Социальная педагогика – педагогика среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 09:33, контрольная работа

Краткое описание

Каждая наука - философия, социология, психология и другие, изучает не объект науки, а лишь его часть, которой присущи закономерности, свойства, а это и составляет предмет данной науки.
В последние годы западные педагоги все чаще обращаются к социологическим проблемам.

Содержание

Введение 3
Возникновение социальной педагогики 4
Предмет социальной педагогики. 5

Функции социальной педагогики. 7
Заключение 9
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная педагогика - педагогика среды.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика – «наука о воспитательном влиянии социальной среды». ( В.Д. Семенов).

Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Задача социального работника состоит в том, чтобы стимулировать физические, Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Задача социального работника состоит в том, чтобы стимулировать физические, нравственные  и духовные силы ребенка, помогать ему самому воспитывать в себе качества приемлемые обществом: постоянное самосовершенствование, умение организовать себя.

     Социальная  педагогика учитывает особенности  семейного воспитания, национальные  особенности религиозного и общественного  воспитания, поэтому социальному  работнику надо основательно  знать историю отечественного  социального воспитания.

     Так как  в основе социальной педагогики стоит воспитание личности ( в обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.

     Социальная  педагогика рассматривает воспитание  и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях.

     Эта система  социального воспитания, существующая  в современных условиях, затрагивает  вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.

     Социальная  педагогика – не новый раздел  в педагогики, а сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания. Поэтому прежде чем рассмотреть практику современного социального воспитания, следует обратиться к истории семейного воспитания, к отечественным историческим и литературным памятникам воспитания в семье, заботы государства о детях-сиротах и вдовах, к памятникам народной педагогики, воспитании христианина, к истории общественного воспитания, благотворительности.

 

Функции социальной педагогики.

Какие процессы воспитания, организации ребенка (подростка) в обществе охватывает социальная педагогика? Каковы ее социальные функции и задачи?

 

     1. Первостепенной  задачей является изучение ребенка (подростка), его состояние в стадии конфликта.

     2. Оказание  помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.

     3. Анализ состояния  социального воспитания в различных  социальных сферах, окружающих ребенка  и воздействующих на него

     4. Социальная педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.

     5. Она должна  направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение  и умение самостоятельно организовать  свою жизнь и поступки.

     6. Социальный  педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.

     7. Одна из  функций социальной педагогики  сводится к организации, исследований  различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров.

 

Более сжато функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это:

 

  • воспитательная
  • социально-правовая
  • социально-реабилитационная.

 

Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.

 

Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.

 

Социально-реабилитационная функция – это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.

Отдельно следует остановится на прикладных задачах социальной педагогики. Это то, на что ориентируется и в соответствии с чем строит свою работу социальный педагог, социальный работник.

Одна из прикладных задач социальной педагогики состоит:

 

     1. Воспитывать  в сознании ребенка (подростка) понятий добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.

     2. Поставить  перед ним цель самостоятельно  выйти из кризиса, наметить пути  выхода, научится общению с окружающими  людьми,  определить цель и смысл жизни.

     3. Развивать  стремление познавать окружающий  мир, человека, его уникальность, физические  и духовные особенности, права  и обязанности в обществе.

     4. Развивать  чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в  себе.

     5. Прививать  ребенку (подростку) умение и желание  общаться с детьми, в малых  и больших группах, в объединении  сверстников, в семье, в труде, в  школе.

Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников. Научится разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей среды ребенка.

     Эти прикладные  задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно сформулировать  так:

 

  • воспитать делать добро
  • научить организовывать свою жизнь
  • развивать познавательные интересы
  • помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.

 

Из выше рассмотренных функций следует выделить социально-правовую и социально-реабилитационную.

Социальная педагогика рассматривается в плане теории и истории социального воспитания в России, которые включают историю общественного воспитания, историю семейного воспитания, историю православной этики, этнографии и этнопедагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

     Возрождение социальной педагогики как профессии происходит не на пустом месте. Они имели многовековую историю, опыт воспитательной работы, но они были утрачены и ее приходиться восстанавливать.

      В новейших  исследованиях анализ становления и развития отечественной социальной работы и социальной педагогики сводится либо к истории отдельно взятого элемента, либо к описанию конкретно-исторического периода, взятого за начало социально-педагогической теории и практики.

     Но между  социальной работой и социальной педагогикой есть определенные различия. Социальная работа-это деятельность, направленная на решение тех или иных проблем клиента; в то время как социальная педагогика-это социальная работа, направленная на развитие личностного потенциала клиента.

      Любой социальный педагог с легкостью может рассматриваться в качестве социального работника, ибо он занимается деятельностью по разрешению педагогических проблем клиента. Величайшая трудность социального педагога состоит в том, что он призван своей работой, своей личностью соединять “коня и трепетную лань“ - то, что объективно противоречиво и по сути, и по технологии, что требует адекватного выбора пути достижения связи через взаимопроникновение. Ему требуется привести в единство сознательное и стихийное, объективные законы и субъективные вкусы, взгляды, формальное и неформальное, реальности и условности.

Социальный педагог - это качественно новая категория педагогов. Сегодня эта проблема уже стала предметом специального рассмотрения, как в нашей стране, так и в странах запада. От успехов социальной педагогики во многом зависит формирование личности - сегодняшней и завтрашней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Арнольдов А.С.”Живой  мир  социальной  педагогики”  М1996г

 

  1. “Социальная  работа  в  России: прошлое  и  настоящее”.  Под  ред.  Бадя.  М.1998г.

 

  1. Василькова Ю.В. “Лекции  по  социальной  педагогики”.  М1998г.

 

  1. Горячев М.Д.  “Социальная  педагогика” .Хрестоматия.  Самара 1996г.

 

  1. Колобов О.А.  “Социальная  педагогика  как  профессия”.  Нижний  Новгород1996.

 

  1. Куличенко Р.М.  “Профессиональное  становление  и  развитие  института  социальных  педагогов  и  России”.  М1998г.

 

  1. Маслова Н.Ф.  “Книга  социального  педагога”.  Орел 1994г.

 

  1. Мудрик А.В.  “Введение  в  социальную  педагогику”.  М1997г.

 

  1. Семенов В.Д.  “Взаимодействие  школы  и  социальной  среды”.М1986г.

 

  1. Хроменков Н.А.  “Образование.  Человеческий  фактор.  Общественный  прогресс”.М1998г.

 


Информация о работе Социальная педагогика – педагогика среды