Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 09:26, доклад
Свойства сознания: универсальность - в сознании могут быть отражены любые явления; избирательность - сознание избирает 1 элемент своим объектом; объективность - отражает так, как надо; целеполагание - прежде мыслить, чем думать; активность; творчество.
В широком смысле понятие бессознательное представляет собой совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «бессознательное» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели, последствия которого не осознаются.
1. Понятие и структура сознания.
2. З.Фрейд «Теория бессознательного»
3. Л.С. Выготский «сознание - идеальное отражение объективной реальности»
4. Трудности, проблемы сознания в специальности «Электроэнергетика»
Содержание
Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности. Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто, не зависящее от объективного мира и созидающее его.
Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.
Свойства сознания: универсальность - в сознании могут быть отражены любые явления; избирательность - сознание избирает 1 элемент своим объектом; объективность - отражает так, как надо; целеполагание - прежде мыслить, чем думать; активность; творчество.
В широком смысле понятие бессознательное представляет собой совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «бессознательное» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели, последствия которого не осознаются.
В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
2.З.Фрейд «Теория
Не сознавая своих
действий, люди могут выполнять многие
психические функции, даже сложные. Мы
способны воспринимать, рассуждать, вспоминать,
не отдавая себе отчета в том что мы делаем,
то есть без контроля над этими сложными
действиями сознательного – бессознательно.
Самая распространенная
теория «бессознательного» - теория З.Фрейда.
«Все душевные процессы по существу бессознательны…
и сознательные процессы являются только
как отдельные проявления нашей душевной
деятельности»
З. Фрейд первым объявил о свершившейся в психологии революции. Его «Толкование сновидений» - первая большая работа. С нее в психологии начался 20 век. В своей работе он писал, что снотолкование ведет прямо к познанию бессознательного, самое верное основание психоанализа. Фрейд придумывает для своей психологии самостоятельное название (психоанализ), а сознание объясняет психическими процессами, то есть бессознательным.
Пациентке Фрейда приснилось, что ее единственная 15-летняя дочь умерла и лежит перед нею в большой коробке. Фрейд объясняет ей этот сон, и она соглашается с тем, что сновидение соответствует ее желанию, правда, с оговоркой: не сегодняшнему, а 15-летней давности. Она в свое время не очень обрадовалась беременности и не раз ловила себя на желании, чтобы ребенок родился мертвым; однажды, после ссоры с мужем, она в припадке бешенства даже стала колотить себя по животу, чтобы убить ребенка. Сновидение, добавляет Фрейд, - это замаскированное исполнение вытесненных ранее из сознания желаний.
Перейдем к теоретической конструкции, созданной Фрейдом. Он выделяет три подсистемы (инстанции) личности: инстанция Я – это то, что дано нам в сознании; инстанция ОНО – некое безличное вместилище наших желаний; инстанция СВЕРХ-Я – контролирующее, чтобы из ОНО в Я не попало ничего такого, что могло бы нарушить деятельность Я. Содержание Я дано нам непосредственно, содержание ОНО проявляется в сновидениях и в других отклонениях от нормального состояния сознания, СВЕРХ-Я задает установки для работы цензуры, следы от которой мы как раз и можем изучать в ошибках, забывании и так далее. Схема обладает определенной завершенностью и логической стройностью.
Фрейда подвергали серьезной критике не только за его убеждения, но и за те методы, при помощи которых он пытался их отстаивать. Многие теоретические выкладки Фрейда весьма расплывчаты и метафоричны, поэтому опрос об их корректности до сих пор остается открытым.
3.Л.С. Выготский «сознание - идеальное отражение объективной реальности»
Л.С. Выготский заложил основы современной отечественной психологии и на многие годы определил направления психологических исследований. Он затронул важнейшие, фундаментальные проблемы психологии. Одно из таких понятий – сознание.
Выготский размышлял так: сознание – это идеальное отражение объективной реальности, а значит, всегда какое-то удвоение реальности. Он искал слова: реакция на собственную реакцию, рефлекс рефлексов, переживание переживаний, эхо. Но зачем это удвоение нужно? Вариант ответа он находит в известной формуле Маркса, которую берет в качестве эпиграфа к своей статье о сознании: «…самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально». Позднее он пересказывает эту идею собственными словами: «Система наших мыслей как бы предварительно организует поведение, и если я сперва подумал, а потом сделал, то это означает не что иное, как такое удвоение и усложнение поведения, когда внутренние реакции мысли сперва подготовили и приспособили организм, а затем внешние реакции осуществили то, что было наперед установлено и подготовлено.»
Сознание человека,
в полном согласии с Марксом,
- это продукт общественного
Любимый пример Выготского, поясняющий эту его идею и экспериментально изученный А.Н. Леонтьевым: вначале запоминание осуществляется как внешняя деятельность, посредством завязывания узелков «на память», а уже затем возникают внутренние мнемические процессы, в которых завязывание этих узелков осуществляется не реально, а идеально. Приведенный пример, однако, показывает невозможность разгадки на пути, предложенным Выготским. Человек может завязывать узелки на память «в идеальном плане» только в том случае, если он предварительно обладает этим «идеальным планом», т.е. сознанием. В противном случае, где и что он будет завязывать после интериоризации? Процесс перехода внешней деятельности во внутреннюю реален, его можно показать в эксперименте. На этой идее можно построить систему эффективных педагогических приемов (что предлагал сам Выготский в дефектологии и успешно делали его ученики в других областях). Но нельзя с помощью этого процесса объяснить наличие внутреннего мира, т.е. возникновение сознания.
4.Трудности, проблемы сознания
в специальности «
Представители инженерных профессий занимают по своему удельному весу доминирующее положение в социально – профессиональной структуре работников умственного труда.
Вместе с тем надо признать , что инженерная профессия в 90- е годы была сопряжена с серьезными проблемами. На фоне падения объемов производства, рентабельности и прибыльности предприятий в полном объеме проявились тенденции снижения спроса на инженерное творчество, снижение относительного уровня оплаты труда.
Большинство работников не удовлетворены ролью инженера в современном производстве. Поэтому не вызывает удивления пессимистичность ожидания по поводу перспектив своей профессии.
Ориентация на профессии непосредственно подвержена влиянию престижа, т.е. места, которое занимает та или иная профессия в общественном сознании. Престиж профессии – относительно самостоятельный феномен, но социально обусловленный и органически связанный с социальным престижем. Престиж социальный- это отражение в общественном сознании реального положения в системе общественных отношений отдельного человека, социальной, профессиональной группы, трудового коллектива.
Анализ динамики профссиональных предпочтений позволяет сделать вывод о том, что изменение интереса к тем или иным профессиям обусловлено реакцией на изменения социально-экономической обстановки в городе. Тем самым демонстрируется феномен разницы спроса на специалистов, порожденный общественным сознанием и потребностями экономики.
Рассматривая те трудности, с которыми сталкивается профессия инженера в различных сферах деятельности, следует отметить, что среди проблем, связанных с индивидуальными характеристиками личности инженера, профессиональными знаниями, есть проблемы макро уровня. В связи с развитием техники увеличивается число объектов, которыми надо управлять, а следовательно идет больше затрат энергетических ресурсов человека. При этом не осуществляется мотивирование работника на высокий показатель производительности. Отсутствие защиты прав работника на предприятиях и организациях с различной формой собственности приводит к снижению качества в труде инженера и других работников. Увеличение скорости и сложности производственных процессов усложняет подбор кадров на вакансию инженера, тем самым идет отток профессионалов. Автоматизация и усложненность оборудования требует специфических навыков, которыми не обладают многие специалисты, а обучение проводится не на всех предприятиях, многие лица, с инженерным образованием, остаются вне сферы инженерной деятельности.
Экономическая обстановка в стране способствует снижению потребности в инженерах, следовательно, люди, получившие инженерное образование, не имеют возможности найти работу по специальности. На сегодняшний день существует требование рынка брать специалиста только с опытом работы, наличие которого отсутствует у выпускников вузов.
Проблемой инженерного труда можно обозначить тот факт, что многие лица, повышая образование, не являются специалистами в области инженерии, а лишь имеют формальную сторону этой профессии, что также приводит к снижению не только интенсивности производства, но и квалифицированности выполнения деятельности.