Введение
В социальной психологии личности наряду
со все большим дроблением тематики (изучаются
коммуникативные характеристики, организаторские
способности, направленность, ценностные
ориентации личности) можно отметить и
стремление представить личность в целом
как индивидуальность с многоуровневой
структурой и попытки создать социально-психологическую
типологию личности.
Проблема личности стоит в центре и философии
и социологии и этики и педагогики и генетики
и т.д. Комплексный подход предусматривает
вовлечение всех дисциплин.
В социальной психологи в основе понимания
личности лежит характеристика социального
типа личности как специфического образования,
продукта социальных обстоятельств, ее
структуры, совокупности ролевых функций
личности, их влияния на общественную
жизнь. Социальные психологи концентрируют
свое внимание на общей массе людей, на
том, как в целом люди оценивают друг друга
и влияют друг на друга. Они задаются вопросом,
каким образом социальные ситуации могут
большинство людей заставить поступать
гуманно или жестоко, быть конформным
или независимым и так далее.
1 Социализация личности
Понятие социализации впервые было описано
в конце 40-х - начале 50-х гг. в работах американских
психологов и социологов (А. Парк, Д. Доллард,
Дж. Кольман, В. Уолтер и др.). В традициях
американской социологии это понятие
раскрывается через термин «адаптация»,
который означает приспособление организма
к условиям среды, к культурным, психологическим
и социологическим факторам. В гуманистической
психологии социализация представлена
как процесс самоактуализации Я-концепции,
самореализации личности, а субъект рассматривается
как самостановящаяся и саморазвивающаяся
система.
Еще в 30-е годы Л.С. Выготский говорил
о социализации как о преобразовании интерпсихического
в интрапсихическое в ходе совместной
деятельности и общения. Согласно Л.С.
Выготскому, переход от низших психических
функций к высшим есть присвоение культуры
индивидом.
Универсальными механизмами социализации
являются интериоризация и экс-териоризация,
которые проявляются в ряде психологических
механизмов, выполняющих защитную, регулятивную,
самоактуализирующую функции.
Этнические особенности, связанные со
способами социализации, подразделяют
на витальные (биофизические), т.е. способы
физического развития детей, вскармливание
ребенка, характер питания, спортивные
занятия, охрана здоровья и т.д. и ментальные
(духовные).
Установлено, что вхождение в другую
этническую группу, новую культуру сопровождается
неприятными чувствами отверженности,
дискомфорта, потерей статуса, друзей,
раздражительностью, психосоматическими
расстройствами. Наряду с этим имеют место
и позитивные следствия перехода в новую
этническую группу, например, когда создаются
благополучные условия для развития личности
и ее саморазвития.
Выделяют различные виды последствий
межкультурных контактов:
- геноцид — уничтожение противостоящей
группы;
- ассимиляция — постепенное добровольное
или принудительное принятие обычаев,
верований доминирующей группы, вплоть
до растворения в ней;
- сегрегация — курс на раздельное развитие
групп;
- интеграция — сохранение группами своей
культурной идентичности при объединении
в единое целое сообщество на новом значимом
основании.
В результате человек становится «перебежчиком»
или «шовинистом». «Маргинал» колеблется
между двумя культурами, испытывая внутриличностный
конфликт, путается в идентичности и в
итоге не удовлетворяется требованиями
ни одной из культур. Последний тип - «посредник»
- синтезирует обе культуры, являясь их
связующим звеном.
2 Социально-психологические
теории личности в социальной психологии
В социальной психологии проблема
личности присутствует как законная проблема
этой науки., однако в специфическом аспекте.
Характеристика этого аспекта, аргументация
в его пользу и будет предметом изучения.
В настоящее время в современном обществе
интерес к проблемам возможностей человеческой
личности настолько велик, что практически
все общественные науки обращаются к этому
предмету исследования: проблема личности
стоит в центре философского, и социологического
знания; ею занимается и этика, и педагогика,
и генетика. Для каждой научной дисциплины
важна внутренняя логика и она требует
более точного самоопределния в изучении
тех проблем, которые представляют интерес
для многих наук. Разведение направлений
такого всеобщего интереса к проблеме
личности кажется особенно важным еще
и потому, что решить ее можно только совместными
усилиями всех научных дисциплин, имеющих
отношение к делу. Совместность таких
усилий предполагает комплексный подход
к исследованию личности.
Для социальной психологии
важно как минимум установить отличие
своего подхода к личности от подхода
к ней двух «родительских дисциплин» социологии
и общей психологии. Трудность задачи
состоит в том, что в зависимости от понимания
личности в какой-либо социологической
или психологической концепции только
и можно понять специфику ее как предмета
исследования в социальной психологии.
Отличия социально-психологического
подхода к исследованию личности от социологического
подхода:
1) Система социологического
знания имеет дело преимущественно
с анализом объективных закономерностей
общественного развития, главный
фокус интереса здесь – макроструктура
общества и прежде всего такие
единицы анализа. Как социальные
институты, законы их функционирования
и развития, структура общественных
отношений, а, следовательно, и социальная
структура каждого конкретного
типа общества. В.А.Ядов, отмечая специфику
социологического интереса к личности,
усматривает ее в том, что для социологии
личность «важна не как индивидуальность,
а как обезличенная личность, как социальный
тип; как деиндивидуализированная, деперсонифицированная
личность». Главная проблема социологического
анализа личности - это проблема социальной
типологии личности.
2) Сложнее обстоит дело
с разделением проблематики личности
в общей и социальной психологии.
Косвенным доказательством этого
является многообразие точек
зрения, существующих в литературе
и зависящих от того, что и
в самой общей психологии нет
единства в подходе к пониманию
личности. Однако личность описывается
по-разному в системе общепсихологической
науки различными авторами. Не
касается вопроса о ее социальной детерминации.
Различия в трактовке личности касаются
больше всего – представлений о структуре
личности. Одни понимают по личностью
конкретного субъекта деятельности в
единстве его индивидуальных свойств
и социальных ролей, а другие понимают
личность «как социальное свойство индивида,
как совокупность интегрированных в нем
социально значимых черт».
Согласно К.К.Платонову, подструктуры:
1) биологически обусловленная
подструктура: темперамент, половые, возрастные
иногда патологические свойства
личности;
2) психологическая подструктура:
индивидуальные свойства отдельных
психических процессов, ставших
свойствами личности – это
память, эмоции, ощущения, мышление, восприятие,
чувства и воля;
3) подструктура направленности
личности: приобретенные человеком
знания, навыки, умения, привычки;
4) подструктура направленности
личности: имеет особый иерархически
взаимосвязанный ряд подструктур
- влечения, желания интересы, склонности,
идеалы, индивидуальная картина мира и
высшая форма направленности - убеждения)
различаются по «удельному весу» социального
и биологического содержания. Именно по
выбору таких подструктур как предмета
анализа общая психология отличается
от социальной. Если общая психология
концентрирует свое внимание на трех первых
подструктурах, то социальная психология,
согласно этой схеме, анализирует преимущественно
четвертую подструктуру. От социологического
подхода, подход социальной психологии
отличается тем, что она выявляет каким
образом сформировались социально-типические
черты, почему в одних условиях они проявляются
в полной мере. А в других возникли какие-то
иные социально-типические черты вопреки
принадлежности личности к определенной
социальной группе.
От общепсихологического подхода
названный подход отличается не тем, что
здесь изучается весь комплекс вопросов
социальной детерминации личности, а в
общей психологии – нет.
Отличие заключается в том,
что социальная психология рассматривает
поведение и деятельность «социально
детерминированной личности» в конкретных,
реальных социальных группах, индивидуальный
вклад каждой личности в деятельность
группы, причины, от которых зависит величина
этого вклада в общую деятельность.
3 Представления Б.Д.Парыгина
о социальной психологии личности
В работах Б.Д.Парыгина
модель личности, которая должна занять
место в системе социальной психологии,
предполагает соединение двух подходов:
социологического и общепсихологического.
Социологический подход характеризуется
тем, что в нем, рассматривается преимущественно
как объект социальных отношений, а общепсихологический
– тем, что здесь акцент сделан лишь «на
всеобщих механизмах психической деятельности
индивида». Задача же социальной психологии
– «раскрыть всю структурную сложность
личности, которая является одновременно
как объектом, так и субъектом общественных
отношений…» социально-психологический
подход «характеризуется наложением друг
на друга биосоматической и социальной
программы».
4 Содержание социально-психологического
исследования личности
Задачи исследования личности:
- социальной детерминации психического
склада личности;
- социальной мотивации поведения
и деятельности личности в различных общественно-исторических
и социально-психологических условиях;
- классовых, национальных, профессиональных
особенностей личности;
- закономерностей формирования
и проявления общественной активности,
путей и средств повышения этой активности;
- проблем внутренней противоречивости
личности и путей ее преодоления;
- самовоспитания личности и
прочее.
Специфика исследования личности
в социальной психологии: понимание личности,
предложенное А.Н.Леонтьевым – социальная
психология пользуясь определением личности,
которое дает общая психология, выясняет,
каким образом, т.е. в каких конкретных
группах, личность с одной стороны, усваивает
социальные влияния (через какую из систем
ее деятельности), с другой стороны она
реализует свою социальную сущность (через
какие конкретные виды совместной деятельности).
Главным ориентиром в исследовании
личности является взаимоотношение личности
с группой.
5 Понятие социализации.
Зависимость решения вопросов о социализации
от решения широких методологических
вопросов: о соотношении личности и общества,
об активности личности
Проблемы изучения личности:
социализация, социальной установки, социально-психологических
качеств личности.
Процесс социализации - «вхождения
индивида в социальную среду», «усвоение
им социальных влияний», « приобщения
его к системе социальных связей». Он представляет
собой совокупность всех социальных процессов,
благодаря которым индивид устраивает
определенную систему норм и ценностей,
позволяющих ему функционировать в качестве
члена общества.
Вопрос о соотношении понятия
«социализации» и «воспитания» - в узком
смысле слова, термин «воспитание» означает
процесс целенаправленного воздействия
на человека со стороны субъекта воспитательного
процесса с целью передачи, привития ему
определенной системы представлений,
понятий, норм и т.д.
В широком смысле слова под
«воспитанием» понимается воздействие
на человека всей системы общественных
связей с целью усвоения им социального
опыта. Субъектом воспитательного процесса
в данном случае может выступать и все
общество.
Социализация – процесс включения
индивида в социальные отношения, в результате
которого он усваивает и активно воспроизводит
социальный опыт. это двусторонний процесс,
включающий в себя с одной стороны, усвоение
индивидом социального опыта путем вхождения
в социальную среду, систему социальных
связей; с другой стороны, процесс активного
воспроизводства индивидом системы социальных
связей за счет его активной деятельности,
активного включения в социальную среду.
Ресоциализация – процесс переучивания
тому, что было прочно усвоено в детстве
и юности и что составляет фундамент личности.
Две стороны социализации личности:
- усвоение социального опыта
– характеристика того, как среда воздействует
на человека;
- момент воздействия человека
на среду с помощью деятельности. Содержание
процесса социализации:
Выделяют три сферы, в которых
осуществляется становление личности: