Сознательное и бессознательное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:56, практическая работа

Краткое описание

Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению того же Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «Человек есть мера всех вещей». Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, или «самоценности», к ним, в частности, относятся человек, счастье, справедливость и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Работа Ценности. Сознательное и Бессознательное. Тема 13.docx

— 26.75 Кб (Скачать файл)

Оценивая роль бессознательного в концепции Фрейда и его последователей, следует сказать, что сама постановка проблемы является несомненной заслугой Фрейда. Подход к человеку и его  существованию через соотношение  бессознательного и сознания вносил новые моменты в философское  понимание данной проблемы. Однако вместе с тем у Фрейда наблюдается  явная абсолютизация роли бессознательного. Выступив против абсолютизации роли сознания в жизнедеятельности человека, представители этого направления  впали в другую крайность. Так, у  Фрейда квинтэссенцией человека оказалось  либидо (сексуальная энергия).

Впрочем, эволюция фрейдизма  свидетельствует о том, что представители  психоанализа все больше отходили от ортодоксальной концепции Фрейда, склоняясь  в сторону все большего признания  роли сознания и влияния социального  фактора на развитие личности. Так, по Фромму, новая эпоха, связанная с функционированием рыночных отношений в условиях – развитого капитализма», рождает и «человека нового типа», который он описывает как «рыночный характер». «Человек, обладающий рыночным характером, – пишет он, – воспринимает все как товар. – не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбки… и его главная цель – в любой ситуации совершить выгодную сделку». Альтернативой обществу «обладания», порождающего «рыночного человека», должно быть общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Изменение способа существования человека и его характера связывается им как раз с изменением самого общества, в котором основным принципом существования человека будет «быть», а не «иметь».

Таким образом, разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры  индивидуального и общественного  сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного  и бессознательного.

 

Использованная литература:

  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004
  2. Чухина Л. А., Феноменологическая аксиология М. Шелера, в сборнике: Проблема ценности в философии, М. — Л., 1966;
  3. З. Фрейд. Психология бессознательного: сборник произведений, Москва «Просвещение», 1989. – С. 426
  4. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
  5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб., 2004.

Информация о работе Сознательное и бессознательное