал понятие бессознательного
с чувственным познанием, с интуицией.
Он указал на наличие сферы восприятия
чувств, которые не осознаются, хотя и
можно прийти к выводу об их существовании.
В противоположность принципам
рационализма представители теории романтизма
развивали идею бессознательного как
глубинного источника, прежде всего художественного
творчества. А. Шопенгауэр, например, выдвинул
иррациональную концепцию бессознательного,
рассматривая его как волю в природе, источник
жизни, которому противостоит беспомощное
сознание. В иррациональном духе трактовал
бессознательное и Ф. Ницше. Он считал,
что вера в человеческом разуме играет
второстепенную роль и, в конечном счете,
быть может исчезнуть и уступить место
полнейшему автоматизму, то есть деятельности,
осуществляемой бессознательно.
В XIX веке, такие психологи,
как И.Ф.Гербарт, Г.Т.Фехнер, В.Вундт и др.
положили начало психологическому исследованию
проблемы бессознательного. Динамическую
характеристику бессознательного вводит
И.Ф.Гербарт (1824 г.) Согласно ему, несовместимые
идеи могут вступить между собой в конфликт.
При этом более слабые психические явления
вытесняются из сознания, продолжая воздействовать
на него.
В.Вундт считал, что восприятие
и сознание базируются на осознаваемых
логических процессах. Он пытался установить
связь законов логического развития мысли
с бессознательными явлениями, утверждал
существование не только осознаваемого,
но и неосознанного «Мы».
Существенным толчком в исследовании
бессознательного явились опыты в области
психиатрии, прежде всего французских
психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных
целях стали применять гипнотические
методы воздействия на сферу сознательного.
И.М.Сеченов прямо выступил
против концепций, отожествлявших психическое
и сознательное.
И.П.Павлов связывал явление
бессознательного с исследованием тех
участков мозга, которые обладают минимальной
возбудимостью.
В советской психологии проблема
бессознательного разрабатывалась главным
образом школой Д. Н. Узнадзе (1886 – 1950) в
Грузии, приверженцы которой проводят
исследования бессознательного в виде
установки. Как определял Д.Н.Узнадзе,
установка – это готовность, предрасположенность
субъекта к восприятию будущих событий
и действий в определенном направлении;
обеспечивает устойчивый целенаправленный
характер протекания соответствующей
деятельности, служит основой целесообразной
избирательной активности человека [11.с.27.].
Наибольший интерес представляют
проявления именно неосознаваемой установки.
Именно с них и начались экспериментальные
и теоретические исследования в школе
Д. Н. Узнадзе. Установка имеет важное функциональное
значение: это состояние готовности позволяет
эффективнее выполнять соответствующие
действия. Явление установки пронизывает
практически все сферы психической жизни.
Установка – не частный психический процесс,
но нечто целостное, носящее центральный
характер. Это проявляется в том, что она,
будучи сформирована в одной сфере, переходит
на другие. Установка возникает при взаимодействии
индивида со средой, при «встрече» потребности
с ситуацией ее удовлетворения. На базе
установки, выражающей состояние субъекта
как такового, деятельность может быть
активизирована помимо участия его эмоциональных
и волевых актов. Но деятельность в плане
«импульсивной» установки человеку хотя
и свойственна, однако не отражает его
сущности [11.с.28.].
Установка возникает при
«встрече» двух факторов – потребности
и ситуации удовлетворения потребностей,
определяя направленность проявлений
психики и поведения субъекта. Когда импульсивное
поведение наталкивается на некоторые
препятствия, оно прерывается и начинает
функционировать специфический для сознания
человека механизм объективизации, благодаря
которому человек выделяет себя из действительности
и начинает относиться к миру как объективному
и независимому от него. Установки регулируют
широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых
форм психической деятельности. Для их
экспериментального исследования предложен
метод фиксации, варианты которого применяются
при анализе развития: