Соотношение стилей руководства с эффективностью управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является установление связи между стилем руководства, эффективного производства, как в теоретическом плане, так и в практике управления на примере деятельности заместителя губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, председателя комитета по экономике и прогнозированию.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1. Изучение теории стилей руководства
2. Выявление критериев оценки эффективности труда руководителя и её влияние на результаты деятельности организации.
3. Определение результатов практического применения стиля руководства и его влияние на эффективность управленческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Стиль руководства.
1.1 Стиль руководства: понятие и структура………………………………6
1.2 Классификация стилей…………………………………………………….9
ГЛАВА 2. Соотношение стилей руководства с эффективностью управленческой деятельности.
2.1 Стиль руководства председателя комитета по экономической политике…………………………………………………………………………24
2.2 Оценка личности руководителя и психологических критериев эффективности управления…………………………...………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………………….…………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОК. ВАРИАНТ.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 2. Соотношение стилей руководства с эффективностью управленческой деятельности.

2.1 Стиль руководства председателя комитета по  экономической политике

 

    Каждый  руководитель отличается собственным  индивидуальным стилем, индивидуальность стилей управления проявляется, прежде всего, в процессе общения руководителя с подчинёнными. Стиль Руководства Председателя Комитета по Экономической Политике можно определить как демократичный.

    Определить  это удалось при помощи методики определения стиля руководства трудовым коллективом (В.П. Захарова и А.Л. Журавлева).

    Председатель  Комитета по Экономической Политике был опрошен с помощью опросника, и на основании полученных данных был сделан вывод, что преобладает демократический стиль управления.

    Подчинённым предоставляется самостоятельность, соразмерно их квалификации и выполняемым функциям, они широко привлекаются к подготовке и принятию решений. В комитете поощряется инициатива и творческая активность. Председатель Комитета по Экономической Политике с уважением относится к сотрудникам, у него деловой уровень общения, то есть общение на равных, старается помочь подчиненным в возникающих вопросах, считается с их мнением и советами.

    Однако, на практике не встречается стиля  руководства в чистом виде, поэтому  и для председателя Комитета прослеживаются черты либерального и авторитарного стилей управления в зависимости от ситуации. В отношении с подчинёнными можно было увидеть черты либерального стиля - желание всем помочь, понравиться, влияет на подчинённых часто в форме просьб и путём удовлетворения их потребностей.

    В последние годы, благодаря проводимым за рубежом опросам менеджеров удалось  выявить ряд характеристик, которыми необходимо обладать для ведения  дел в сфере бизнеса и менеджмента. Ими являются:

  1. Широта взглядов и глобальный подход – характеристика, указывающая на важность наличия у руководителя широкого видения проблем, выходящих за рамки задач фирмы. Данная особенность менеджера предполагает преодоление им узкого, технократического понимания своих задач, формирование у него чувства ответственности не только за экономические, но и социальные, экологические, нравственные последствия своей деятельности.
  2. Долгосрочное предвидение – противостоит скромности некоторых руководителей ,что называется, зарываться в текущих проблемах и упускать из вида перспективу развития организации в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, технологического прогресса открытия новых энергоносителей и т.д. 
  3. Решительность – твердость и смелость в принятии решений. Очень важная характеристика любого руководителя, так как отсутствие решительности, смелости может привести к тому, что решение будет принято поздно или вообще не будет принято, что может сказаться отрицательно на предприятии.
  4. Упорная работа и непрерывная учеба – необходима, в связи с постоянным обновлением, пополнением законов, нормативных актов, с выходом каких либо указов, приказов, постановлений вышестоящих организаций.
  5. Умение чётко формулировать цели – один из способов повышения мотивации людей к труду. Это качество главным образом результат самосовершенствования руководителя.
  6. Готовность выслушивать мнения других, в особенности, когда эти другие- подчинённые. Вместе с тем, демонстрация руководителем данного качества в отношении любого человека, включая подчинённого, означает удовлетворение важной социальной потребности последнего – потребности в уважении.
  7. Беспристрастность, бескорыстие, лояльность. В беспристрастности  руководителя кроется важный ресурс эффективности кадровой  политики организации.
  8. Способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и справедливых санкций и создавать коллектив с гармоничной атмосферой в нём – «о качестве менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их в единое целое». А.Морита (Кричевский Р.Л. стр.42)
  9. И, наконец, личное обаяние, и здоровье – у здорового человека, при всем процессе больше шансов выглядеть обаятельным человеком.
  10. Умение правильно использовать своё время.

     Председатель  комитета обладает широтой взглядов  и глобальным подходом к любому  вопросу.

    Однако  председатель Комитета не умеет четко  формулировать цели и задачи, стоящие  перед сотрудниками комитета. Ставя  перед сотрудниками определённые задачи на аппаратных совещаниях, он часто отклоняется от самой задачи, концентрирует все внимание на важности её выполнения, а не на том, в чем состоит задача и как её выполнять это заставляет сотрудников повторно обращаться к председателю Комитета за уточнением задачи и снижает мотивацию к труду.

    Итак, определили стиль  руководства председателя комитета, теперь попытаемся нарисовать его психологический  портрет. 

2.2 Оценка личности руководителя и психологических критериев эффективности управления.

 

    Личность  руководителя можно разложить на три класса составляющих: биографии, характеристики, способности, черты  личности. В такой последовательности и рассмотрим каждый из названных  личностных «блоков».

    Во-первых  - это биографические характеристики, они включают в себя возраст, пол, социально-экономический статус и образование руководителя.

    Председатель  Комитета по Экономической Политике немолодой человек, его возраст 62 лет. В этом возрасте он имеет уже  достаточный опыт работы и управления.

    Очень важными характеристиками, как для  занятия менеджерской деятельностью, так и для успешного регулирования  в ней являются социальный статус и образование.

    Председатель  Комитета вышел из интеллигентной семьи, имеет высшее образование и учёную степень кандидата экономических наук. Он постоянно стремиться пополнять свои знания по экономике и менеджменту, изучая современную литературу и посещая семинары.

    Следующий блок личных качеств – это способности. Они делятся на общие и специальные.

    К числу общих способностей относится интеллект. Трудно дать оценку показателей интеллекта председателя, другое дело как он используется в практической деятельности. Председатель комитета имеет большой опыт работы и знаний своего дела, постоянно пополняет их и применяет в своей деятельности.

    К специальным особенностям относятся  специальные умения, знания, компетентность, информированность. Председатель комитета в силу  своего образования отлично  разбирается в вопросах экономики, управления, формирования стратегии  социально-экономического развития округа, осуществлении прогнозно-аналитической деятельности, осуществлении кредитной политики, формирование доходной части бюджета округа, в вопросах управления инвестиционными процессами в округе.

    Для полноты психического портрета личности руководителя рассмотрим последний личностный блок – черты личности руководителя. К их числу относится доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надёжность в выполнении задания, независимость, общительность. Остановимся подробнее на каждой из этих перечисленных черт.

    Первой  является доминантность, что в переводе с английского означает «господство», «преобладание», «влияние». Любому руководителю необходимо обладать этой чертой, иначе трудно представить, как можно эффективно управлять людьми.

    Данная  черта характерна для председателя комитета. Это человек, с богатым  опытом работы, преклонного возраста, он стремится к личной независимости, лидерству, ему присуще самоуважение, смелость, воля, неприятие слепого следования авторитетам.

    Следующий в наборе личностных черт руководителя является уверенность в себе. Председатель комитета уверен в себе, это проявляется, прежде всего, в том ,что сотрудники комитета уверены в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит, защитит, является той «спиной», которая вас прикроет. Это обеспечивает психологический комфорт и повышает мотивацию к выполнению задания.

    Следующие две довольно- таки родственные черты личности руководителя – эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.

    С эмоциональной уравновешенностью  довольно тесно соседствует стрессоустойчивость  личности. Хочется заметить, что  стрессоустойчивостью в наши дни  не плохо бы обладать каждому человеку, а уж тем более руководителю.

    Ещё одна рассматриваемая черта личности руководителя – креативность, то есть способность к творческому решению  задач. Этой чертой обладает Председатель Комитета по Экономической Политике, ему в своей работе очень часто приходится сталкиваться с инновационной деятельностью, что требует от него проявления элементов новизны, творчества, предрасположенности влиянию времени. Он, так же, способен видеть элементы новизны, творчества в деятельности других людей, в частности подчинённых, и поддерживать их начинания.

    Несомненно, важной  личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации, в том числе при принятии ответственных  решений, является самостоятельность. Как бы хороши ни были консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он должен принимать сам. И чем самостоятельнее ведёт себя руководитель в управленческом процессе, тем  более проявляется его независимость, что не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег, если в нём содержится рациональное зерно.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

заключение

 

    В целом организационная структура  Комитета по экономической политике соответствует выполняемым функциям и задачам. В достаточно близком к оптимуму варианте сочетаются разделение функций между отделами и внутри отделов с кооперацией в процессе выработки комплексных документов, решение многоаспектных задач, разносторонняя оценка анализируемой экономической проблемы.   

    Однако следует подчеркнуть, что в процессе анализа были выявлен ряд недостатков.

    Во-первых, в ряде отделов имеется не комплект штатов, что вынуждает руководителей  отделов и руководство Комитета дополнительно загружать, имеющихся  в наличии сотрудников.  В Комитете имеются сотрудники, не обладающие достаточной квалификацией, что бы полноценно заменять отсутствующих специалистов. Это приводит к тому, что достаточно часто, заведующим отделами и порой руководству Комитета приходится выполнять чисто исполнительские функции, дорабатывать и исправлять материалы подготовленные сотрудниками. Всё это снижает оперативность исполнения работ, вынуждает начальников постоянно заниматься сверхурочной работой.

    Во-вторых, не достаточно интенсивно в Комитете и в Администрации Округа в целом, ведётся работа по обновлению кадров, формирование высококачественного кадрового резерва, обложение кадрового состава  Комитета.

    В свою очередь, вышеуказанные причины  порой приводят к возникновению  психологического дискомфорта в  коллективе, возникновению конфликтных ситуаций .

    В качестве рекомендаций можно предложить:

  1. Расширить штатное расписание Комитета по экономической политике, привлекая на новые должности молодых специалистов – выпускников вузов.
  2. Расширить количество студентов, проходящих курсовую и преддипломную практику в Комитете, договорившись с вузами об увеличении сроков прохождения курсовой практики до 3х месяцев, а преддипломной до 6 месяцев на штатных должностях. Это позволит с одной стороны расширить кадровую базу для отбора специалистов в Комитет по Экономической Политике. Позволит студентам глубже и эффективнее освоить тематику будущей работы, а работодателям произвести эффективную селекцию кадрового потенциала.
  3. Необходимо ввести постоянно действующую систему повышения квалификации и переподготовки кадров.
  4. Также в настоящее время все экономические решения требуют глубокой проработки законодательной и нормотворческой базы, необходимо ввести в Комитет по Экономической Политике штатные должности, по крайней мере, 2х юристов в области гражданского и хозяйственного права.

    Выводы  из анализа деятельности председателя Комитета.

    Председатель  комитета обладает широтой взглядов и глобальным подходом к любому вопросу.

    Задачи  по формированию стратегии социально- экономического развития округа, осуществлению прогнозно-аналитической деятельности, осуществления кредитной политики, управления инвестиционными процессами требуют от председателя не только широты знаний, но и чувства ответственности за экономические, социальные, экологические, нравственные последствия деятельности.

    Председатель  комитета занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчинённым решать все остальные. Он даёт указания в форме предложений, просьб. Во взаимоотношении с подчинёнными  всегда тактичен, с пониманием относится к их интересам и запросам. Комитет по Экономической Политике характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений.

    Регулярно на аппаратных совещаниях в комитете, которые проходят по понедельникам, оповещает сотрудников о состоянии дел в коллективе. Всё это способствует повышению содержания самого труда рабочих, заинтересованности людей, создаёт высокую сплочённость в коллективе и здоровый психологический климат.

    Однако  следует обратить внимание на существенные недостатки в работе. Руководитель Комитета должен больше внимания уделять вопросу подготовки приемника на свой пост. Следует отметить, что в этой стороне вопроса председатель не уделяет должного внимания.

    Вторым  недостатком, вытекающем из первого, является то, что председатель большее время уделял работе со сторонними организациями, с функционально связанными с комитетом другими федеральными и окружными органами власти.  Очень много отсутствовал на работе, так как был в командировках, (почти 30% годового рабочего времени).   

    И в силу этих причин председатель недостаточно контролировал внутреннюю деятельность Комитета ,что естественно, снижало  эффективность деятельности Комитета.

    Если  бы председатель Комитета своевременно подобрал бы кандидатуру одного из замов как своего приемника на пост председателя, то внутренний контроль за деятельностью комитета был бы на много эффективнее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Информация о работе Соотношение стилей руководства с эффективностью управленческой деятельности