Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 23:03, реферат
Цель данной работы: Проанализировать осуществление социальной работы с молодежью в городе Ярославль.
Объектом исследования является молодежь как социальная группа.
Предметом исследования является социальная работа с молодежью средствами общественных объединений.
Задачи работы:
Изучить теоретические основы социальной работы с молодежью.
Рассмотреть общественные объединения как инструмент реализации молодежной социальной политики.
Введение
Глава I. Теоретические основы социальной работы с молодежью
1.1 Молодежь как объект социальной работы
1.2 Принципы и методы социальной работы с молодежью
1.3 Социальные службы в решении молодежных проблем
Вывод
Глава II. Анализ социальной работы с молодежью в Звенигороде средствами общественных объединений
2.1 Опыт общественных организаций по осуществлению социальной работы с молодежью в Звенигороде
2.2 Исследование информированности молодежи г. Звенигород в области социальной политики и работы молодежных объединений
2.3 Рекомендации по совершенствованию работы молодежных объединений в Звенигороде
Заключение
Библиографический список
Обращение ставит ряд задач в пространстве социальной работы с молодежью: добиться, чтобы студент, учащийся техникума или ПТУ мог спокойно учиться и полноценно отдыхать, не беспокоясь о дополнительном заработке, работающая молодежь регулярно получала достойную заработную плату, имела полноценные условия труда и отдыха, безработные как можно быстрее находили хорошо оплачиваемую работу, молодые мамы вовремя получали детские пособия, качественное медицинское обслуживание и всестороннюю поддержку государства в воспитании детей, демобилизованные из армии молодые военнослужащие не оставались без жилья и работы. Однако, решение этих проблем рассматривается исключительно в контексте радикальной смены политического устройства страны, более того, глобальных изменений в международном балансе сил.
Используя патриотические лозунги, абсолютное большинство прокоммунистических движений, в той или иной степени, артикулирует в своих программах «антизападничество», антиамериканизм, в сочетании с требованиями немедленной, использующей непарламентские средства, борьбы за власть, что создает почву для экстремистских настроений.
В качестве доказательства способности комсомола к осуществлению этой роли приводятся эпизоды поддержки руководством ВЛКСМ некоторых инициатив «снизу». Объектом ностальгии оказывается и система воспитания молодежи, существовавшая в советскую эпоху. Альтернативой ей видится представленная в самом неприглядном свете картина полного пренебрежения к юношеству сегодня.
В конфигурируемом таким образом пространстве «выразителями интересов» молодежи оказываются организации типа «Партизанского движения», выступающие с призывами типа: «Из тебя сделали маргинала. Из тебя сделают в лучшем случае приставку к тому или иному конвейеру, в худшем – выбросят на свалку как некачественный товар... Они называют нас экстремистами. Это не экстремизм – это нормальная реакция живых людей на происходящее, просто живых осталось немного». В качестве единственного решения социальных проблем рассматриваются политические выступления молодежи, типа имевших место в апреле 1994, 1995 годов. Какая-либо позитивная активность отрицается, как не способная изменить положение вещей.
Примечательно, что молодежные прокоммунистические организации обращаются не к пролетариату, а к учащейся молодежи. Как утверждает А. Тарасов, «СССР до «перестройки» оставался последним оплотом европейской классической цивилизации. Сегодня настала его очередь. Предполагается, что именно молодежь, культурно и социально еще не укорененная, должна выполнить роль «человеческого тарана» в деле разрушения европейской классической цивилизации в России и замены ее цивилизацией американской «масс-культуры». Для этого, разумеется, необходимо предварительно изменить ценностную ориентацию молодежи – идеал творца, высокий статус интеллигента должен был заменен идеалом обывателя, высоким статусом денежного мешка».
Перспектив у такого рода идеологических конструкций в современной России мало. Однако, радикалистские организации, конкурирующие друг с другом за авторитет у студенчества, оказывают свое деструктивное воздействие, в том числе, и на возможности использования потенциала части молодой интеллигенции в социальных проектах.
Семь десятилетий государственного атеизма обусловили господство представлений о роли религии в российском обществе, как далекой от реального участия в решении его актуальных проблем.
Определяющее влияние церкви в деле воспитания юношества в начале ХХ столетия и наличие мощных религиозных молодежных организаций еще в 20-е годы (кстати, доминировали тогда объединения протестантской ориентации; например, Христомол объединял в 1928 году более 2 миллионов юношей и девушек), принимаются сегодня как просто исторические факты. Социальные работники склонны дистанцироваться и от зарубежного опыта сотрудничества социальных служб с религиозными организациями.
Между тем, ситуация в России существенным образом изменилась за последнее десятилетие. Формально безрелигиозное общество стало формально религиозным.
Если бы конфессиональные организации поставили перед собой задачу стопроцентного «охвата» молодежи (как в советское время комсомол), то они могли бы ее решить.
Общей характеристикой религиозности современного молодого поколения может служить ее не церковный и пассивный характер. Примерно половина посещает церковь 1-2 раза в год, но и это, скорее, реализация причастности к праздничной обстановке Пасхи или другого из двунадесятых праздников, а не систематическое подтверждение принадлежности к общине верующих.
В то же время, фиксируемая система установок молодежи в отношении конфессий, принадлежность к которым юноши и девушки прокламируют, явно ориентирует социальные службы на установление и развитие контактов с конфессиями прежде всего, в пространстве их социальной деятельности.
Среди организаций, с которыми социальные службы должны взаимодействовать в работе с молодежью, особое место занимает Православная церковь, к которой себя относит большинство российской молодежи. В этой деятельности, не ставя прямой задачи обращения всех в православие в качестве условия сотрудничества, церковь готова ко взаимодействию с государственными и общественными организациями. Основные области такого взаимодействия определены Архиерейским собором. В их числе забота о сохранении нравственности; духовное, культурное, нравственное и патриотическое воспитание; милосердие и благотворительность, развитие социальных программ; профилактика правонарушений; культура и творческая деятельность; поддержка института семьи, материнства и детства. По ряду позиций эта программа приходит в соприкосновение с задачами социальной работы с молодежью. Поэтому вполне естественно, что именно состоявшийся в августе 2000 года Собор принял и решение о создании Синодального отдела по делам молодежи. В мае 2001 года в Москве прошел Съезд православной молодежи, в работе которого приняли участие представители 89 епархий, представители зарубежных православных церквей, представители общественных организаций, а также лица, ответственные за проведение молодежной политики в субъектах Российской Федерации. Съезд получил приветствия в свой адрес от высших органов государственной власти: Президента РФ В.В. Путина, обеих палат Федерального Собрания. Таким образом, есть основания полагать сделанными первые шаги к реализации идеи соработничества церкви и государства в деле формирования молодого поколения.
Анализ правительственных документов, подготовленных в связи со съездом православной молодежи, позволяет отчетливо определить содержание позиции государственной власти в отношении сотрудничества с церковью. И в приветствиях от руководителей высших органов власти, и в докладе министра образования, артикулировались, в качестве областей молодежной политики, открытых для сотрудничества, патриотическое и нравственное воспитание, образование, обеспечение социальных гарантий. Государство ожидает от церкви помощи в создании заслона бездуховности, бесцельному времяпрепровождению, религиозному экстремизму. Церковь рассматривается как один из ведущих институтов, обеспечивающих сохранение духовных ценностей. Поэтому именно участие молодежи в делах благотворительности рассматривается церковью как самое действенное средство спасения души.
«Стоит только один раз сделать доброе дело: посетить детский дом, принять участие в восстановлении порушенной святыни, бесплатно поделиться своими знаниями и умением – и в жизни молодого человека что-то изменится».
Синодальным отделом по делам молодежи выделены следующие основные направления работы. Особенно важным признается создание широкого общественного объединения православной молодежи для совместной деятельности тех, кто вошел в церковную ограду, и тех, кто находится на пути к храму. Приоритетными для него рассматриваются программы социального служения молодежи, организация добровольного участия в социальной работе братств и сестричеств, реабилитации наркозависимых, волонтерских проектах, экологических программах, туристических лагерях, благотворительных акциях.
Вторым принципиально важным направлением деятельности признается возвращение православия в сферу образования. В связи с этим для самой церкви признается важным создать школу духовных наставников, вооружить их эффективными методиками. В организационном плане ставится задача создания епархиальных советов по делам молодежи.
Деятельность православной церкви в области работы с молодежью сегодня не лежит, исключительно, в сфере проектов. Существует достаточно богатый опыт практической реализации ее идей. С середины 90-х годов действует программа детских летних православных лагерей. В них детям предоставляются условия для отдыха и развлечений, вместе с тем, осуществляется христианское воспитание: ведется профилактика дурных привычек (курение, сквернословие); изучение Святого Писания; дети приобщаются к молитве и исповеди. Под окормлением протоиерея Аркадия Шатова осуществляется деятельность православных сестричеств, лежащая чисто в области социальной работы. В России, как и в большинстве христианских стран, церковные организации традиционно направляли активность женщин в области благотворительности, помощи медицинским учреждениям. Прерванная переворотом 1917 года, эта традиция имеет шансы к возрождению. Достаточно активно работают православные общины в ряде высших учебных заведений, особенно Петербурга. Наиболее интенсивную деятельность проводит община Московского государственного университета, возглавляемая протоиереем Максимом Козловым. Ряд лет существует на Патриаршем Крутицком подворье организация «Реставрос». Объединяемые ею юноши и девушки выезжают, в свободные дни, для участия в восстановлении архитектурных памятников – церквей и монастырей. На Крутицком подворье создана и футбольная команда «Пересвет», по мысли Синодального отдела по делам молодежи, ее опыт может быть использован в существенном расширении православного воспитания в сфере спорта.
Церковь выпускает ряд популярных молодежных изданий. Это журнал Московской духовной академии «Встреча», православная юношеская газета Новоспасского монастыря, газета «Татьянин день», выпускаемая в МГУ. С лета 2001 года начался выпуск журнала «Сретенье». Отделом по делам молодежи курируется и Интернет-проект «Невод». По мысли его организаторов, у провайдеров и веб-мастеров может быть свой святой покровитель, как святитель Феофан-Затворник, а всемирная сеть может не только создавать угрозы духовному воспитанию, но и помогать ему. В настоящее время церковью уже ведется ряд сайтов, пока, однако, не в полной мере учитывающих особенности молодежного восприятия. Но в этом отношении церковь, в последнее время, демонстрирует высокую степень гибкости.
Разумеется, не только православная церковь ведет активную деятельность в пространстве социальной работы с молодежью. Соответствующие программы реализуются исламскими организациями, христианскими, буддистскими конфессиями. Показательна и программа Food for life, реализуемая организациями Общества сознания Кришны. Однако, влияние православной церкви остается наиболее масштабным.
Сегодня в России становится популярным добровольческое движение как форма работы с молодежью.
Добровольчество или волонтерство принимает множество форм от традиционной взаимопомощи до целенаправленных усилий по разрешению мировых катаклизмов и кризисов. Многие подобные кампании во многом зависят от участия добровольцев. Следует отметить, что по проведенному Межрегиональным общественным фондом «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» (г. Новосибирск) исследованию, более 50% всех добровольцев - это молодежь и преимущественно учащаяся молодежь, т.е. школьники и студенты.
Опираясь на федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», можно сказать, что доброволец - это человек, занимающийся на безвозмездной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально-значимых проблем.
Добровольческая деятельность является одним из основных средств, позволяющих людям участвовать в процессе социального развития общества, а это профилактика социальных болезней, разработка и участие в социальных и экологических проектах и другое. Таким образом, любую социально-значимую деятельность, осуществляемую добровольцем можно назвать участием в социальном развитии. Участие в жизни общества - есть лучшее средство положительного воздействия на мировоззрение молодежи. И этого следует, что добровольчество является одной из эффективнейших форм и методов работы с молодым поколением, что дает им шанс самим поучаствовать в развитии своей страны.
В последние годы добровольчество, в нынешнем понятии, охватывает огромное количество молодых людей в разных странах мира, а это такие организации как: Армия спасения, Волонтеры ООН, Красный Крест и красный Полумесяц, SCI и другие.
Проблемами добровольческой деятельности и подготовки добровольцев занимаются такие исследователи как: Бодренкова Г.П. «Программа подготовки специалистов управления добровольческими ресурсами», Кобякова Т.Г., Котляков В.Ю. «В помощь добровольцу», «Равный обучает равного». Слабжанин Н.Ю. «Менеджмент добровольческих программ», Тепфер Й., Маслич Б. «Технология работы с добровольцами» и другие, также эти вопросы освещены в методических пособиях и периодических изданиях российских и региональных некоммерческих организаций: «Разомкнутое пространство», «Добровольчество в России и в мире в контексте социального партнерства», «Добрая воля», «Вестник НКО», «Благотворительный сезон» и т.д. Следует подчеркнуть, что законодательной базы как таковой у добровольчества на данный момент нет, есть федеральный закон «О благотворительных организациях», в котором только и дано что определение добровольца. Поэтому организациям, работающим с добровольцами, а среди них часто встречаются несовершеннолетние, приходится штудировать семейный, трудовой, уголовный кодексы РФ, Конвенции ООН, чтобы ни коим образом не нарушить права человека, решившего стать добровольцем.
Добровольчество - это реальная возможность человеку почувствовать себя гражданином, принять, как уже было сказано, участие в социальном развитии. Поступок добровольца влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример, который могут повторить окружающие.
Добровольчество - это хороший способ социализации молодежи, ее вовлечения в социально-полезную деятельность. Добровольческие программы могут занять не только внеклассные часы в школе, но и организовать различного рода практику для студентов. Такая деятельность не только дает прямую пользу получателю данной услуги и добровольцу, но и оставляет у молодых людей опыт социально полезной деятельности. Благодаря наличию этого опыта социальной востребованности, доброволец получает некую модель собственной профессиональной социально-ориентированной деятельности.
Можно выделить три наиболее распространенные причины, почему молодые люди, занимаются добровольческой деятельностью:
1. получение необходимого опыта работы, знаний, навыков;
2. реализация своих целей, проектов;
3. налаживание новых контактов, общение с интересными людьми, друзьями, единомышленниками.