Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 10:49, контрольная работа
Сознание – особый уровень, форма, способ функционирования (состоя-ния) человека, его психики. Условием достижения (наличия) этого уровня является состояние бодрствования. Поэтому один из путей конкретизации описания сознания основывается на противопоставлении состояния бодрствования состоянию сна [3]. Человек не может истинно утверждать о себе "я сплю", поскольку сам факт высказывания этого утверждения означает обратное. В этом смысле с логической точки зрения состояние сна отрицает наличие у субъекта сознания.
Сон и бодрствование.
Сознание – особый уровень,
форма, способ функционирования (состояния)
человека, его психики. Условием достижения
(наличия) этого уровня является состояние
бодрствования. Поэтому один из путей
конкретизации описания сознания основывается
на противопоставлении состояния бодрствования
состоянию сна [3]. Человек не может истинно
утверждать о себе "я сплю", поскольку
сам факт высказывания этого утверждения
означает обратное. В этом смысле с логической
точки зрения состояние сна отрицает наличие
у субъекта сознания. Человеку, конечно,
может сниться сон, что он спит. Это, казалось
бы, свидетельствует о том, что и к сновидениям
приложимы истинностные оценки (когда
человек в сновидении видит, что он спит,
то это сновидение истинно, когда же человек
в сновидении видит что-либо другое, то
такое сновидение ложно). Однако это утверждение
несостоятельно, поскольку в состоянии
сна невозможно интерсубъективное взаимодействие
(еще одно требование, выполнение которого
предполагается в состоянии сознания).
Сопоставительная характеристика состояний
сна и бодрствования интересна не только
в плане феноменологическом, но и с точки
зрения выделения тех мозговых структур,
которые в первую очередь имеют отношение
к обеспечению сознательной деятельности,
функционированию сознания как особого
психическогомеханизма[5].
Сон - периодическое функциональное психическое
состояние человека и животных со специфическими
поведенческими проявлениями в сфере
вегетативной и моторной, характерное
значительной обездвиженностью и отключенностью
от сенсорных воздействий внешнего мира,
— состояние, в коем пропадает интерес
к внешнему миру. У человека в снах наблюдается
угнетение осознаваемой психической активности.
В психологии западной традиционно рассматривается
как период отдыха[1]. Сон с сопровождающими
его сновидениями оказывается гораздо
сложнее, чем думали прежде. Стало известно,
что сон — это состояние первостепенной
важности, как по месту, занимаемому им
в жизни, так и по мозговой деятельности,
лежащей в его основе. Сон представляет
собой совокупность чередующихся фаз[7].
Бодрствование - иначе - активное состояние.
В психологии западной традиционно рассматривается
как состояние активации всего организма,
позволяющей ему улавливать, отбирать
и интерпретировать сигналы внешнего
мира, отправлять некоторые из них в память
или же реагировать на них адекватным
или неадекватным поведением — в зависимости
от предшествующего опыта и навыков. Итак,
это - состояние, в коем можно приспосабливаться
к внешней действительности. Оно периодически
сменяется сном, образуя цикл бодрствование
- сон. Выделяются такие уровни бодрствования:
крайний уровень напряжения, активное
бодрствование, спокойное бодрствование.
Уровни различаются комплексом вегетативных,
моторных и энцефалографических показателей.
Это нормальное состояние сознания есть
все же состояние, не имеющее реальности
в себе. На самом деле - идеальное состояние,
в основном проявляемое в способности
эффективно расшифровывать внешние стимулы
и отвечать на них так, как это принято
у большинства группы социальной, коей
принадлежит человек. А внушать этот способ
реагирования начинают с самого раннего
возраста. Мысли, кои человек принимает
за свои собственные, на 99% предопределены
и обусловлены мыслями других людей. Человек
полагает, что его представление о вещах
и то, как он на них реагирует, есть нечто
личное, но на самом деле это - совокупность
мыслительных конструкций, выработанных
другими на протяжении поколений. Человек
чаще всего лишь воспроизводит и повторяет,
чтобы оставаться в согласии с внешней
средой - физической и социальной. Осознание
внешнего мира и одновременно мира внутреннего
меняется на протяжении дня [6]. Восприятие
событий в значительной мере зависит от
состояния человека — напряжен он или
расслаблен, бодрствует или полудремлет.
Обработка информации меняется, подчас
весьма существенно, в зависимости от
уровня бодрствования и готовности к восприятию
сигналов. По мере усиления активации
организма уровень бодрствования возрастает,
но при этом адаптация, возможная благодаря
бодрствованию, начиная с какого-то момента
может ухудшиться, если активация возрастет
чрезмерно. Это может произойти из-за слишком
сильной мотивации или же серьезного расстройства
чувств. До недавних времен сознание экстравертированное
(или сознание поверхностное) рассматривалось
психологией научной как единственный
нормальный аспект, достойный изучения
[3]. Согласно такой классической концепции,
слабость активации приводит к дремоте
и сну, а чрезмерная активация — к дезорганизации
поведения, рассматриваемой уже как патологическое
явление, если субъект оказывается не
способен восстановить равновесие.
Алекс Борбели и его коллеги предложили
двухфакторную теоретическую модель сна.
Эта модель объединяет два компонента:
потребность в сне или восстановительный
компонент и привязку по времени или циркадный
компонент. Сон и бодрствование соопределяются
потребностью в сне (S), повышающейся
в период бодрствования и снижающейся
во время сна, и циркадным биолог. ритмом
сонливости (С), задаваемым
временным компонентом. Включение в теорию
этих двух компонентов, как и более детальное
описание их взаимоотношений и функциональных
аспектов теоретических конструктов,
продвигают теоретизирование от простого
применения общих принципов к возможности
предсказания и проверки конструктов.
Например, используя эту модель, можно
увидеть, что если продлить время бодрствования,
скажем, до двух суток, взаимодействие
компонентов S и С даст, в соответствии
с нашими данными, волнообразное повышение
сонливости.
Даан и Бирсма представили превосходную
демонстрационную C—S модель для
анализа эффектов депривации сна и изменений
времени сна в суточном цикле.
Уэбб расширил эту двухфакторную модель,
включив в нее третий фактор, что позволило
предсказывать наступление и прекращение
сна вместе с характеристиками конкретной
стадии сна [4]. Согласно модели Уэбба, как
и в случае двухфакторной модели, реакции
сна предсказываются исходя из уровня
потребности в сне (определяемого как
положительная функция бодрствования
и отрицательная функция времени сна)
и циркадного времени (определяемого по
текущему времени в границах 24-часового
графика сна—бодрствования). Дополнительным
компонентом явилось наличие или отсутствие
произвольного или непроизвольного поведения,
несовместимого с реакцией сна. В частности,
эта модель требует точного указания времени
предшествующего бодрствования (или сна),
текущего момента времени в графике сна—бодрствования
(напр., 10 часов вечера или 10 часов утра)
и поведенческих переменных (напр., расслаблен
ли индивид физически или возбужден, угрожает
ли ему что-то или нет). При этих условиях,
данная модель позволяет предсказывать
вероятность сна (или бодрствования) [5]. Очевидно,
что каждая из трех главных детерминант
реакции сна заметно видоизменяется в
зависимости от четырех дополнительных
факторов: видовых различий, возраста,
отклонений деятельности ЦНС (вызванных,
напр., приемом лекарств или аномалиями)
и индивидуальных различий. Внутри каждого
вида и каждой возрастной группы наблюдается
широкий спектр устойчивых индивидуальных
различий и, конечно же, не менее широкий
разброс поведенческих компонентов. Если
с точки зрения нейронной активности бодрствование
можно описать как состояние тонической
деполяризации, то медленный сон является
состоянием"тонической гиперполяризации".
При этом направление перемещения основных
ионных потоков, формирующих потенциал
мембраны нейрона и участвующих в проведении
нервного импульса по аксону (катионов
Na++, K+, Ca++, анионов Cl-), а также важнейших
макромолекул - из клетки во внеклеточную
жидкость и обратно - меняется на противоположное. Таким
образом, можно было бы сказать, что функция
медленного сна – чисто восстановительная;
в этом состоянии происходит восстановление
мозгового гомеостаза, нарушенного в ходе
многочасового предшествующего бодрствования.
С этой точки зрения бодрствование и медленный
сон - как бы "две стороны одной медали".
Периоды тонической деполяризации и гиперполяризации
должны периодически сменять друг друга
для сохранения постоянства внутренней
среды головного мозга и обеспечения нормального
функционирования таламо-кортикальной
системы - субстрата высших психических
функций человека. Отсюда ясно, с одной
стороны, почему эволюция не создала в
мозге единого "центра медленного сна"
- это сделало бы всю систему значительно
менее надежной, более жестко детерминированной,
зависящей полностью от "капризов"
этого центра в случае каких-либо нарушений
его функционирования.
Таким образом, бодрствование - это то состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешнему миру. То, как мы осознаем внешний мир и одновременно свой внутренний мир, меняется на протяжении дня в зависимости от нашего состояния - от того, напряжены мы или нет, возбуждены или находимся в полудреме. Обработка информации меняется очень существенно в зависимости от уровня бодрствования. Согласно закону Йеркса - Додсона - Хебба, поведение человека будет тем эффективнее, чем ближе будет его уровень бодрствования-активации к некоторому оптимуму - он не должен быть ни слишком низким, ни слишком высоким. При более низких уровнях готовность человека к действию уменьшается, и он вскоре засыпает, а при более высоких он будет больше взволнован из-за чересчур сильной мотивации или же сильного расстройства чувств, и его поведение может даже полностью дезорганизоваться.
Библиографический список:
1 Блок, В. Уровни Бодрствования и внимания//Экспериментальная психология/Под редакцией П. Фресса, Ж.Пиаже.М.:Прогресс,1970
2 Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики. Политиздат, 1989.
3 Гримак, Л.П. Введение в психологию активности. М.: Политиздат 1987
4 Данилова, Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.:МГУ,1992
5 Медицинский справочник: Функциональная организация мозга
6 Немов, Р.С. Психология: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений: ВЛАДОС, 1997.
7 Психология и педагогика. Под редакцией Радугина А.А.: уч.пособие.–М.,1997.