Сон, его биологическое значение, механизмы, стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:30, реферат

Краткое описание

До сих пор некоторые родители не понимают до конца значения и необходимости полноценного сна для своих детей. Уже с трех лет не заботятся о дневном сне для малышей, а если ребенок заснул – готовы ради светских мероприятий разбудить его, не стараются вечером вовремя уложить детей. А потом удивляются, откуда снижение иммунитета, частая заболеваемость, капризы и плохое настроение.

Содержание

1. Введение……………………………………………………3
2. Что такое сон, глубина и продолжительность сна………4
3. Сновидения………………………………………………....7
4. Значение сна……………………………………………….9
5. Механизмы бодрствования и сна………………………..11
6. Сон в онтогенезе………………………………………….13
7. Заключение……………………………………………….16
8. Литература………………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

нейрофизиология сон.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

 

6. Сон в онтогенезе

В последние недели беременности периоды быстрого сна у плода  занимают 30-60% сна, остальное время составляет медленный сон.

Общая характеристика сна детей. Основная тенденция сна детей - постепенное уменьшение общей его продолжительности и значительное снижение доли БДГ-фазы (см. рис.). Последовательность и длительность остальных фаз, не указанных на рисунке, у детей грудного и младшего возраста также иные, чем у взрослых. Значительная доля БДГ-фазы в самом раннем возрасте наводит на мысль, что этот сон, сопровождающийся повышенной активностью нервных клеток (такая же десинхронизация ЭЭГ, как и при сосредоточении внимания), играет важную роль в онтогенетическом развитии ЦНС: поскольку грудные дети получают гораздо меньше информации об окружающем мире, чем взрослые, их сновидения обеспечивают внутреннюю стимуляцию, компенсирующую недостаток внешней.

 

 

 

Соотношение сна и  бодрствования, а также БДГ- и  медленноволнового сна в различные  периоды жизни человека. Наиболее существенное изменение в раннем возрасте - уменьшение общей длительности сна и значительное снижение в  нем доли БДГ-фазы .

Продолжительность сна у детей зависит от возраста. Новорожденный спит около 20 ч в сутки, в возрасте 6 мес. -15 ч. Естественная потребность во сне с годами уменьшается. К концу первого года жизни продолжительность сна сокращается до 13 ч в сутки. Средняя продолжительность сна у детей 2-го года - 12 ч, - 9 лет-10 ч, 13-15 лет-9ч, 16-19 лет-8 ч в сутки. Характер сна детей - многоразовый. Новорожденные спят 9 раз в сутки, смены сна и бодрствования мало зависят от времени суток. Однако отчетливое преобладание ночного сна за счет сокращения дневного сна возникает уже в конце первого месяца жизни и после этого стабилизируется. В возрасте 1 года дети обычно спят 3 раза в сутки, причем наиболее продолжительным остается сон в ночное время. В ясельный и дошкольный периоды сон обычно становится двухразовым, а с начала школьного возраста - одноразовым, как у взрослых.

        Частота и продолжительность сна детей от 2,5 месяцев до 7 лет

 

Возраст

Количество периодов дневного сна

Длительность каждого  периода дневного сна

Продолжительность сна в течение суток (с ночным сном)

С 2,5 – 3 до 5-6 мес

С 5-6 до 9-10 мес

С 9-10 мес до 1 года

1 год – 1 год 6 мес

1 год 6 мес – 2 года

2-3 года

 

3-4 года

 

4-5 лет

 

5-6 лет

 

6-7- лет

4-3

3

2

2

1

1

 

1

 

1

 

1

 

1

2 ч – 1 ч 30 мин

2 ч – 1 ч 30 мин

2 ч 30 мин – 2 ч

2 ч – 1 ч 30 мин

3ч 

2 ч 30 мин

 

2 ч 20 мин

 

2 ч 10 мин

 

1 ч 50 мин

 

1 ч 45 мин

17 ч 30 мин – 17 ч

16 ч 30 мин – 16 ч

15 ч – 14 ч 30 мин

14 ч 30 мин – 14 ч

14 ч – 13 ч 30 мин

13 ч 30 мин – 12 ч  30 мин

13ч 20 мин – 12 ч  20 мин

13 ч 10 мин – 12 ч 10 мин

12 ч 35 мин – 11 ч  35 мин

12 ч 30 мин – 11 ч  30 мин


 

Соотношение быстрого и медленного сна у детей также с возрастом изменяется. У грудного ребенка быстрый сон и медленный сон по протяженности фаз примерно равны. У ребенка 2-го года жизни быстрый сон занимает 30-40% от общего времени сна, а с 5 лет формируются соотношения, свойственные взрослому человеку: 20-25% - быстрый сон, 75-80% - медленный сон.

 

Заключение

 

Значение сна для  растущего организма огромно. Задача воспитателя – обеспечить детям полноценный сон и объяснить родителям необходимость обеспечить достаточно продолжительный сон ребенку дома.

 

Литература

 

  1. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384с.
  2. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд.,стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.

 


Информация о работе Сон, его биологическое значение, механизмы, стадии