Социальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:31, доклад

Краткое описание

Социальная психология - это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.

Содержание

Введение
1. Методы социальной психологии
2. Факторы формирования личности человека
3. Психологические процессы в малой группе
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 26.99 Кб (Скачать файл)

3. Психологические  процессы в малой группе

Причины возникновения малой  группы можно условно разделить  на социологические и психологические.

В случае формальных (организованных) групп причины их возникновения  лежат вне самих групп и  определяются более широкой социальной системой. К социологическим факторам можно отнести, например, престижность профессии.

Психологические детерминанты возникновения малой группы включают потребности: общения, чувства принадлежности, взаимопомощи, взаимной защиты и т.п.

Неформальная группа возникает  спонтанно. Возникновение организованной малой группы необходимо рассматривать  как двухступенчатый процесс, включающий:

1) объявление ее как  цемента более общей системы:

2) наполнение группы конкретными  индивидами, способными реализовать  ее цели и задачи.

Второй этап не только обусловлен активностью внешних организационных  структур, но и зависит от личных побуждений входящих в группу индивидов

Основными свойствами сплоченной группы являются:

1) привлекательность членов  группы друг для друга (т.е.  степень симпатии, испытываемой  к ним окружающими);

2) сходство между участниками  группы (чаще всего в ценностях,  установках, стереотипах поведения  и т. п.);

3) особенности групповых  целей (их соответствие потребностям  членов группы, четкость постановки, успех группы в их достижении);

4) своеобразие взаимосвязи  членов группы (чаще всего здесь  идет речь о последствиях кооперативной  и конкурентной стратегий поведения  членов группы);

5) удовлетворенность групповой  деятельностью (как часть общей  удовлетворенности трудом);

6) характер руководства  и принятия решений (имеются  в виду стили руководства и  действительное участие индивидов  в выработке групповых решений);

7) структурные свойства  группы (главным образом модели  коммуникативных сетей и статусно-ролевые  аспекты структуры);

8) групповая атмосфера  (ее аналогом, как правило, являются, особенности межличностных отношений,  складывающихся - между членами группы)

Уровни групповой структуры

Существует несколько  измерений (или уровней) групповой  структуры

1. Формально-статусное измерение.  Оно дает представление о соподчиненности  позиций индивидов в системе  официальных отношений малой  группы и фактически полностью  зафиксировано в штатном расписании  организации. Например, студент —>  преподаватель —> декан —>  ректор.

2. Социометрическое измерение  характеризует субординированность  позиций индивидов в системе  внутригрупповых межличностных  предпочтении и представляется  как в классическом варианте  социометрической структуры группы, так и в аутосоциометрической  ее модификации. Например, учащийся, которого большинство группы  предпочитают в общении, имеет  статус эмоционального лидера  в социометрическом измерении  внутригрупповой активности, а учащийся, с которым никто не общается  – статус неизбираемого.

Внимание ряда исследователей привлекло соотношение между  величиной статуса индивида и  степенью соответствия его поведения  нормам группы, т. е. конформностью. В  настоящее время можно говорить лишь о многозначной трактовке данного  соотношения, проявляющегося в том, что:

а) высокостатусный участник группы более конформен, чем низкостатусный;

б) высокий статус в группе обеспечивается полным согласием с  групповыми нормами:

 

в) в отдельных ситуациях  наибольшую приверженность групповым  нормам демонстрирует субъект, занимающий вторую по степени престижности позицию  в группе;

г) высокостатусному субъекту может быть позволено отклонение от групповых норм в попытке способствовать достижению групповой цели.

3. Коммуникативное измерение  реализуется в коммуникативных  сетях, фиксирующих соподчиненность  позиций индивидов в зависимости  от расположения последних в  системах информационных потоков  и концентрации у них той  или иной информации, касающейся  группы. Известно, что обладание  информацией положительно связано  с величиной официального статуса  индивида в группе; высокостатусным  членам группы адресуют больше  сообщений и эти сообщения  носят более дружеский характер, чем те, которые посылаются низкостатусным  субъектам.

4. Важным измерением групповой  динамики является отношение  власти. Позиции социальной власти  отражают, субординированность вертикальных  расположений индивидов в зависимости от способности оказывать влияние в группе.

Согласно материалам эмпирических исследований, наиболее влиятельный  по тому или иному параметру социальной власти субъект часто воспринимается другими участниками группы в  качестве своеобразного центра ее коммуникации.

Лидерство является еще одним  из выделенных выше измерений структуры  малой группы. Оно определяется иерархией  позиций индивидов в зависимости  от их ценностных потенциалов и вкладов  в жизнедеятельность группы. Наиболее рельефно это измерение групповой  структуры проявляется в инструментальном и эмоциональном лидерстве.

Межличностные отношения  в групповом процессе, влияние  темперамента участников общения на его характер

В межличностных отношениях применительно к групповому процессу можно выделить три основных аспекта:

- межличностное восприятие,

- совместимость,

- конфликтность.

Межличностное восприятие затрагивает  такую область социально-перцептивной проблематики, как феномен каузальной атрибуции (приписывание причин поведения). На это восприятие оказывает влияние  фактор межгруппового взаимодействия (имеется в виду социальный план жизнедеятельности группы).

Межличностная совместимость - аспект анализа отношений, складывающихся между членами группы, главным  образом в "пространстве" парного  взаимодействия.

На характер общения в  группе оказывает влияние темперамент  его участников. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

Сангвиник жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к новому, быстро сходится с людьми. Легко  контролирует свои эмоции и переключается  с одного вида деятельности на другой.

Флегматик уравновешен, медлителен, тяжело приспосабливается к новым  видам деятельности и новой обстановке. Долго обдумывает новое дело, но, начав его выполнение, обычно доводит  до конца. Настроение, как правило, ровное, спокойное.

Холерик активен, предприимчив, отличается большой работоспособностью, упорством в преодолении трудностей, однако подвержен резким сменам настроения, эмоциональным срывам, депрессии. В  общении бывает резок.

Меланхолик впечатлителен, повышенно эмоционален, при этом больше подвержен отрицательным  эмоциям. В сложных ситуациях  склонен проявлять растерянность, терять самообладание. Мало предрасположен к активному общению. В благоприятной  обстановке может хорошо справляться  со своими обязанностями.

Заключение

В концептуальном плане центральной  составляющей социальной психологии является ее понятийный аппарат (система основных понятий), определяющий структуру личности, малых групп и психологические  состояния массовых явлений.

Социальная психология тесно  связана с другими отраслями  психологии, такими, как: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология и т. п.

Социальная психология стала  независимой отраслью психологической  науки отчасти потому, что специалисты  различных отраслей знания не в состоянии  были решить некоторые узкопрофилированные  психологические проблемы.

Являясь пограничной между  общей психологией и социологией, социальная психология изучает такие  психологические образования как: социальные потребности и интересы, сознание и самосознание, социально-психологический  климат, общественное мнение, умонастроения; такие групповые феномены как  идентификация, адаптация, внушение, подражание, эмоциональное взаимозаражение  и т.д.

Основными разделами социальной психологии являются:

1) психология совместной  деятельности и общения;

2) социальная психология  личности;

3) психология межличностных  отношений;

4) психология социальных  групп.


Информация о работе Социальная психология