Составные части гендерной идентичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 12:28, контрольная работа

Краткое описание

Понятие идентичность впервые детально было представлено Э.Эриксоном. С точки зрения Э. Эриксона, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости. Гендерная идентичность – базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как человек сам себя определяет.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЕНДЕРОЛ.КОНТР.docx

— 28.52 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Понятие идентичность впервые  детально было представлено Э.Эриксоном. С точки зрения Э. Эриксона, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.

Гендерная идентичность – базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как человек сам себя определяет [4]. Гендерная идентичность – осознание себя в связи с культурными определениями мужественности и женственности. Возникшая в результате взаимодействия Я и других, гендерная идентичность проявляется как субъективный опыт психологической интериоризации мужских или женских черт [3].

Гендерная принадлежность является составляющей нашей индивидуальности, которую большинство людей воспринимают как данность. Гендерная идентичность не всегда "является естественным дополнением" к определенным биологическим органам, которые мы имеем, и не сводится лишь к обладанию внешностью мужчины или женщины. На вопрос о том, каким образом мы начинаем думать о себе как о мужчине либо как о женщине, существует два ответа. Первое объяснение сводится к биологическим процессам, вступающим в действие вскоре после зачатия и завершающимся до момента рождения. Основой второго объяснения является теория социального научения, рассматривающая культурные влияния, воздействующие на нас в период раннего детства. Эта теория объясняет как особенности нашей гендерной идентичности, так и личную значимость для нас нашей принадлежности к мужскому или женскому полу.

В структуре гендерной идентичности выделяют половую идентичность, поло-ролевую идентичность и сексуальную ориентацию. Рассмотрим содержание этих понятий, чтобы показать специфику гендерной идентичности личности

 

 

1. Половая идентичность

 

Половая идентичность - это  психологическая система, которая  соединяет и интегрирует личностную идентичность с биологическим полом.

Половая идентичность это  широкая концепция, включающая все  качества индивидуальных сочетаний  мужских и женских черт, обусловленная  большим массивом биологических, психологических, социальных и культурных факторов [6]. В ходе развития эффекты идентификаций с объектами, как своего, так и противоположного пола накладываются друг на друга, поэтому окончательная половая идентичность, то есть личностная идентичность в соединении с биологическим полом представляет собой сочетание мужских и женских черт. Определение мужественности или женственности является личностным, конечно культурные факторы могут наложить на него отпечаток, однако каждый человек развивает сложную систему представлений о самом себе, в том числе восприятие себя как мужчины или женщины. Половая идентичность строится на основании того, что называется ядром половой идентичности. Это самое примитивное, отчасти осознанное и отчасти неосознанное чувство принадлежности биологическому полу.

Ядро половой идентичности зарождается у плода как биологическая сила, половые гормоны, воздействующие на плод, вносят существенный вклад в этот процесс. Анатомия и физиология внешних половых органов также играют важную роль в формировании ядра половой идентичности, обычно по ним происходит отнесение к биологическому полу.

На эти биологические  и анатомические факторы накладываются  социальные и психологические условия. Определение биологического пола при  рождении ребенка побуждает родителей к определенному стилю обращения с малышом. Они посылают ему множество вербальных и невербальных сообщений о том, что значит, и в чем выражается в этой семье мужественность или женственность  в них отражаются позиции родителей, братьев и сестер по отношению к ребенку данного пола.

Действительно, с тех пор  как родители узнают биологический  пол своего ребенка до рождения или после, их отношение к нему принимает определенный образец, зависящий от того, мальчик это или девочка.  

Например, если младенец девочка, женщина может начать бояться  повторения с ней собственных  конфликтных отношений с матерью. С другой стороны, женщина может  отнестись к тому, что у нее  девочка, как к шансу заново проработать  материнско - дочерние конфликты, и попытаться восстановить или воссоздать присутствующие в фантазии идеализированные отношения.

Если младенец мальчик, на реакции матери по отношению к  нему и ее обращение с ним могут  повлиять фантазии, связанные с обретением вожделенного мужчины, или фантазии, ассоциированные с отцом или братом.

Следует рассмотреть еще  влияние отца на половую идентичность младенца. Его пренатальные фантазии накладывают отпечаток на его  последующее обращение с младенцем, так же, как и у матери. Если младенец мальчик, отец может надеяться  на то, что сын разделит его интересы, или может фантазировать о  повторении с сыном тех значимых переживаний, которые он имел с собственным  отцом, или может надеяться, что  у него с сыном будет что-то, чего ему недоставало в отношениях с собственным отцом.

Если младенец девочка, у  отца могут быть фантазии на тему ее физической внешности. Он может надеяться, что она будет хорошенькая  и привлечет множество поклонников. Иногда у мужчины бывает беспокойство о том, как он будет взаимодействовать с девочкой, поскольку он не сможет повторить с ней свой опыт с собственным отцом.

С первых мгновений жизни  младенцев отцы взаимодействуют  с ними иначе, чем матери. И с  сыновьями, и с дочерьми они обычно более активны и привносят  больше стимуляции и возбуждения, это в конечном счете оказывает важное влияние на способность ребенка модулировать агрессивные импульсы.

Сыновьям отцы передают свой взгляд на мужественность, который  те обычно принимают как идеальный. Это влияет на отношение мальчиков  к мужественности то, насколько они  могут соответствовать идеалу и накладывает отпечаток на их отношение к собственной мужественности. В то время как мать может двойственно относиться к возрастающей женственности дочери, отец больше готов испытывать гордость и поощрять женственную идентификацию девочки с ее матерью.

 Ядро половой идентичности, или первичная мужественность  и первичная женственность, связана  также с ощущением младенцем  собственного тела.

К пятнадцати, восемнадцати месяцам, когда появляются признаки формирующегося чувства я, появляются и указания на то, что младенец начинает сознавать себя существом мужского или женского пола, обладающим соответственно мужскими или женскими гениталиями. В возрасте между двумя и тремя годами можно наблюдать уже более четкие признаки осознания пола, поскольку в этом возрасте мальчики начинают вести себя в соответствии с характеристиками мужественности, а девочки женственности. К этому времени ядро половой идентичности уже устанавливается так прочно, что считается неизменяемым. Хотя ядро половой идентичности устанавливается в первые несколько лет жизни, половая идентичность в широком смысле по мере дальнейшего развития продолжает усложняться, разрабатываться, детализироваться. На различных стадиях развития накладываются эффекты избирательных идентификаций с каждым из родителей. Ранние идентификации дорабатываются более поздними. Окончательный результат этих процессов половая идентичность, включающая множество элементов из многих стадий развития.

 

 

2. Поло-ролевая идентичность

 

Поло-ролевая идентичность возникает на базе ядра половой идентичности, но не тождественна ей это обусловлено сознательными и бессознательными взаимодействиями с другими людьми. Этот аспект своего образа формируется на основе тонких взаимодействий между родителями и ребенком с самого рождения, которые зависят от позиций родителей по отношению к биологическому полу ребенка, а также от того как они ощущают себя мужчиной или женщиной и от стиля взаимодействий каждого из них с другими. У младенца вместе с самыми ранними представлениями о себе и объектах возникают представления о взаимодействиях, отношениях и диалогах с окружающими.

Представления о ролевых  отношениях соединяются с другими  аспектами полового сознания, и в  итоге образ себя содержит элементы половой идентичности вместе с ролью  или привычным способом взаимодействия, принимаемым для отношений с  другими людьми в связи с собственной  мужественностью или женственностью. Не следует смешивать поло-ролевую  идентичность, как мы ее здесь понимаем, с социально обусловленными выученными ролями в отличие от последних, она  представляет собой внутрипсихическое представление взаимодействий.

Пока ребенок растет, его  идентификации с объектами его  пола и его внутрипсихические представления ролевых отношений действительно испытывают влияние культурных и социальных факторов, и, в конечном счете, поло-ролевая идентичность вбирает в себя многое из поведения, обусловленного культурной средой. В этом плане большое значение имеют когнитивные способности. Восприятие ребенком физических и поведенческих различий у братьев и сестер своего и противоположного пола, сверстников и родителей побуждает его отнести себя самого к определенной категории. Категоризация себя как мужчины или женщины организует половой опыт и руководит поиском подобных себе объектов в качестве ролевых моделей, с которыми можно было бы   идентифицироваться.

 

 

3. Сексуальная идентичность

 

Обычно в качестве следующего компонента гендерной идентичности называют сексуальную ориентацию или сексуальное влечение человека. Он включает два вектора: во-первых, само по себе наличие сексуального влечения и его силу, и только во-вторых - то, что принято называть "сексуальной ориентацией", направленность влечения на определенные качества этого объекта или то, как человек определяет себя с точки зрения своего сексуального влечения. Сексуальное поведение является реализацией сексуальной идентичности в социуме, оно тесно связано с гендерным перфомансом и гендерными ролями, и может не всегда соответствовать сексуальному влечению.

Обычно выделяют три возможных типа сексуальной идентичности:

- гетеросексуальная идентичность - самоидентификация в качестве гетеросексуала, или (если человек не знаком с термином «гетеросексуал») в качестве «человека с нормальной, традиционной, обычной» ориентацией, или в качестве «натурала»;

- бисексуальная идентичность - самоидентификация в качестве бисексуала;

- гомосексуальная идентичность - самоидентификация в качестве гомосексуалиста (гомосексуала) или лесбиянки.

Сексуальная идентичность не равнозначна истинной сексуальной  ориентации индивида и не обязательно  с ней совпадает. Так, индивиду со строго гомосексуальной в действительности ориентацией может быть психологически удобнее и комфортнее самоопределяться в качестве бисексуала, чтобы меньше комплексовать по поводу собственной гомосексуальности, не закрывать себе путь к созданию гетеросексуальной семьи и рождению детей, или вообще в качестве гетеросексуала, который просто играется.

И напротив, индивиду с бисексуальной  в действительности ориентацией, прошедшему длительный и тяжёлый путь осознания  себя как имеющего гомосексуальные  влечения и желания, может быть психологически комфортнее внутренне определять себя как  исключительного гомосексуала (по типу реакции «назад пути нет»), или, например, из страха быть отторгнутым гомосексуальной субкультурой, которая нередко бывает враждебна к бисексуалам. Индивиду с бисексуальной ориентацией, подавляющему в себе гомосексуальные мотивы и желания, может быть психологически удобнее и комфортнее самоопределяться в качестве гетеросексуала.

Изредка встречаются ситуации, когда индивид со строго гетеросексуальной в действительности ориентацией ошибочно самоопределяется как бисексуал или гомосексуал на почве единичных гомосексуальных экспериментов, на почве викарной (заместительной) гомосексуальной активности в закрытом мужском коллективе (типа тюрьмы или мужского монастыря) или на почве изнасилования и вызванных этим комплексов и сомнений в собственной гетеросексуальности.

Никакая сексуальная идентичность не считается большинством сексологов девиантной или патологичной, вне зависимости от её совпадения или несовпадения с истинной сексуальной ориентацией индивида. Сегодня считается, что психотерапевт или сексолог должен помогать индивиду, привести свою сексуальную идентичность в соответствие с истинной сексуальной ориентацией только в том случае, если их рассогласование вызывает у индивида психологический дискомфорт, дисфорию сексуальной ориентации (как, например, у гетеросексуала, ошибочно посчитавшего себя гомосексуалом на почве тюремного опыта). Следует также отметить, что если попытки психотерапевтов скорректировать рассогласование между сексуальной идентичностью человека и его ориентацией проходят успешно, то усилия по изменению истинной ориентации человека, например, с помощью репаративной («переориентирующей») терапии, на данном этапе развития науки признаются малопродуктивными.

В то же время, если индивиду, например, с гомосексуальной ориентацией  комфортнее и удобнее считать  себя бисексуалом или наоборот, и это не порождает у индивида личностных проблем, психологических комплексов и неврозов, считается, что психотерапевт не должен вмешиваться в этот вопрос и пытаться выяснить истинную сексуальную ориентацию индивида или тем более пытаться скорректировать его самоидентификацию в соответствии с ней. Либеральная точка зрения на сексуальную идентичность, разделяемая ныне большинством сексологов, гласит «человек есть то, кем он сам себя определяет, вне зависимости от того, кем он является на самом деле».

 

 

Заключение

Таким образом мы выяснили что, На формирование гендерной идентичности влияют собственный жизненный опыт, анализ поведения, общения, результатов деятельности и средств достижения этих результатов.

Формирование гендерной идентичности происходит под влиянием развития биологических предпосылок, закономерностей половой дифференциации в ходе гендерной социализации. Ее важнейшие элементы - личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их гендерная идентичность и ролевые модели, пол ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола и особенности институтов социализации.

Информация о работе Составные части гендерной идентичности