Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:42, курсовая работа
Целью рассмотрения данной работы, является - анализ специфики и особенностей социализации молодежи как социально-демографической группы в современном обществе, когда последнее находится в условиях становления рыночных отношений, с учетом демографической ситуации в мире и стране.
1. Ведение………………………………………………………………………………………...3
2. Каналы (факторы) социализации современной молодежи…………………………....3
3. Механизм социализации молодых людей………………………………………………..3 4. Социальные институты и их роль в жизни общества…………………………………5 5. Молодёжь как социально-демографическая группа, её положение в социальной структуре общества…………………………………………………………………………….7
6. Место и роль молодёжи в политической, экономической и культурной жизни общества…………………………………………………………………………………………8 7. Особенности социализации молодёжи в современных условиях……………………10 8. Заключение…………………………………………………………………………………12 9. Список используемой литературы……………………………………………………
4. Признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах всей группы или её преобладающей части.
5. Бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество с сохраняющимися сильными родовыми или клановыми социальными связями. Институты любого общества представляют собой сложную интегрированную систему, обладающую собственной социальной инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные реформы, как правило, сталкиваются с серьёзными трудностями и часто терпят неудачу. История знает не так уж много примеров эффективного и безболезненного реформирования общественных институтов. Чаще такие реформы завершались бурными революционными событиями. Таким образом, внутренняя согласованность в деятельности институтов является необходимым условием нормального функционирования всего общества
5. Молодёжь как социально-демографическая группа, её положение в
социальной структуре общества.
Социология молодёжи – отрасль социологической науки, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации и воспитания молодого поколения, образа жизни молодёжи, формирование её жизненных планов и ценностных ориентаций, социальную мобильность молодёжи, выполнение её различными группами своих социальных ролей, место и роль молодёжи в политической, экономической и культурной жизни общества.
Молодёжь – социально-демографическая группа, которая характеризуется Специфическими половозрастными, социально-психологическими физиологическими особенностями. Молодёжный возраст (16–30 лет) биологически универсален, но исторически и социально детерминирован объективными условиями жизни, индивидуальными наследственными признаками и сформированными характерными чертами. Поэтому для определения молодёжи исходной позицией является не этап развития онтогенеза, т.е. период юности, а конкретно-историческое общество. Антропологическое (биологическое) и психологическое содержание молодёжного возраста имеет объективную социальную природу. Сущностные черты и особенности различных половозрастных и профессиональных групп молодёжи формируются под воздействием природной, производственной и социальной среды, духовных и материальных условий жизни. Молодёжь как наиболее восприимчивая группа общества отражает сложившиеся общественные отношения во всех областях жизни – экономике, политике и культуре. В то же время она является субъектом деятельности, может проявлять различную степень производственно-трудовой, общественно-политической, культурно-познавательной и семейно-бытовой активности, социальную мобильность в зависимости от реальных условий, потребностей, интересов и ценностных ориентаций. Молодёжь достаточно неоднородная социальная общность. Социальные позиции занимает не молодёжь в целом, а те или иные группы молодёжи, различающиеся по своему возрасту, образованию, социальному происхождению. Дифференциация молодых людей по возрасту позволяет выделить три основные группы:
· 16 – 19 лет (юноши и девушки) – группа молодёжи, материально зависящая от родителей и стоящая перед выбором профессии;
· 20 – 24 года (молодёжь в узком смысле слова) – молодёжная группа, интегрирующаяся в социально-профессиональную структуру общества, приобретающая материальную и социальную самостоятельность;
· 25 – 29 лет (молодые взрослые) – социально-демографическая группа, заканчивающая обретение полного набора социальных статусов и ролей, ставшая субъектом социального воспроизводства. В качестве структурных элементов также можно выделить следующие
группы молодёжи:
· демографические (пол, возраст, семейное положение);
· национально-этнические;
· целевые и контактные (например, все молодые люди, стремящиеся поступить в высшие учебные заведения; все молодые люди, работающие в данной организации);
· по уровню знаний (закончившие только среднюю школу, имеющие среднее специальное образование, получившие диплом вуза);
· по месту жительства (городская и сельская молодёжь);
· по степени общественно-политической активности (например, молодые люди, являющиеся членами каких-либо политических партий или общественных организаций);
· по роду любительских занятий (например, молодые люди, занимающиеся спортом, поклонники различных музыкальных стилей, занимающиеся художественным творчеством);
· по профессиональной принадлежности.
Применение этих и других типологических критериев позволяет построить многомерное личное пространство молодёжи. Таким образом, правильнее будет говорить не о молодёжи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодёжи; молодёжи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодёжи из сельской местности и т.д. Отсюда следует, что при определении социальных позиций молодёжи, её различных групп необходимо исследование качественных социальных характеристик молодёжи: социального состава и происхождения, материального положения родителей, мировоззрения и религиозной принадлежности, образования и профессиональной деятельности, политических взглядов и т.п. В настоящее время молодёжь составляет почти четверть населения Республики Беларусь – 23,7%. При этом в городах проживает 79%, в сельской местности – 21%. В числе занятых в экономике республики доля молодёжи составляет 23% (из них 61,2% – рабочие, 38,8% – служащие). В промышленности занято 28% работающей молодёжи, в сельском хозяйстве – 9%, в образовании, на предприятиях торговли и общественного питания – по 12%, в строительстве – почти 7%. Значительная доля молодёжи – учащиеся. Так, менее чем за 10 лет число студентов в республике увеличилось на 70%. Сегодня на 10 тыс. населения у нас приходится 370 студентов (в 1995/96 учебном году – 194). Специфические проблемы молодёжи как социально-демографической группы определяются тем местом в социальной структуре, которое она занимает в системе воспроизводства и развития общества. Функционирование и развитие молодёжи как большой общественной группы отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни. Важнейшую роль молодёжи в воспроизводственном процессе определяет способность воспроизводить сложившуюся на момент его становления структуру общественных отношений. Молодёжь может восполнить уходящие поколения в социально-профессиональной структуре общества, только унаследовав социальный опыт и традиции, накопленные предшествующими поколениями. Только так может осуществляться воспроизводство социальной структуры любого общества. Вместе с тем каждое новое поколение, наследуя социальный опыт, пополняет его новациями. Место молодёжи в воспроизводственном процессе детерминирует её основные социальные функции – воспроизводственную, инновационную,трансляционную. Тем самым развитие молодёжи выступает существенным фактором стабильного воспроизводства социальных структур, процессов и отношений в рамках целого общества. Однако в разных обществах социальное развитие молодёжи, или процесс воспроизводства социальных структур, протекает по-разному. В социально- стабильных обществах процесс интеграции молодёжи в социально- профессиональную структуру достаточно прогнозируем. В кризисных обществах накопление нового опыта всегда сопряжено с конфликтом, с отрицанием устаревшего и процесс вхождения нового поколения в сложившуюся социальную структуру затруднён. Таким образом, в условиях социальной нестабильности воспроизводственная функция усложняется, порождая множество молодёжных проблем.
6. Место и роль молодёжи в политической, экономической и культурной
жизни общества.
Основными направлениями исследования социологии молодёжи являются изучение места и роли молодёжи в политической, экономической и культурной жизни общества. Молодёжь может рассматриваться, с одной стороны, как объект, а с другой, как субъект политики. Как объект политики, молодёжь испытывает на себе влияние политической системы конкретного общества – различные политические партии и организации стремятся всевозможными средствами привлечь молодых людей на свою сторону, использовать её в борьбе за власть и т.п. Как субъект политики, молодёжь в политической жизни общества выступает со своими интересами, стремиться реализовать свои цели, ей свойственна своя система политических ценностей. Активное вхождение молодёжи в политическую жизнь общества предполагает овладение определёнными политическими ценностями, нормами, образцами поведения и способами политической деятельности. Сегодняшняя молодёжь не представляет собой единой политической силы, её электорат раздроблен не только по возрастным, но и по социальным группам, существенно отличающимся по своим интересам. Решающее влияние на политические ориентации молодёжи оказывают средства массовой информации, особенно телевидение. Однако, не имея политического опыта, молодые люди часто становятся жертвами манипулирования их сознанием. Всё это ведёт, с одной стороны, к политической пассивности многих молодых людей, а с другой стороны, к проявлениям радикализма и даже экстремизма в молодёжной среде. Перемены последних лет открыли возможности для развития плюрализма молодёжной самоорганизации, в том числе и политической. В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано и действует около 50 молодёжных и детских общественных объединений, организаций, фондов по различным направлениям деятельности (спортивные, экологические, туристские, занятости молодёжи, студенческие и др.). Наиболее массовой и влиятельной молодёжной организацией в республике является Белорусский республиканский союз молодёжи, созданный в сентябре 2002 г. в результате объединения Белорусского патриотического союза молодёжи и Белорусского союза молодёжи. Сейчас численность БРСМ составляет более 300 тыс. человек. Место и роль молодёжи в экономической системе общества определяются как общим состоянием экономики данной страны, так и возможностями самой молодёжи: её образовательным уровнем, профессиональными навыками, желанием участвовать в хозяйственно-экономической деятельности. Переходный период принёс молодёжи целый ряд новых трудностей: сокращается производство, растёт безработица, резко снижаются возможности гарантированной социальной защиты. В условиях рыночной экономики молодёжь испытывает значительную дискриминацию в сфере занятости. Молодым людям сложнее устроиться на работу (получить первое рабочее место), найти работу с достаточным заработком и уровнем престижности, их увольняют в первую очередь и т.д. Причём такое положение молодёжи оправдывается общественным мнением. Для этого используются следующие аргументы:
· молодые люди менее нуждаются в работе, чем другие возрастные
группы;
· молодёжь определённое время может существовать на иждивенческих условиях, что неприемлемо для других возрастных групп;
· по своей природе молодёжь более активна и мобильна, поэтому более способна к “самозанятости”;
· у молодёжи слишком много претензий, поэтому её незанятость носит скорее добровольный характер;
· выгоднее, чтобы человек позже начинал свою трудовую карьеру, но затем уже не прерывал её.
Наибольшие проблемы с занятостью испытывают такие социальные группы молодёжи, как:
· выпускники школ, не имеющие профессиональной подготовки (так, на 1 июля 2005 г. молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет составляли 45,5% зарегистрированных в Республике Беларусь безработных, причём среди них 8 тыс. выпускников школ, в том числе 6,7 тыс. – выпускники 11-х классов и 1,3 тыс. – 9-х классов;
· лица, не закончившие обучение в высшей школе;
· окончившие обучение по специальности, на которую нет спроса;
· некоторое время работавшие, но потерявшие работу из-за низкой квалификации;
· молодые люди, потерявшие работу в результате сокращения штатов (молодых, как правило, увольняют в первую очередь). Обучение в вузе не может считаться гарантией от безработицы в будущем. Социологи считают, что поступление в вуз очень часто становится лишь “отсрочкой” от безработицы. Одним из главных путей решения проблемы молодёжной занятости является юридическая защита прав молодых людей. В этом смысле в Республике Беларусь имеется наиболее развитая законодательная база по сравнению с другими странами СНГ (гарантия первого рабочего места, распределение после окончания учёбы, льготы молодым специалистам и т.д.). Но все эти мероприятия не решают многих проблем молодёжной занятости, а иногда и создают новые. Прежде всего, государственные гарантии не позволяют молодым людям получить желаемую работу с желаемым доходом и в желаемом статусе. В любом обществе всегда существует молодёжная субкультура, отличная от доминирующей культуры. Под молодёжной субкультурой понимается культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Для отечественной молодёжной субкультуры характерно смещение акцентов с производственно-экономической и образовательной деятельности на реализацию досуговых потребностей. Досуг воспринимается молодёжью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворённости им зависит общая удовлетворённость жизнью молодого человека. На уровне досуговой самореализации молодёжную субкультуру отличают следующие черты, распространённые в различных социальных и возрастных когортах с разной степенью интенсивности:
· преимущественно развлекательная направленность;
· “вестернизация” (американизация) культурных потребностей и интересов;
· приоритет потребительских ориентаций над креативными
· слабая индивидуализированность и избирательность культуры (преобладают достаточно жёсткие групповые стереотипы);
· внеинституциональная культурная самореализация (осуществляется ) вне учреждений культуры);
· слабая этнокультурная самоидентификация (преобладание) вненациональных норм и ценностей, народная культура воспринимается как анахронизм). Социологические исследования показывают, что в системе досуговой деятельности молодёжи превалируют формы, которые не требуют материальных затрат и направлены не на творческое и духовное развитие, а на поддержание жизненного тонуса и ведение домашнего хозяйства. Во многом отмеченные характеристики молодёжной субкультуры связаны с переходным этапом в развитии общества. Однако негативные тенденции могут быть преодолены только при своевременном и активном вмешательстве государства. Основным средством решения молодёжных проблем является разработка и осуществление продуманной, целостной политики, направленной на создание условий, которые позволили бы молодёжи как можно раньше обретать самостоятельность, максимально раскрывать свои возможности и реализовать свои жизненные цели, быть лучше подготовленной к тому, чтобы своевременно принимать на себя экономическую, политическую и моральную ответственность за судьбу своего государства.
7. Особенности социализации молодёжи в современных условиях.
Молодёжи свойственен
сложный и противоречивый
процесс социализации. Характерными особенностями
нынешнего поколения молодых людей являются
раннее физическое, половое развитие и
замедленное социальное развитие,
неполнота социального статуса,
профессионально-