Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 13:36, шпаргалка
Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп.
15. Феномен межгруппового взаимодействия
Межгрупповые взаимодействия – это совокупность социально-психологических явлений, возникающих между различными группами.
В основе межгрупповых отношений лежит межгрупповое восприятие многообразных социально-психологических связей, возникающих между социальными группами.
Специфика межгруппового восприятия:
1) в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;
2) в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений, обладающих устойчивостью к внешним влияниям;
3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы.
Одним из феноменов межгруппового взаимодействия является межгрупповая дифференциация – социально-психологические процессы межгруппового восприятия, сравнения и оценки, связанные с установлением различий между своей и другими группами.
Межгрупповая дифференциация состоит из двух взаимосвязанных процессов:
1) внутригруппового фаворитизма (от лат. favor – благосклонность) – это социально-психологическое явление, характеризующееся осознанием членов собственной группы (аутгруппа), как «своих» и оказание им содействия, психологической протекции, в противовес членам другой группы (ингруппы);
2) межгрупповой дискриминации (от лат. discriminatio – различение) – это социально-психологическое явление, характеризующееся стремлением к недооценке или пониженной оценке успехов и переоценке неудач других групп, по сравнению с собственной группой.
Согласно теории социальной идентичности Г.Тэджфела и Д.Тернера причиной данных феноменов является серия когнитивных процессов:
1) социальная категоризация – упорядочивание социального окружения путем распределения социальных объектов по группам, имеющим сходство по значимым для индивида критериям;
2) социальная идентификация – отнесение самого себя к определенной социальной категории и переживание своей групповой социальной принадлежности;
3) социальное сравнение – установление различий социальных групп.
Другим феноменом межгруппового взаимодействия является межгрупповая интеграция, представляющая наличие между группами таких связей и зависимостей, которые способствуют их объединению, взаимосодействию. Интеграция способствует более успешной реализации функций, как своей группы, так и той более широкой общности, в которую включены обе взаимодействующие группы.
Феномены межгрупповой интеграции:
1) групповая аффилиация – это отношения между группами, которые предполагают, что одна из них является составной частью другой, т. е. взаимодействие групп разнопорядкового масштаба и объема. Малая группа, поглощенная большой функционирует по законам первой;
2) групповая открытость состоит в стремлении группы получить информацию и влияние извне, вследствие чего она подвергается различного рода воздействиям и оценкам со стороны других групп. Она способствует обновлению группы и соблюдению баланса процессов дифференциации и интеграции. Чем благополучнее группа, тем более она открыта;
3) межгрупповая толерантность – терпимость к другим группам;
4) межгрупповая референтность – стремление к достижению уровня значимой внешне группы, которая выступает в качестве носителя определенных ценностей и норм.
Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции сосуществуют в любой группе. Преобладание процесса дифференциации в результате излишней закрытости ведет группу к стагнации (застою), доминирование процесса интеграции в результате излишней открытости приводит к потере группой социальной устойчивости.
16. Практическая социальная психология
Практическая социальная психология представляет собой совершенно особую сферу профессиональной психологической деятельности, которую неверно отождествлять с прикладной социальной психологией. Прикладная сфера наравне с теоретической проводит анализ социально-психологических ситуаций и феноменов с тем, чтобы обеспечить их прогноз и дать общие фундаментальные или инструментальные рекомендации. Сфера практической психологии не связана с исследованиями, она призвана "вмешиваться" в некий социально-психологический процесс для того, чтобы решить проблему социального индивида, группы, общества в идеологии "прагматического синтеза".
Практик всегда имеет дело с конкретным клиентом, а проблема клиента практически всегда помещена в определенные социально-культурные рамки. Именно в них совершается "вмешательство" практика сообразно стратегиям индивидуального изменения, техноструктурного изменения или организационного развития. Выбранная стратегия определяет роль практикующего социального психолога (эксперт, консультант, обучающий) и "сюжет" вмешательства с целью выявления проблемы, диагностики, анализа, корректирующей деятельности и оценки результатов.
Далее кратко будут представлены основные сферы практической социальной психологии, которые могут быть рассмотрены и в качестве направлений прикладных исследований.
Промышленное производство и организации традиционно считались главными практическими сферами социальной психологии. Большинство прикладных исследований изначально было ориентировано на проблематику социально-психологического климата промышленных предприятий, что нашло свое воплощение в создании психологических служб. Службы изучали удовлетворенность трудом и текучесть кадров, занимаясь одновременно аттестацией специалистов и адаптацией новичков. В области производственных отношений (вертикальных властных и горизонтальных коллективных) социальные психологи предлагали проведение организационно-деятельностные практики, где с помощью специальных приемов можно было скорректировать неадекватность и дисбаланс.
В проблеме управления и развития организаций традиционно внимание было направлено на ролевые образы и реальные качества руководителей и лидеров в трудовом коллективе. Более современные подходы ориентированы на проблемы соотношения стиля руководства и эффективности групповой деятельности, на переосмысление привычной практики разрешения конфликтов, на оптимизацию процесса группового принятия решения и выработку верной стратегии делового общения, налаживание безконфликтного взаимодействия.
Современное промышленное производство и сфера управления предполагает большое число инноваций в производственных отношениях, поэтому многие прежние наработки социальных психологов устарели и требуют большой работы по их переосмыслению и созданию новых методических моделей руководства и управления, направленных на позитивные изменения в коллективах, в организационных и управленческих технологиях.
Современная массовая коммуникация и реклама тоже активно опираются на социально-психологические исследования; и все основные разработки обязательно находят свое практическое воплощение. Важность этих исследований осознана в обществе, но современное состояние разработок считается в целом не удовлетворительным. Формы деятельности социальных психологов в этой сфере не всегда эффективны, а коррекционная подвижность отрасли оставляет желать лучшего. В результате, несмотря на достаточно прочные традиции исследований и практических разработок этой сферы в мировой социальной психологии, в практике фиксируется больше недостатков, чем достоинств и удач. И хотя в отрасли в целом преобладают оптимистические настроения, эта сфера остается одной из самых проблемных и нуждающихся в нетривиальных подходах к исследовательской проблематике.
Современное искусство тоже стало сферой интересов социальной психологии, которая занимается исследованиями воздействия искусства на личность и рассматривает сферу искусства как сложную коммуникативную систему в единстве общения, взаимодействия, взаимовлияния субъектов. Эта прикладная область неизбежно связана с искусствознанием, рассуждающем о предмете, субъекте и рецепиенте в рамках художественных моделей и образов. Психосоциологические формулировки и типологии помогают системному осмыслению искусства как социально-психологического феномена; одновременно, напитанные художественной образностью, они помогают осознанию социокультурной специфики общества в психологии массовых коммуникаций, в психологии рекламы, теориях групп и личности.
Социальная психология традиционно уделяла большое внимание семье, рассматривая ее как пример естественной малой группы. Сфера семьи и семейных отношений изучалась в закономерностях функционирования и развития этой микроячейки общества. При этом ставились и теоретически разрешались следующие актуальные задачи: подготовка молодых людей к созданию семьи; создание службы знакомств; выявление психологических барьеров, мешающих установлению взаимоотношений с лицами противоположного пола; регулирование внутрисемейных взаимоотношений. В практическом плане была осознана необходимость создания специального социального консультативного института "служба семьи".
Проблемы школьной социальной психологии непосредственно касаются проблем общения и взаимодействия учительского и ученических коллективов, проблем развивающейся и социализирующейся личности ребенка. Коррекция разного рода затруднений, проблемы профессиональной ориентации вызвали необходимость создания профессиональной психологической службы в школе. Помимо этого, для педагогов, родителей и учеников актуальны психологическое просвещение и психологическая профилактика девиантного поведения. В непосредственной практической работе школьный социальный психолог выполняет прежде всего функции консультанта, а также прямого участника некоторых видов психологической деятельности (например, развитие учительского коллектива в социально-перцептивных тренингах; разрешение текущих конфликтов в школе, индивидуальная психологическая помощь и т.п.). У социального психолога в современной школе есть еще одна актуальная задача - помочь ученику подготовиться к жизни в быстроменяющемся и нестабильном мире.
17. Социальная психология в образовании
Проблемы школьной социальной психологии непосредственно касаются проблем общения и взаимодействия учительского и ученических коллективов, проблем развивающейся и социализирующейся личности ребенка. Коррекция разного рода затруднений, проблемы профессиональной ориентации вызвали необходимость создания профессиональной психологической службы в школе. Помимо этого, для педагогов, родителей и учеников актуальны психологическое просвещение и психологическая профилактика девиантного поведения. В непосредственной практической работе школьный социальный психолог выполняет прежде всего функции консультанта, а также прямого участника некоторых видов психологической деятельности (например, развитие учительского коллектива в социально-перцептивных тренингах; разрешение текущих конфликтов в школе, индивидуальная психологическая помощь и т.п.). У социального психолога в современной школе есть еще одна актуальная задача - помочь ученику подготовиться к жизни в быстроменяющемся и нестабильном мире.
18. Коллектив как высшая форма развития
Коллектив – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности.
Коллектив – это пик, вершина развития группы; это группа самого высшего уровня развития.
Обобщая данные разных источников, можно выделить следующие особенности группы, которые характеризуют ее как коллектив.
1) Контактность - постоянное прямое и непосредственное обще. ние. Воспитательная функция коллектива связана прежде всего с этой его особенностью.
2) Контагиозность (от лат. contagiosus — заразительный) - взаимовлияние, способность к «взаимозаражению». Коллектив представляет собой динамическую живую систему, в которой происходит обмен информацией между ее отдельными элементами, индивидами, передаются желания и стремления, переживания и мысли. В коллективе создаются суггестивные связи, не всегда осознаваемые субъектом общения.
3) Внутренняя природа коллектива характеризуется товарищеским сотрудничеством и взаимопомощью при решении конкретных задач Деятельность членов коллектива осуществляется на основе принципов добровольности, равноправия и демократичности. Реальным руководящим органом коллектива выступает общее собрание - основная форма создания коллективного мнения Регуляторами общественной жизни в коллективе выступают не столько формальные правовые нормы, сколько нравственные правила, традиции, обычаи, привычки, чувства.
4) Социально-психологическая интеграция. Эта черта выражается в единой социальной направленности деятельности и согласованности действий в коллективе, в общих устремлениях и усилиях, единстве личных, коллективных и общественных интересов. Для характеристики сплоченности коллектива в отечественной психологии использовался термин «ценностно-ориентационное единство», им отражается высокая степень позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом Подчеркивается, что ценностно-ориентационное единство не приводит к нивелировке личности в группе, так как не препятствует разнообразию вкусов, интересов и привычек ее членов. Оно не предполагает также обязательного совпадения в понимании способов достижения общих для всех членов группы целей.
5) Коллектив является относительно устойчивым социально-психологическим образованием с ярко выраженными перспективными линиями развития, в том числе и весьма отдаленными В отличие от самых разнообразных видов групп, которые могут поддерживаться короткое время общими целями, коллектив живет сравнительно долго и отличается более стабильной структурой и нормами поведения.
Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных взаимодействиях, присущих коллективам.
В коллективах формируется особый тип межличностных отношений, для которых характерны:
1.высокая групповая сплоченность;
2.коллективистское самоопределение – в противовес конформности или нонконформности в группах низкого уровня развития;