Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:10, реферат
Деятельность субъекта - внешняя и внутренняя - опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в его памяти; это же относится к процессам его деятельности и к самому себе - к его состояниям, свойствам, особенностям. Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным темам психологии. Однако теперь логика исследования оборачивается: проблема проявления психических процессов превращается в проблему их происхождения, их порождения теми общественными связями, в которые вступает человек в предметном мире.
Введение…………………………………………………………………….2
1.Возникновение сознание у человека. Условия возникновения…………..3
2. Проблема структуры сознания в трудах Л. С. Выготского (системное строение, смысловое строение)……………………………………………….6
3.Понятие бессознательного. Бессознательное проявление в психике и поведении человека. Три периода развития учения Фрейда о бессознательном……………………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………….18
2) преувеличенная роль
3) научная несостоятельность
Тем не менее концепция данного автора оказала огромное, решающее влияние на раскрытие и развитие в истории рассматриваемой проблемы, проблемы бессознательного и ее роли в структуре психики человека.
Заключение
Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду
психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне
оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или
рациональном.
В более узком и специальном значении сознание - не просто психическое
состояние, а высшая, собственно
человеческая форма отражения
В структуре сознания отчетливо выделяются такие моменты, как осознание
вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию
того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто
существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает
обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.
Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское,
эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный
уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление
образуют ядро сознания. Но оно включает в себя и акт внимания как свой
необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный
круг объектов находится в фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только
познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие
нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и
ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное
искание истины.
Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого
искания истины. Богатейшая
сфера эмоциональной жизни
включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к
внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение
или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и
аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную
значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в
убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является
показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным
ориентиром.
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания
затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы,
чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное
выражение, так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект
(внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря
усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его
элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное
сложно структурированное целое.
Сущность сознания, как высшей формы
развития психики, психического отражения
принято видеть в способности
человека к абстрактному вербальному
мышлению, орудием и средством
которого является возникший в человеческом
обществе язык, к познанию на этой основе
законов природы и общества.
Необходимо учитывать значительное, часто
решающее влияние бессознания на принятие
решения, при совершении определенных
действий. Сознание находится в неотрывной
связи с бессознательным.
Список литературы:
1. Р.С. Немов “Психология”, книга 1, Москва, 1998. –С.132-139.
2. Выготский Л.С. Младенческий возраст. //Собрание сочинений. Т.4. - М.: Педагогика, 1984.- С. 269-317.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. //Собрание сочинений. Т.2. М.: Педагогика, 1982 -С.5-361.
4. Выготский Л.С. О психологических системах. //Собрание сочинений. T.I. - М.: Педа-гогика, 1982.-С. 109-131.
5. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М.
Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.
6. З. Фрейд. Психология бессознательного: сборник произведений, Москва
«Просвещение», 1989.
7.Статья «Сознание в
психологии» http://www.