Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:07, реферат
Серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в ДОУ. Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Министерство образования и науки РФ
Бурятский Государственный Университет
Реферат
на тему:
Социальная адаптация детей раннего
возраста к условиям ДОУ средствами
музыкального
фольклора
Серьезную психологическую
проблему для ребенка и его
родителей составляет поступление
маленького члена общества в ДОУ.
Поступление в ДОУ всегда сопровождается
для ребенка определенными психологическими
трудностями. Эти трудности возникают
в связи с тем, что малыш переходит из знакомой
и обычной для него семейной среды в среду
дошкольного учреждения. Условия ДОУ специфичны.
Это особая микросоциальная среда, которая
не может быть ни противопоставлена, ни
идентифицирована с условиями семьи. Перестройка
имеющихся динамических стереотипов ребенка
приводит к определенному нервному напряжению,
в результате которого происходят изменения
не только в вегетативной регуляции, но
и нарушается эмоциональное состояние
детей, а также и их поведение, причем,
чем внезапнее изменяется окружающая
среда, тем серьезнее сдвиги в эмоциональном
состоянии малыша.
Сгладить негативное влияние такого перехода,
помочь быстрее адаптироваться к новым
создавшимся условиям, нормализовать
и повысить эмоционально-положительный
фон, на наш взгляд, призвана музыка, в
частности такой ее раздел, как музыкальное
народное творчество, народный фольклор.
Термин фольклор (folklore) можно перевести
с английского языка как народная мудрость.
Такой перевод будет не только формально
точным, но и верным по смыслу. Фольклор
– это не просто сумма словесных, драматических
и изобразительных форм народного искусства.
Это целостная система народных знаний,
особый национальный взгляд на мир. Народное
искусство, как искусство вообще, многофункционально
и одна из функций – воспитательная. В
народном искусстве заложены большие
воспитательные возможности, которые
до сих пор не реализуются в полной мере.
Говоря о ценности народного искусства
в воспитании детей современные исследователи
отмечают его терапевтический эффект.
В силу своих художественных особенностей
народное искусство близко детям, доступно
их пониманию, воспроизведению в самостоятельной
деятельности. А это способствует появлению
чувства удовлетворения, радости, что
создает эмоционально благоприятную обстановку
для детей. Слушая и участвуя в произведениях
фольклорного характера, дети отвлекаются
от грустных мыслей, обид, печальных событий.
Народное искусство своей гуманностью,
жизнеутверждающей основой, яркостью
образов вызывает у детей хорошее настроение.
Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает
колыбельная песня, вызывают смех, улыбку
задорная пляска, музыкальные игры, хороводы.
И все это обеспечивает психологическую
разгрузку. В результате уходят тревожность,
страх, угнетенное состояние. Появляется
спокойствие, чувство защищенности, уверенность
в себе, своих силах, ощущение радости.
Мы считаем, что ценность фольклорных
произведений для раннего периода обусловлена
прежде всего их высокой интонационной
выразительностью, а также другими жанровыми
особенностями – речевыми, смысловыми,
звуковыми. Простая рифма, неоднократно
повторяющиеся звукосочетания и слова,
восклицания и эмоциональные обращения
невольно заставляют малышей прислушиваться,
замирать на какое-то мгновение. Неповторимое
своеобразие музыкального фольклора влияет
на возникновение цепи слуховых ориентировочных
реакций (слуховая аутостимуляция), позволяющих
установить двусторонний контакт с ребенком
на ориентировочной и эмоциональной основе.
Активизирующее воздействие оказывает,
во-первых, речевой звуковой поток. Во-вторых,
очевидно активизирующее звуковое воздействие
повторяющихся фонем и звукосочетаний,
звукоподражаний, как бы запрограммированных
в самом тексте малых фольклорных форм
(например, «баю, баю, баю, бай!», «а качи-качи-качи!»,
«тили-тели, тили-тели!» и др.)
Известно, что ребенок уже в пренатальном
периоде развития слышит звуки колыбельных
песен, потешек и поговорок, сказаний,
которые напевает ему заботливая мать.
Родившись, он продолжает слушать произведения
музыкального народного творчества. Теперь
он узнает их и приобщается к культуре
народа. Музыкальный фольклор является,
по сути дела, естественной средой, в которой
малыш находится и развивается. Она понятна,
знакома и ясна ему. Вот почему при поступлении
в ДОУ и при обеспечении более быстрого
перехода к новым социальным условиям
важно продолжить формировать естественную,
эмоционально-благоприятную среду, в которой
ребенок чувствовал бы себя комфортно
и уютно. И этого можно добиться благодаря
средствам приобщения, введения в практику
детского сада и семьи музыкального фольклора.
Вопросам воспитания ребенка с помощью
искусства уделялось достаточно большое
внимание со стороны психологов и педагогов
(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов,
Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, И.Л.Дзержинская,
О.П.Радынова, Т.С.Комарова). Но проблеме
влияния музыкального фольклора на эмоциональное
состояние детей в процессе адаптации
в ДОУ посвящено лишь небольшое количество
работ И.Новиковой, А.Павловой, Л.Чичериной.
Новизна нашего исследования выражена
в определении и экспериментальном подтверждении
психологических и педагогических условий,
обеспечивающих эффективность формирования
благоприятной эмоциональной среды в
адаптационный для детей период средствами
фольклора.
Практическая значимость исследования
состоит в разработке системы использования
фольклорного материала в повседневной
деятельности детей, поступающих в ДОУ,
заключающей в себе методические рекомендации
для педагогов и родителей по созданию
благоприятных условий в период адаптации
детей в ДОУ, а также подбор специального
фольклорного репертуара.
Обозначены
следующие задачи исследования:
● Изучить и охарактеризовать состояние
проблемы социальной адаптации детей
в ДОУ и положительного влияния музыкального
фольклора на них в психолого- педагогической
теории и практике;
● Выявить возможности влияния фольклора
на особенности эмоционального состояния
детей в период адаптации с точки зрения
взаимосвязи
основой исследования
являются ведущие идеи и положения
психологии, педагогики, эстетики об искусстве
и фольклоре как средстве, положительно
влияющем на психическое и эмоциональное
состояние ребенка; ведущие концепции
о гуманизации процесса социальной
адаптации в ДОУ; о роли фольклора в создании
благоприятной эмоциональной обстановки
в группе детского сада.
Каждому малышу помимо общения с родителями
и родственниками нужна полноценная жизнь
в коллективе сверстников. В ДОУ создаются
условия для всестороннего развития ребенка.
Здесь он учится соизмерять эгоистичное
«хочу» с общественным «надо», здесь под
руководством опытных педагогов ребенок
приобретает новые полезные навыки, знакомится
с правилами хорошего тона и азами эстетики.
Всем известно, что ребенок тяжело переносит
даже временную разлуку с родителями,
домом, привычным для него укладом жизни.
Это вполне оправдано и объяснимо. Малыш
в первые годы беспомощен, беззащитен
и почти всегда требует присутствия взрослых.
Кратковременную разлуку с ними он воспринимает,
чуть ли не как угрозу собственному существованию
и выражает свой протест беспокойством
и криком. А на пороге ДОУ ребенок не только
расстается с родителями, но и встречается,
и остается один на один с массой непонятных
и поэтому устрашающих явлений: в гулкой
и пестрой сутолоке чужой комнаты, среди
чужих детей, с чужой тетей. Да и порядки
здесь совсем другие: надо соблюдать режим,
спать днем и есть противную кашу, от которой
можно просто отказаться.
Исследователями Отдела здоровья ребенка
НИИ педиатрии АМН СССР установлено, что
к числу главных причин осложнения адаптации
при поступлении в детский сад относятся
эмоциональные стрессы. При помощи оригинальной
методики сотрудники отдела произвели
количественную оценку выраженности основных
эмоций и уровня эмоционального стресса
и сопоставили эти данные с рядом физиологических,
биохимических и иммунологических процессов
и – что очень важно – с заболеваемостью
в период адаптации.
Как и следовало ожидать, дети реагировали
по-разному. Некоторые – таких было, правда,
немного, - освоились сразу и чувствовали
себя как дома. У других отмечалось кратковременное,
не более чем на 3-4 дня, снижение настроения,
которое быстро выравнивалось, и дети
приобщались к жизни коллектива, были
веселы, деятельны, много играли. Была
группа детей с явной эмоциональной неустойчивостью:
их состояние имело динамику от «хорошо»
к «так себе» и в заключении к «очень хорошо».
Помимо этих трех групп, которые и по поведению,
и по заболеваемости можно отнести к благополучным,
была выделена группа трудно адаптирующихся
детей. Они, говоря образно, оказались
безнадежными пессимистами. В течение
5-7 дней наблюдений стрелка их эмоционального
состояния стабильно показывала «плохо»
и «очень плохо». Именно у них были главные
срывы: большинство заболели, а некоторых
пришлось забрать домой.
На наш взгляд, облегчить ребенку период
адаптации возможно при комплексном подходе
к этому вопросу. Хорошую помощь родителям
оказывают дни открытых дверей, проводимые
в ДОУ, где можно наглядно ознакомиться
с особенностями жизни ребенка в детском
саду и с конкретной обстановкой, к которой
нужно готовить малыша. Мать получает
рекомендации по предупреждению стрессовых
реакций у ребенка в период адаптации.
К ним относятся: приближение домашнего
режима к режиму ДОУ; активное приобщение
малыша к общению со сверстниками и взрослыми;
применение музыкального фольклора, предложенного
педагогами ДОУ. В этом случае в условиях
семьи и ДОУ ребенка будет окружать близкая
и знакомая звуковая среда, что и обеспечит
благоприятное эмоциональное состояние
детей в новых для него условиях.
Фольклорные произведения оказывают благотворное
влияние на общение с ребенком в разные
режимные моменты, как в условиях семьи,
так и ДОУ: когда его укладывают спать
(колыбельная песня), когда умывают (ласковые
подговорки, совпадающие по эмоциональному
колориту с активным общим тонусом ребенка),
когда эмоционально общаются в моменты
бодрствования (прибаутки, потешки и т.п.).
Сочетание «баю-бай» всегда связано для
ребенка с укладыванием спать, это им пережито
и приобретено в собственном опыте. Поэтому,
как только малыш слышит знакомые сочетания
слов, они ситуативно начинают ассоциироваться
в их сознании с конкретной действительностью.
Экспериментальное исследование показало,
что это положение является еще одной
скрытой пружиной действенного влияния
народного музыкального фольклора на
умственное, познавательное развитие
ребенка раннего возраста. Вместе с тем
следует отметить: это «внутреннее», скрытое
богатство малых музыкальных фольклорных
форм должно быть прежде всего открыто
взрослым. Именно взрослый, используя
перлы народной педагогики и мудрости,
привносит посредством умелой интерпретации
слова, жеста, действия и смысловое содержание
- открывает его ребенку в доступной форме.
Малышу становятся «сигнальными» по смысловому
содержанию звукосочетания-наигрыши.
Например, слова «кап-кап, шлеп-шлеп» ассоциируются
у него с ситуацией купания.
Народное поэтическое слово, предназначенное
малышам, необходимо не только им, но и
взрослым, чтобы выразить детям свою любовь,
нежность и заботу, веру в здоровый рост,
красоту, силу, сметливый ум («Коленька
хороший, Коленька пригожий», «Этот конь
богатырь для Алеши-удальца», «Маша черноброва»
и т.д.). Святое отношение к детству звучит
в подтексте этих маленьких произведений,
они пронизаны светом любви к ребенку.
В них нет никаких назиданий, однако между
строк читается так много, что хочется
сказать: фольклорные произведения для
маленьких – народная дидактика, школа
материнства.
Ценность фольклора заключается в том,
что с его помощью взрослый легко устанавливает
с ребенком эмоциональный контакт. Наблюдения
показывают, что произносимые взрослым
короткие и ритмичные фразы, в которых
ребенок улавливает повторяющиеся звуки,
вызывают у него реакцию на художественное
произведение. Интонация голоса в одних
случаях успокаивает его, в других – бодрит.
Например, колыбельные песни оказывают
усыпляющее воздействие, а потешки, в которых
имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет
коза рогатая», «Поехали-поехали»), вызывают
потребность вступить в эмоциональный
контакт со взрослым..
Особую значимость, на наш взгляд, приобретает
фольклор в первые дни жизни малыша в ДОУ.
Ведь в период привыкания к новой обстановке
он скучает по дому, маме, еще не может
общаться с другими детьми, взрослыми.
Хорошо подобранная, с выразительностью
рассказанная потешка порой помогает
установить контакт с ребенком, вызвать
у него положительные эмоции, симпатию
к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.
Музыкальные произведения помогут взрослому
наладить эмоциональный контакт с детьми
и в режимных процессах, и в свободной,
игровой деятельности детей. Особенно
это важно в условиях общественного воспитания,
когда ребенок только-только привыкает
к новым для него условиям. Воспитатель
должен (именно должен) пестовать малютку,
ласкать не за что-то, а по велению чувства,
по своей душевной щедрости. И тогда малыш,
несомненно, полюбит воспитателя.
Итак, использование воспитателем музыкального
фольклора в повседневной жизни детей
положительно влияет на эмоциональную
сферу ребенка, поступившего в ДОУ. Эта
тонкая ниточка, соединяющая ребенка и
его семью на эмоциональном уровне, не
должна порваться с поступлением малыша
в ДОУ, а наоборот, стать крепче в процессе
использования форм музыкального фольклора
в режимных моментах, играх и развлечениях
в детском саду, то есть повседневной жизни
детей, как в домашней обстановке, так
и в условиях общественного воспитания.
На заключительном этапе исследования
мы проследили осуществление целей всей
нашей работы, то есть определили степень
влияния фольклорных произведений на
уровень эмоционального состояния детей
и процесс адаптации их к ДОУ в целом. Другим
не менее важным критерием, влияющим на
уровень адаптации детей раннего возраста
в ДОУ, является личность самого воспитателя,
уровень его профессиональных и специальных
знаний, умений и навыков.
Апробация предложенных
нами условий свидетельствует об
эффективности создаваемых условий в
повышении эмоционального состояния детей
раннего возраста посредством фольклорных
произведений при наличии у педагога определенных
качеств и использования фольклора в единстве
системы воспитания в семье и ДОУ. Это
подтверждается результатами качественного
и количественного анализов, а также методами
статистической обработки данных, полученных
на констатирующем и контрольном этапах
эксперимента.
Таким образом,
в процессе проведенного исследования
влияния фольклора на уровень
тревожности детей раннего возраста, их
эмоциональное состояние и, тем самым,
группу адаптации можно сказать, что гипотеза,
выдвинутая в работе, подтвердилась –
включение ребенка в самобытную художественную
систему народной музыкальной культуры,
предполагающее:
● активное взаимодействие воспитателя,
родителей и самого ребенка;
● применение элементов музыкального
народного искусства в различных режимных
процессах и повседневной жизни ребенка
оказывает на детей благоприятное воздействие,
так как процесс социальной адаптации
к ДОУ проходит легче, безболезненнее
и быстрее, уровень тревожности уменьшается
и эмоциональное состояние становится
уравновешенным.
Список литературы:
1. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский
сад: Пособие для воспитателей детского
сада / Под ред. Л.И.Каплан. – М.: Просвещение,1983.
- 80с.
2. Жадинец, М. Ребенок идет в детский сад
// Дошкольное воспитание. – 1990. - №9. –
с.56-58
3. Задоя, Т.Г. Деятельность воспитателя
в период адаптации малышей. – М.,1989. - с.42-45,
с.70-76
4. Новикова, И. Использование фольклора
в работе с детьми младшего возраста //
Дошкольное воспитание. – 1990. - №10. – с.8-15
5. Соловьева, Е. Адаптация ребенка к условиям
детского сада // Дошкольное воспитание.
– 1993. - №8. – с.21-26