Сознание как форма отражения человеком действительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 19:21, реферат

Краткое описание

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Содержание

Введение
1. Общее понятие о сознании
2. Духовная сфера жизни общества
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Психология, зачет, Мазер Н.А., ЭН-114(1).doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Определенность норм зависит от специфики объекта нормирования. Нормы определенны в критериях грамотности и владения языком, в профессиональной деятельности.

Нормируется и духовно-психологическая активность. Объем памяти, типы аффектации и другие психические процессы, поскольку они протекают в конкретной социальной среде, всегда в той или иной степени нормированы. Их содержание, направленность, интенсивность обусловлены не только физиологической активностью психики и ситуацией, но и сложившимися нормами. Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, нередко освещаются авторитетом религии и поддерживаются законом. Нередко нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в устаревший стиль и т.п.

Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной

18

жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

Следует отметить, что в общественной жизни все элементы духовной сферы тесно связаны, взаимодействуют друг с другом. Так, длительное время развитие церкви оказывало сильнейшее влияние на искусство, науку; сегодня особо очевидна связь науки и образования, идеологии и науки. По существу, каждый из выделенных элементов в определенной мере влияет на все другие. Поэтому мы можем не просто констатировать наличие сходных черт в различных элементах духовной сферы, но и выделять определенные системные связи между ними. В духовной сфере, как и в других сферах, нельзя однозначно определить, какой из ее элементов играет ведущую роль. В классово-антагонистическом обществе такая роль принадлежала идеологии, это проявилось в том, что она оказывала наибольшее воздействие на развитие науки, образования, искусства. Зачастую требования общества по отношению к этим элементам выражаются в политико-идеологической форме, это объясняется особым значением классовых отношений, близостью идеологии к государству, которое занимает центральное место в политической жизни. Ведущая роль идеологии в духовной сфере является своего рода отражением ведущей роли классов, государства в соответствующих сферах общественной жизни.

С развитием общества ситуация с выделением главного элемента духовной сферы меняется. Возрастают роль и значение научных начал, можно предположить, что именно наука станет ее ведущим элементом, разумеется, не подавляя другие элементы.

В    общественной  жизни   складываются довольно  сложные  и

19

неоднозначные взаимосвязи между развитием сознания общества, общественного сознания, с одной стороны, и духовной сферой общества — с другой. Общественное сознание, будучи универсальным, многогранным идеальным отражением общественного бытия, выступает идеально-духовной основой развития духовной сферы. Само общественное сознание, его элементы на определенном этапе развития функционируют в структуре духовной сферы, подчиняясь ее законам. В то же время и духовная сфера — это не просто социально-материальная оболочка общественного сознания, а весьма важный и активный фактор развития общественного сознания, сознания общества. В формах духовной сферы многие элементы общественного сознания получают более полное развитие, способствуя тем самым максимальной реализации возможностей человеческого духа. В сложной взаимообусловленности развиваются, функционируют в обществе общественное сознание, духовная сфера, составные грани единой духовной жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20деализм материалистический духовный

 

Заключение

 

Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношениями с деятельностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и исторически меняющихся типов и форм, т.е. в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческой жизнедеятельности, прогресс науки и культуры постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем пере философской мыслью.

В чем заключается специфика духовного производства, его отличие от производства материального? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом замечательных свойств. И, пожалуй, главное из них – всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех! Пятью хлебами, о которых говорится в Евангелии, все-таки нельзя накормить тысячу человек, а пятью идеями или шедеврами искусства – можно Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендует, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе – от потребления они не убывают и даже наоборот: чем больше людей овладевает духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Иначе говоря, духовная деятельность самоценна, она обладает

21

значимостью нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такое почти не встречается. Материальное производство ради самого производства, план ради плана, конечно, – нелепость. А вот искусство для искусства – вовсе не такая глупость, как это может показаться на первый: взгляд. Такого рода феномен самодостаточности деятельности встречается не так уж редко: различные игры, коллекционирование, спорт, любовь, наконец. Разумеется, относительная самодостаточность такой деятельности не отрицает ее результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

Литература

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 1999г.

2. Введение в философию. Учебник  для вузов в 2 ч. ч. 2.,

Политиздат 1989г

3. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение  и сущность. Москва 1967г

4. Кириленко Г.Г. Философский словарь: Справочник студента. – Москва, 2002

5 Основы философии. Ч. 2. Социальная  философия: Учебное пособие. 1991г

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – Москва, 2001

7. Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва 1971г.

8. Федотова В.Г. Практическое и  духовное освоение действительности. – Москва, 1992

9. Философия: Учебник для вузов/Под  ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. –  Москва, 2001

10. Франк С.Л Духовные основы  общества. - Москва, 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий контроль

(Кейс)

 

 

 

Дисциплина: Психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Выполнил(а) Мазер Наталья Александровна

Группа: ЭН-114(1)

Адрес: 632122, Новосибирская область, г. Татарск, ул.Закриевского, д. 96, кв. 87

Проверил:___________________________

Оценка:_____________________________

Дата:_______________________________


2014г.


Кейс №1.

Таким образом,в представленном кейсе у девочки Евы представлен  застревающий тип акцентуации, который  характеризуется следующим: ребенок обидчив, ревнив, злопамятен, честолюбим, часто выступает инициатором конфликтов, в которых жестко отстаивает свои интересы, характеризуется большим упорством в достижении своих целей. В данном изложенном клиническом случае  маленькая девочка Ева, у которой параноический аффект возник как из-за акцентуации застревающих черт характера, так и вследствие неправильного «маятникового» воспитания. Оно заключается в постоянных колебаниях между преувеличенной строгостью  и мягким, ласковым обращением. Это и служит почвой для тех самых колебаний, которые ведут к параноическому аффекту. Ребенка обрекают на постоянные метания между исполнением его желаний и наложением на них запрета, в конце концов у него вырабатывается враждебное отношение к тому из воспитателей, который в его детском мире представляет строгость. Если один и тот же воспитатель «качается», подобно маятнику, между теми и другими мероприятиями, то у ребенка возникает чувство, подобное вышеописанной ненависти-любви, т. е. к этому взрослому проявляются и большая привязанность, и одновременно озлобленная замкнутость. 
       Взрослые люди в процессе своей «борьбы» с окружением часто создают сами себе обстановку «раскачивания» между успехом и провалами. Дети, конечно, не способны на подобную активность; естественно, что они, в основном, подчиняются влиянию взрослых, поэтому и «раскачивание» их приходитизвне. 

Несомненно, что у этой девочки "маятниковое" воспитание сказалось в ее постоянном сопротивлении матери, олицетворявшей в воспитательном процессе строгое начало. Впрочем, и мать была непоследовательна: внезапно становилась доброй, начинала жалеть дочку. Ровное, постоянно мягкое отношение девочка привыкла всегда встречать только со стороны бабушки. С другой стороны, следует учесть и необычность для шестилетнего ребенка таких реакций как, например, молчание по 3-4 дня или упрямое лежание в постели в течение недели с тем, чтобы противопоставить матери свою волю.  Во многих "поединках" с матерью ребенок оказывался сильнее и побеждал. Все подобные моменты трудно объяснить одним лишь неправильным воспитанием, приходится привлечь при анализе и характерные черты застревающего типа. То же относится и к тяжелым, даже опасным реакциям ревности, связанным с младшим братом. Известно, что дети часто ревнуют родителей к младшим братьям и сестрам, например. Но ревность такой глубины и длительности, как у Евы, все же надо считать из ряда вон выходящей. Особенно это застревающее напряжение аффекта бросается в глаза в эпизоде с цветочными лепестками. Застревание аффекта - основной механизм описываемых реакций - сказалось и во время пребывания в клинике. Положение нормализовалось благодаря применению последовательного режима и лечения. Это не могло не отразиться положительно на психике семилетнего ребенка. Возможно, Ева впоследствии станет лишь типичной акцентуированной личностью и паранойяльная психопатия не разовьется.

 

Кейс №2

 

Ситуация №1.

 

  1. Федор испытал страх, в его поведении волнение за то что он мог оказаться на месте этого человека.
  2. Эмоции картинка Б (брови вскинуты высоко; нижние веки напряжены, верхние веки подтянуты; рот открыт со стремлением уголков в стороны).
  3. Дать выговориться, не стоит загонять эти чувства вглубь, убедить забыть этот случай.

Ситуация№2.

 

        1. Степан испытывает  радость и волнение ведь теперь  ему нужно понравиться девушке

       2. Эмоции картинка  Ж (улыбка, сияющие глаза).

 

Ситуация №3.

 

  1. У Ивана плохое настроение, гнев, презрение.
  2. Эмоции картинка З (Брови сведены, опущены. Напряжены веки. Взгляд пристальный, прицельный. Губы тоже напряжены. Мышцы подбородка тоже в повышенном тонусе).
  3. Избавится от этих эмоций поможет воображение. Нам всем надо помнить, что гнев призван изменить неудобные обстоятельства. Каждый человек способен адекватно выражать гнев, при этом не испытывать чувство вины, не разрушать отношения и не причинять вред себе и другим. Для этого необходимо научиться быть ответственным за проявление гнева и осознавать гнев без осуждения как собственное неотъемлемое и естественное качество.

 

 

 

 

 

Кейс №3.

 

Ситуация №1.

Вечер. Время ужина. Осталось решить, кто будет готовить ужин.

 «Милый всегда ужин готовлю я, но сегодня мне бы хотелось съесть блюдо, которое у тебя получается лучше, чем у меня». Манипулирую качеством высокой самооценки.

 

Ситуация № 2.

В доме накопилось много мусора. Кто будет выносить мусорное ведро?

 Так, как муж всегда ходит  за хлебом я скажу так: «Дорогой  надо сходить за хлебом, а заодно  вынеси мусор». Манипулирую качеством  независимость от партнера.

 

Ситуация №3.

Молодая пара пришла в кинотеатр , выбирают фильм, который будут смотреть. Супруга хочет смотреть мелодраму «Я тебя люблю». Супруг хочет посмотреть новый фильм ужасов «Кочегар возвращается». Какой фильм супруги в итоге будут смотреть?

«Милый я так давно хотела посмотреть фильм «Я тебя люблю», ты же настоящий джентльмен, давай сегодня, посмотрим этот фильм, а в следующий раз фильм, который хочешь ты». Манипулирую качеством галантность.

 

 

 

НОУ ВПО Сибирский институт бизнеса и информационных технологий

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков

 

БЛАНК ОТВЕТОВ НА ТЕСТ

 

по дисциплине «Психология»

 

студента(ки) Мазер Натальи Александровны

специальность (направление) экономика

курс, группа: ЭН-114(1)

форма обучения (очная/заочная) заочная

 

 

№ вопроса

Вариант(ы)ответа

1

в

2

г

3

б

4

б

5

в

6

а

7

г

8

б

9

в

10

б

11

а

12

б

13

г

14

б

15

в

16

в

17

г

18

в

19

а

20

в

21

г

22

г

23

б

24

а

25

в

26

б

27

б

28

г

29

б

30

в

31

в

32

г

33

в

34

в

35

б

36

в

37

б

38

а

39

в

40

а

41

а

42

б

43

г

44

б

45

а

46

б

47

в

48

в

49

а

50

г

Информация о работе Сознание как форма отражения человеком действительности