Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 17:21, курсовая работа
Цель моей работы - изучить понятие, структуру и формирование личности с точки зрения различных подходов; выявить социально-психологические проблемы, обусловленные включением личности в деятельность; рассмотреть культурно-антропологическую интерпретацию личности.
Введение
Глава 1. Понятие личности в социальной психологии
1.1 Представление о личности и ее компонентах в рамках социально-психологического знания
1.2 Специфика социально–психологической проблематики личности
Глава 2. Социально–психологические проблемы исследования личности
2.1 Изучение личности как субъекта деятельности и её продукта
2.2 Теория двух факторов формирования личности
2.3 Культурно–антропологическая интерпретация личности
Заключение.
Список литературы
Итак, на деле методологическая премудрость этих концепций сводится к формуле вульгарного эклектизма: "и то и другое", "с одной стороны, с другой стороны". С позиций сей премудрости свершается суд и над психологами-марксистами: они - де повинны (вместе с защитниками культурологии!) в недооценке внутреннего в личности, ее "внутренней структуры". Понятно, что высказывания такого рода могут возникнуть только в результате бессмысленных попыток уложить взгляды марксизма на личность в глубоко чуждые им концептуальные схемы. Дело вовсе не в том, чтобы констатировать, что человек есть и природное, и общественное существо. Это бесспорное положение указывает лишь на разные системные качества, проявляемые человеком, и ничего еще не говорит о сущности его личности, о том, что ее порождает. А в этом как раз и заключается научная задача.
Заключение
Итак, мы пытались понять личность как психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида, в результате преобразования его деятельности. Но для этого необходимо с порога отбросить представление о личности как о продукте совокупного действия разных сил, из которых одна скрыта, как в мешке, "за поверхностью кожи" человека (что бы в этот мешок не сваливали), а другая лежит во внешней среде (как бы мы эту силу ни трактовали - как силу воздействия стимульных ситуаций, культурных матриц или социальных "экспектаций"). Ведь никакое развитие непосредственно не выводимо из того, что составляет лишь необходимые его предпосылки, сколь бы детально мы их ни описывали. Марксистский диалектический метод требует идти дальше и исследовать развитие как процесс "самодвижения", т.е. исследовать его внутренние движущие отношения, противоречия и взаимопереходы, так что его предпосылки выступают как в нем же трансформирующиеся, его собственные моменты.
Такой подход необходимо приводит к положению об общественно-исторической сущности личности. Положение это означает, что личность впервые возникает в обществе, что человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и что личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к ее подлинно научному психологическому пониманию.
Список литературы
личность социальная психологическая
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.-214 с.
2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988- 124 с.
3. Кон И.С. Социология личности. М., 1967-243с.
4. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970-211 с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975-186 с.
6. Личность и массовые коммуникации. Вып. 111. Тарту, 1969-342 с..
7. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
8. Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология.М.,1975-212 с..
9. Платонов К.К. Социально-психологический аспект проблемы личности в истории советской психологии // Социальная психология личности. М., 1979-86 с.
10. Психология развивающейся личности. М., 1987-242 с..
11. Смелзер Н. Социология. М., 1994- 134 с..
12. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975-178 с.
13. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983
14. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Псков, 1997.
15. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений//Вопросы психологии. 1993. №2. С.86-91.
16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.
17. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.
18. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984
19. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1996
20. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995
21. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов н/Д, 1997
22. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969
23. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983
24. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982
25. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. С. 81-106
[1] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.-214 с.
[2] Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988- 24 с.
[3] Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988- 124 с.
[4] Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988- 124 с.
[5] Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988- 124 с.
[6] Кон И.С. Социология личности. М., 1967-243с.
[7] Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
[8] Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970-211 с.
[9] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975-186 с.
[10] Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология.М.,1975-212 с.
[11] Психология развивающейся личности. М., 1987-242 с.
[12] Психология развивающейся личности. М., 1987-242 с.
[13] Смелзер Н. Социология. М., 1994- 134 с.
Информация о работе Социально–психологические проблемы исследования личности