Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами музыкального фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:07, реферат

Краткое описание

Серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в ДОУ. Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами музыкального фольклора.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

                        Министерство образования  и науки РФ

                     Бурятский Государственный  Университет

                                    Педагогический Институт 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Реферат на тему: 
 

Социальная  адаптация детей раннего

возраста  к условиям ДОУ  средствами

музыкального  фольклора 
 
 
 
 
 
 

                                                                                   Выполнила: Воронцова  А.

                                                                                   студентка 3-го курса

                                                                                   группа: 07281

                                                                                   Проверила: Пестерева  О.А 
 
 
 
 
 

                                                   Улан-Удэ

                                                       2010

Серьезную психологическую  проблему для ребенка и его  родителей составляет поступление  маленького члена общества в ДОУ. Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Условия ДОУ специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Перестройка имеющихся динамических стереотипов ребенка приводит к определенному нервному напряжению, в результате которого происходят изменения не только в вегетативной регуляции, но и нарушается эмоциональное состояние детей, а также и их поведение, причем, чем внезапнее изменяется окружающая среда, тем серьезнее сдвиги в эмоциональном состоянии малыша. 
 
Сгладить негативное влияние такого перехода, помочь быстрее адаптироваться к новым создавшимся условиям, нормализовать и повысить эмоционально-положительный фон, на наш взгляд, призвана музыка, в частности такой ее раздел, как музыкальное народное творчество, народный фольклор. Термин фольклор (folklore) можно перевести с английского языка как народная мудрость. Такой перевод будет не только формально точным, но и верным по смыслу. Фольклор – это не просто сумма словесных, драматических и изобразительных форм народного искусства. Это целостная система народных знаний, особый национальный взгляд на мир. Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. 
 
Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей современные исследователи отмечают его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Слушая и участвуя в произведениях фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.  
 
Мы считаем, что ценность фольклорных произведений для раннего периода обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью, а также другими жанровыми особенностями – речевыми, смысловыми, звуковыми. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение. Неповторимое своеобразие музыкального фольклора влияет на возникновение цепи слуховых ориентировочных реакций (слуховая аутостимуляция), позволяющих установить двусторонний контакт с ребенком на ориентировочной и эмоциональной основе. Активизирующее воздействие оказывает, во-первых, речевой звуковой поток. Во-вторых, очевидно активизирующее звуковое воздействие повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте малых фольклорных форм (например, «баю, баю, баю, бай!», «а качи-качи-качи!», «тили-тели, тили-тели!» и др.) 
 
Известно, что ребенок уже в пренатальном периоде развития слышит звуки колыбельных песен, потешек и поговорок, сказаний, которые напевает ему заботливая мать. Родившись, он продолжает слушать произведения музыкального народного творчества. Теперь он узнает их и приобщается к культуре народа. Музыкальный фольклор является, по сути дела, естественной средой, в которой малыш находится и развивается. Она понятна, знакома и ясна ему. Вот почему при поступлении в ДОУ и при обеспечении более быстрого перехода к новым социальным условиям важно продолжить формировать естественную, эмоционально-благоприятную среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и уютно. И этого можно добиться благодаря средствам приобщения, введения в практику детского сада и семьи музыкального фольклора. 
 
Вопросам воспитания ребенка с помощью искусства уделялось достаточно большое внимание со стороны психологов и педагогов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, И.Л.Дзержинская, О.П.Радынова, Т.С.Комарова). Но проблеме влияния музыкального фольклора на эмоциональное состояние детей в процессе адаптации в ДОУ посвящено лишь небольшое количество работ И.Новиковой, А.Павловой, Л.Чичериной.  
 
Новизна нашего исследования выражена в определении и экспериментальном подтверждении психологических и педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования благоприятной эмоциональной среды в адаптационный для детей период средствами фольклора. 
 
Практическая значимость исследования состоит в разработке системы использования фольклорного материала в повседневной деятельности детей, поступающих в ДОУ, заключающей в себе методические рекомендации для педагогов и родителей по созданию благоприятных условий в период адаптации детей в ДОУ, а также подбор специального фольклорного репертуара. 

Обозначены следующие задачи исследования: 
● Изучить и охарактеризовать состояние проблемы социальной адаптации детей в ДОУ и положительного влияния музыкального фольклора на них в психолого- педагогической теории и практике; 
● Выявить возможности влияния фольклора на особенности эмоционального состояния детей в период адаптации с точки зрения взаимосвязи

основой исследования являются ведущие идеи и положения  психологии, педагогики, эстетики об искусстве  и фольклоре как средстве, положительно влияющем на психическое и эмоциональное  состояние ребенка; ведущие концепции  о гуманизации процесса социальной адаптации в ДОУ; о роли фольклора в создании благоприятной эмоциональной обстановки в группе детского сада. 
 
Каждому малышу помимо общения с родителями и родственниками нужна полноценная жизнь в коллективе сверстников. В ДОУ создаются условия для всестороннего развития ребенка. Здесь он учится соизмерять эгоистичное «хочу» с общественным «надо», здесь под руководством опытных педагогов ребенок приобретает новые полезные навыки, знакомится с правилами хорошего тона и азами эстетики. 
 
Всем известно, что ребенок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом, привычным для него укладом жизни. Это вполне оправдано и объяснимо. Малыш в первые годы беспомощен, беззащитен и почти всегда требует присутствия взрослых. Кратковременную разлуку с ними он воспринимает, чуть ли не как угрозу собственному существованию и выражает свой протест беспокойством и криком. А на пороге ДОУ ребенок не только расстается с родителями, но и встречается, и остается один на один с массой непонятных и поэтому устрашающих явлений: в гулкой и пестрой сутолоке чужой комнаты, среди чужих детей, с чужой тетей. Да и порядки здесь совсем другие: надо соблюдать режим, спать днем и есть противную кашу, от которой можно просто отказаться. 
 
Исследователями Отдела здоровья ребенка НИИ педиатрии АМН СССР установлено, что к числу главных причин осложнения адаптации при поступлении в детский сад относятся эмоциональные стрессы. При помощи оригинальной методики сотрудники отдела произвели количественную оценку выраженности основных эмоций и уровня эмоционального стресса и сопоставили эти данные с рядом физиологических, биохимических и иммунологических процессов и – что очень важно – с заболеваемостью в период адаптации. 
 
Как и следовало ожидать, дети реагировали по-разному. Некоторые – таких было, правда, немного, - освоились сразу и чувствовали себя как дома. У других отмечалось кратковременное, не более чем на 3-4 дня, снижение настроения, которое быстро выравнивалось, и дети приобщались к жизни коллектива, были веселы, деятельны, много играли. Была группа детей с явной эмоциональной неустойчивостью: их состояние имело динамику от «хорошо» к «так себе» и в заключении к «очень хорошо». 
 
Помимо этих трех групп, которые и по поведению, и по заболеваемости можно отнести к благополучным, была выделена группа трудно адаптирующихся детей. Они, говоря образно, оказались безнадежными пессимистами. В течение 5-7 дней наблюдений стрелка их эмоционального состояния стабильно показывала «плохо» и «очень плохо». Именно у них были главные срывы: большинство заболели, а некоторых пришлось забрать домой. 
 
На наш взгляд, облегчить ребенку период адаптации возможно при комплексном подходе к этому вопросу. Хорошую помощь родителям оказывают дни открытых дверей, проводимые в ДОУ, где можно наглядно ознакомиться с особенностями жизни ребенка в детском саду и с конкретной обстановкой, к которой нужно готовить малыша. Мать получает рекомендации по предупреждению стрессовых реакций у ребенка в период адаптации. К ним относятся: приближение домашнего режима к режиму ДОУ; активное приобщение малыша к общению со сверстниками и взрослыми; применение музыкального фольклора, предложенного педагогами ДОУ. В этом случае в условиях семьи и ДОУ ребенка будет окружать близкая и знакомая звуковая среда, что и обеспечит благоприятное эмоциональное состояние детей в новых для него условиях. 
 
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, как в условиях семьи, так и ДОУ: когда его укладывают спать (колыбельная песня), когда умывают (ласковые подговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), когда эмоционально общаются в моменты бодрствования (прибаутки, потешки и т.п.). 
 
Сочетание «баю-бай» всегда связано для ребенка с укладыванием спать, это им пережито и приобретено в собственном опыте. Поэтому, как только малыш слышит знакомые сочетания слов, они ситуативно начинают ассоциироваться в их сознании с конкретной действительностью. Экспериментальное исследование показало, что это положение является еще одной скрытой пружиной действенного влияния народного музыкального фольклора на умственное, познавательное развитие ребенка раннего возраста. Вместе с тем следует отметить: это «внутреннее», скрытое богатство малых музыкальных фольклорных форм должно быть прежде всего открыто взрослым. Именно взрослый, используя перлы народной педагогики и мудрости, привносит посредством умелой интерпретации слова, жеста, действия и смысловое содержание - открывает его ребенку в доступной форме. Малышу становятся «сигнальными» по смысловому содержанию звукосочетания-наигрыши. Например, слова «кап-кап, шлеп-шлеп» ассоциируются у него с ситуацией купания. 
Народное поэтическое слово, предназначенное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Этот конь богатырь для Алеши-удальца», «Маша черноброва» и т.д.). Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений, они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких – народная дидактика, школа материнства. 
 
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали-поехали»), вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.. 
Особую значимость, на наш взгляд, приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в ДОУ. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.  
 
Музыкальные произведения помогут взрослому наладить эмоциональный контакт с детьми и в режимных процессах, и в свободной, игровой деятельности детей. Особенно это важно в условиях общественного воспитания, когда ребенок только-только привыкает к новым для него условиям. Воспитатель должен (именно должен) пестовать малютку, ласкать не за что-то, а по велению чувства, по своей душевной щедрости. И тогда малыш, несомненно, полюбит воспитателя. 
 
Итак, использование воспитателем музыкального фольклора в повседневной жизни детей положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, поступившего в ДОУ. Эта тонкая ниточка, соединяющая ребенка и его семью на эмоциональном уровне, не должна порваться с поступлением малыша в ДОУ, а наоборот, стать крепче в процессе использования форм музыкального фольклора в режимных моментах, играх и развлечениях в детском саду, то есть повседневной жизни детей, как в домашней обстановке, так и в условиях общественного воспитания. 
 
На заключительном этапе исследования мы проследили осуществление целей всей нашей работы, то есть определили степень влияния фольклорных произведений на уровень эмоционального состояния детей и процесс адаптации их к ДОУ в целом. Другим не менее важным критерием, влияющим на уровень адаптации детей раннего возраста в ДОУ, является личность самого воспитателя, уровень его профессиональных и специальных знаний, умений и навыков. 

Апробация предложенных нами условий свидетельствует об эффективности создаваемых условий в повышении эмоционального состояния детей раннего возраста посредством фольклорных произведений при наличии у педагога определенных качеств и использования фольклора в единстве системы воспитания в семье и ДОУ. Это подтверждается результатами качественного и количественного анализов, а также методами статистической обработки данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. 

Таким образом, в процессе проведенного исследования влияния фольклора на уровень  тревожности детей раннего возраста, их эмоциональное состояние и, тем самым, группу адаптации можно сказать, что гипотеза, выдвинутая в работе, подтвердилась – включение ребенка в самобытную художественную систему народной музыкальной культуры, предполагающее: 
● активное взаимодействие воспитателя, родителей и самого ребенка; 
● применение элементов музыкального народного искусства в различных режимных процессах и повседневной жизни ребенка оказывает на детей благоприятное воздействие, так как процесс социальной адаптации к ДОУ проходит легче, безболезненнее и быстрее, уровень тревожности уменьшается и эмоциональное состояние становится уравновешенным.
 

Список литературы: 
1. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.И.Каплан. – М.: Просвещение,1983. - 80с. 
2. Жадинец, М. Ребенок идет в детский сад // Дошкольное воспитание. – 1990. - №9. – с.56-58 
3. Задоя, Т.Г. Деятельность воспитателя в период адаптации малышей. – М.,1989. - с.42-45, с.70-76 
4. Новикова, И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошкольное воспитание. – 1990. - №10. – с.8-15 
5. Соловьева, Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада // Дошкольное воспитание. – 1993. - №8. – с.21-26

Информация о работе Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами музыкального фольклора