Сознание и самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 21:40, реферат

Краткое описание

Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов становятся осознанными. Поэтому творчество – это путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
Сознание как высшая форма психики ………………………………….. 4
Самосознание и сознание человека …………………………………….. 9
Функции самосознания ………………………………………………….. 11
Заключение ………………………………………………………………. 14
Список литературы ……………………………………………………… 15

Вложенные файлы: 1 файл

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ (РЕФЕРАТ).doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Самосознание  — социально обусловленная установочная система личности, система ее ценностно-смысловых  образований. На этой основе и осуществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личностное единство — стиль поведения данной личности.

Функции самосознания

Не сознание рождается из самосознания, из "я", а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. На развитие самосознания влияет всё, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее, изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе5.

Выделяют следующие функции  самосознания: познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни, осмысление своей жизни. Рассмотрим их подробнее.

Познание себя – одна из самых сложных и в то же время субъективно очень важных задач. Сложность этой задачи вызвана многими причинами. Во-первых, человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, чтобы потом применить их к познанию себя. А это приходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие. Во-вторых, должен накопиться материал для познания, т. е. человек должен чем-то (кем-то) стать; вместе с тем он находится в непрерывном развитии, и самопознание все время отстает от своего объекта. В-третьих, всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим. Поэтому-то задача "познать себя" и оказывается для человека столь субъективно значимой: всякое продвижение в ней - очередной шаг в его развитии.

Познание себя начинается в очень  раннем детстве, но там оно имеет  совершенно особые формы и содержание. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира. Позднее  он уже начинает осознавать себя в  качестве члена социальной микрогруппы, и здесь проявляется детский эгоцентризм: другие люди существуют, чтобы кормить ребенка, играть с ним, воспитывать его. В юношеском возрасте формируется «идеальное Я», сопоставление с которым заставляет людей меняться.

Усовершенствованием себя человек занимается для достижения своего «идеального Я», и зависит оно от самооценки человека. Если самооценка человека завышена, то он, как правило, считает, что уже достиг верхней точки саморазвития, и что необходимости в усовершенствовании себя нет. Если же самооценка человека занижена, то он может либо заняться самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознания эти неприятные сведения.

Осмысление собственной  жизни направлено не просто на осознание ведущих мотивов, но и на координацию всей личности в целом. Ведь речь здесь идет о смысле не отдельных действий, поступков и даже деятельностей, а о смысле всей жизни. Факты показывают, что этот вопрос встает не перед каждой и личностью и не с равной силой. Редко он появляется в молодые годы. Обычно нужно окунуться в жизнь, пройти некоторые этапы жизненного пути, чтобы началась внутренняя работа по осмыслению собственной жизни. Часто случается, что вопрос о смысле жизни возникает вместе с появлением осязаемого ощущения ее конечности, т. е. неизбежной смерти.

Поиск смысла жизни есть одна из самых важных функций самосознания. На языке научных понятий этот поиск можно представить как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности, которая помогает понять человеку, для чего он поступает именно так, а не иначе6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания — общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ребенка.

Говоря о самосознании, мы часто  говорим о том, насколько человек  осознает ответственность за свои поступки, насколько он продумывает последствия  своих действий, а все это говорит  об уровне развития его личности. Но не нужно забывать о том, что какова бы ни была взаимосвязь между понятиями «личность» и «самосознание», нельзя отождествлять их. Нет личности без самосознания и самосознания без личности, но это не одно и то же. Самосознание включается в личность. Самосознание личности есть не что иное, как представление человека о себе и его отношение к себе, которое совпадает или не совпадает с образом «идеального Я».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Гинецинский В. И. Пропедевтический курс общей психологии / В. И. Гинецинский. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. – 177с.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер.  — М.: Просвещение, 1988. – 352с.

3. Психологический словарь / Под  ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-ПРЕСС,1999. – 440с.

4. Рубинштейн  С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 780 с. 

5. Щербатых Ю.  В. Общая психология / Ю. В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

6. Портал по  психологии [Электронный ресурс] / Сознание.- Москва, 2007. – Режим доступа: http://azps.ru/articles/cmmn/cmmn34.html/. – Дата доступа: 15. 04. 2012.

 

1 Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. С. 180.

2 Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. С. 183-184.

3 Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. С. 71-73.

4 Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-ПРЕСС,1999.

5 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. С. 435-437.

6 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Просвещение, 1988. С. 147.

 


Информация о работе Сознание и самосознание