Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:54, реферат
Психика – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с телесными процессами и характеризуется активностью, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики – сознание – присуща человеку. Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой.
I. Введение
2 Животные: психика и поведение
3. Развитие высших психических функций у человека
4 Сравнение психики животных и человека.
5. Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, речь).
6. Научение, мышление, интеллект.
7. Заключение.
То есть общение животных и по своему содержанию и по характеру также полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности.
6. Научение, мышление, интеллект.
Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта между ними обнаруживаются различия.
Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.
Ученых также давно волновал вопрос, способны ли животные чему-нибудь научиться. В 1912 году Йеркс пытался выяснить, на какой ступени эволюции животного мира появляется эта споcобность чему-то научаться. Ее зачатки с несомненностью обнаруживались уже у дождевого червя. Действительно, Йеркс сумел научить некоторых особей поворачивать направо в Т-образном лабиринте. Чтобы достичь такого результата, потребовалось больше 150 проб, в которых червь, если он поворачивал налево, натыкался на сетку, находившуюся под током. Тем не менее, было доказано, что простая нервная система этих животных может накапливать информацию, способную изменять их поведение.
У высших млекопитающих, главным образом у обезьян , благодаря высокому уровню развития головного мозга появляются новые способности, позволяющие решать задачи без предварительных пробных манипуляций. Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяны и, разумеется, человек смогли выработать эту способность улавливать связь между различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям.
Умозаключения используются в самых
разнообразных ситуациях
У позвоночных, стоящих на вершине
эволюционной лестницы, в частности
у приматов, возникают новые формы
индивидуально-изменчивого
ориентировочно
— формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели;
Систематические исследования интеллектуального поведения высших животных (обезьян ) были начаты известным немецким психологом В. Келлером. Для изучения этой формы поведения Келлер ставил обезьян в сложные условия, когда непосредственное достижение цели было невозможно.
Заключение.
Итак, человек, в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое.
Марксистско-ленинское учение :
Переход к человеческому сознанию,
в основе которого лежит переход
к человеческим формам жизни, к человеческой,
общественной по своей природе, трудовой
деятельности, связан не только с изменением
принципиального строения деятельности
и возникновением новой формы
отражения действительности. Психика
человека не только освобождается от
тех черт, которые общи всем рассмотренным
нами стадиям психического развития
животных и не только приобретает
качественно новые черты - главное
состоит в том, что с переходом
к человеку меняются и сами законы,
управляющие развитием психики.
Если на всем протяжении животного
мира теми общими законами, которым
подчинялись законы развития психики,
были законы биологической эволюции,
то с переходом к человеку развитие
психики подчиняется законам
общественно-исторического
Основная научная ошибка по моему мнению марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение.
Содержание
I. Введение
2 Животные: психика и поведение
3. Развитие высших психических функций у человека
4 Сравнение психики животных и человека.
5. Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, речь).
6. Научение, мышление, интеллект.
7. Заключение.
Список использованной литературы.
1.Дольник В.Р. “Вышли мы все из природы”, М., 1996.
2.Годфруа Ж. “Что такое
3. “Хрестоматия по психологии” под редакцией А.В. Петровского м.,1977 г.
4. “Психология ” В.И. Крутецкий М 1982 г.,
Информация о работе Сознание человека и животного, сходства и различия