Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:55, реферат
Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д.
Психологические состояния — важнейший компонент психики человека. Относительно простые психологические состояния лежат в основе всего многообразия психических, как в норме, так и в патологии. Именно они — простые психологические и сложные психические состояния — являются предметом непосредственного исследования в психологии.
Введение
1. Психические состояния человека.
2. Определение опасной ситуации.
3. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям.
4. Поведение в состоянии стресса.
5. Поведение в состоянии фрустрации и аффекта.
Заключение
Список литературы
5. Поведение в состоянии фрустрации и аффекта
5.1. Особое место в рассмотрении стресса занимает психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, называющееся фрустрацией. Буквально этот термин означает переживание расстройства, уничтожения, крушения, напрасные ожидания, переживание провала, неудачи. Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности или уходом от трудной ситуации (перенос действий в воображаемый план), а также возможно снижение сложности поведения. Фрустрация может привести к ряду характерологических изменений связанных с неуверенностью в себе или фиксации регидных форм поведения.
Фрустрация проявляется
тогда, когда лично значимый мотив
остается неудовлетворенным или
его удовлетворение тормозится, а
возникшее при этом чувство неудовлетворенности
достигает степени
Механизм фрустрации достаточно прост: сначала возникает стрессовая ситуация, приводящая к перенапряжению нервной системы, а затем это напряжение "разряжается" в ту или иную наиболее уязвимую систему. Выделяют положительные и отрицательные реакции на фрустрацию. Положительные реакции представляют конструктивные разрешения, преодоление препятствия, которое мешает достижению стимула. Эффект достигается путем усиления стремления, направленного на разрешение проблемы. Очевидно, многие научные открытия, успехи в развитии техники, культуры были стимулированы фрустрирующими событиями в жизни людей.
В другой ситуации фрустрация способна направить энергию индивидуума по иному, но также конструктивному каналу активности. Отрицательные реакции фрустрации могут вызвать также разные формы неконструктивного поведения. К ним относятся агрессия, регрессия, фиксация, отказ, негативизм, репрессия.
Если у человека часто повторяются фрустрации, то его личность может приобрести деформационные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии), вялость, безразличие (при депрессии).
5.2. Аффекты - стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного характера, которые дают разрядку в действиях, не подчиненных волевому контролю. Для аффекта характерен сверхвысокий уровень активации, изменения во внутренних органах, измененное состояние сознания, его сужение, концентрация внимания на каком-либо одном объекте, уменьшение объема внимания. Изменяется мышление, человеку трудно предвидеть результаты своих поступков, целесообразное поведение становится невозможным. Тормозятся не связанные с аффектом психические процессы. Важнейшими показателями аффекта являются нарушение произвольности действий, человек не отдает отчета в своих действиях, что проявляется либо в сильной и беспорядочной двигательной активности, либо в напряженной скованности движений и речи ("онемел от ужаса", "застыл от удивления").
Рассмотренные выше характеристики
психической напряженности и
тонуса не определяют модальности эмоционального
состояния. Вместе с тем, среди всех
психических состояний
Важнейшими факторами, которые
предотвращают возникновение
Заключение
Нормальное состояние является важнейшей частью всей психической регуляции, играет существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Однако теория психических состояний далека от завершенности, очень многие аспекты психических состояний с необходимой полнотой не изучены. По мнению доктора психологических наук Л.В. Куликова, «остаются мало исследованными потенциалы личности, позволяющие регулировать состояние».
Анализу влияния эмоционального напряжения на организм посвящены исследования авторов – специалистов в области социологии, психологии и физиологии. Человек, которому часто приходится находиться в чрезвычайных ситуациях, способен выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих функций. Возможно обучение разным способам элиминации страха. Значительна и роль положительного опыта, чувство удовлетворения в связи с выполняемой задачей. Все это приводит к росту доверия к себе, что способствует лучшей адаптации к опасным ситуациям, которые могут возникнуть в результате ЧП.
В заключении также можно сделать вывод о том, как следует поступить, чтобы избежать подавленного состояния людей в условиях чрезвычайной ситуации.
Во-первых, надо учитывать, что
человек, перенесший тяжелую психическую
травму, гораздо быстрее
Во-вторых, чтобы ослабить
негативное воздействие на человека,
нужны постоянная подготовка к действиям
в чрезвычайных ситуациях, формирование
психической устойчивости, воспитание
воли. Вот почему основным содержанием
психологической подготовки является
выработка и закрепление
В-третьих, особое значение приобретает подготовка коллективов - всех работников предприятий, организаций и учреждений к повышению стойкости, к психологическим нагрузкам, развитию выносливости, самообладания, неуклонному стремлению к выполнению поставленных задач, развитию взаимовыручки и взаимодействия.
Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей - один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжёлым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.
Жизненные ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт. В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.
Список литературы
1. Психология. Столяренко Л. Д. СПб.: Питер, 2010.
2. Общая психология. Учебное пособие. Щербатых Ю.В.СПб.: Питер, 2009
3. Общая психология. Тугушев Р. X., Гарбер Е. И. М.: Изд-во Эксмо, 2006.
4. Психология состояний. Хрестоматия. А.О. Прохоров. 2004
5. Психология и педагогика. Кравченко А.И. М.: ИНФРА-М. 2008
Информация о работе Состояние психического напряжения в опасных ситуациях