Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:14, реферат
Телекоммуникации с помощью компьютерных сетей - принципиально новый пласт социальной реальности. Психологические исследования в этой области ведутся сравнительно недавно, преимущественно в рамках зарубежной психологии. Из исследований, проведенных в России, можно привести только работу А. Е. Войскунского "Общение, опосредованное компьютером", в которой рассматривается общение в локальной сети в сравнении с реальным общением. В этом исследовании также упоминается о том, что общение в локальных сетях отличается не только от реального общения (т. е. общения, не опосредованного компьютером), но и от общения в глобальных сетях по ряду параметров; то есть, общение в глобальных сетях обладает определенной спецификой.
Введение
1.Общение в Интернете: основные закономерности
1.1Основные формы общения в Интернете и их особенности
1.2.Идентичность в Интернете
1.3.Почему виртуальная личность наделяется определенными свойствами.
2.Феномен Интернет - зависимости и его анализ
2.1.Понятие и критерии Интернет –зависимости
2.2.Причины Интернет-зависимости
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
Санкт-Петербургский
Реферат
по дисциплине «
на тему:
«Социально-психологические
Выполнил:
Кузнецова Александра
Проверил:
Крылов Евгений Юрьевич
г. Санкт-Петербург, 2013
Содержание
Введение
1.Общение в Интернете: основные закономерности
1.1Основные формы общения
в Интернете и их особенности
1.2.Идентичность в Интернете
1.3.Почему виртуальная личность наделяется
определенными свойствами.
2.Феномен Интернет - зависимости и его анализ
2.1.Понятие и критерии
Интернет –зависимости
2.2.Причины Интернет-зависимости
Заключение
Список литературы
Введение
Телекоммуникации с
помощью компьютерных сетей -
принципиально новый пласт
1.Общение в Интернете: основные закономерности
1.1Основные формы общения в Интернете и их особенности
Можно выделить следующие формы общения в Интернете: телеконференция, чат и переписка по e-mail. Исследователи Интернет - общения обычно разделяют способы общения в Интернете по степени их интерактивности. Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты и MUDs, наименее интерактивными - e-mail и телеконференции. В телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата, где дюди общаются on-line. В конференции общение происходит вокруг определенного предмета, в то время как чат, опять же как правило, своей темы не имеет. Тем не менее в чатах по большей части практикуется общение ради самого общения, в то время как телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету). В качестве отдельной формы общения в Интернете можно выделить общение в так называемых MUDs (от "multi-user dimension" - ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном простарнстве), которое близко к коммуникации в чате тем, что происходит on-line, но отличается от него присутствием цели - стремлением выиграть).
Все названные формы общения,
в связи с его
Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи "смайликов" ,физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. Поэтому "в Интернете легче вести серьезный разговор"; "в Интернете люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься"; "в Интернете можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению", "в Интернете можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше" . То есть, в Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью (Reid, 1994), а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальной частью коммуникативной компетентности.
Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. "В виртуальной среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений характерных для материального мира" (Kelly, 1997). Kelly также приводит поговорку: "В Интернете никто не знает, что вы - собака" (Kelly, 1997). Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.
1.2.Идентичность в Интернете
Действительно, в текстовой
коммуникации в Интернете люди
часто создают себе так
Тот факт, что в Интернет люди создают себе некие "виртуальные личности", создает дополнительные возможности для изучение идентичности. "Вопрос о том, как соотносится реальное "Я" с виртуальной личностью и где границы между самопрезентацией, симуляцией и самоактуализацией - основной вопрос, возникающий при рассмотрении игр с идентичностью" (Reid, 1994).
Более конкретно, можно выделить следующие проблемы. Во-первых, соотношения "виртуального Я" (т. е. "Я", которое человек использует в телекоммуникации) с реальным и идеальным "Я" этого же человека. По данным, полученным мной при помощи личностного семантического дифференциала, виртуальная личность подростка (она же - самопрезентация в Интернете) более раскованна, является более эпатирующей и менее социально желательной по сравнению с реальным, и тем более, по сравнению с идеальным "Я". Эту же особенность отмечают и преподаватели компьютерных клубов - по словам одного из них, "дети там (т. е. в Интернете) отрываются". Характерно, что "отрываются" далеко не все дети - наряду с теми подростками, которые большую часть времени проводит в чатах, есть и те, которые чатами не увлекаются, а все больше скачивают из Интернета небольшие программы или же ищут информацию, "роясь в мусоре с помощью крючьев - альтавист и палок- рэмблеров" (Лейбов, 1997). Более того, есть подростки, которые, несмотря на возможность свободного доступа к Интернет, в Интернет принципиально не выходят, мотивируя это тем, что "там нет ничего интересного". Отсюда возникают следующие вопросы:
Какие характеристики личности (реальной) ведут к тому, что человек в сетевой коммуникации начинает конструировать непохожие на него виртуальные личности (часто не одну, а несколько);
1.3.Почему виртуальная личность наделяется определенными свойствами.
Гипотетическим объяснением того, почему одни люди конструируют виртуальные личности, а другие - нет, может быть степень социальной ригидности личности. Выделяется два основных типа социальной ригидности. Первый - это ролевая ригидность (или ригидность "Я" - концепции), которая проявляется в том, что человек воспринимает себя как исполнителя строго определенного набора ролей и, соответственно, "упорствует в определенных видах ролевого поведения". Второй - это диспозициональная ригидность (наличие жестких установок, определяющих восприятие мира в черно-белых тонах). В исследовании А. С. Волович (1990) говорится о том, что "для неригидного усвоения групповых норм необходимо, чтобы социальное "Мы" человека было достаточно широким, а не ограничивалось идентификацией с отдельной группой. это обеспечивается за счет наличия большого числа референтных групп и свободы выхода из них". (Здесь необходимо упомянуть, что в социальной психологии выделяются такие аспекты идентичности личности, как личная идентичность и социальная идентичность; причем поддержание позитивной идентичности в целом может осуществляться как за счет поддержания позитивной личной идентичности, так и за счет поддержания позитивной социальной идентичности, в зависимости от того, какой аспект идентичности в целом является преобладающим).
Исходя из этого, можно предположить, что люди, которые конструируют виртуальные личности, обладают низкой социальной ригидностью, а люди, котрые никогда не конструируют виртуальные личности - высокой социальной ригидностью. Относительно идентичности этих двух групп людей можно сделать следующие предположения. Люди, конструирующие виртуальные личности, либо имеют большое количество референтных групп, из которых они могут свободно выйти (то есть, обладают широкой социальной идентичностью), либо же в их идентичности социальная идентичности вообще не является преобладающим аспектом, и позитивная идентичность в целом поддерживается за счет позитивной личной идентичности. Для людей, которые не склонны конструировать виртуальные личности, может быть характерна высокая степень социальной ригидности и преобладание в идентичности в целом социальной идентичности.
Конструирование виртуальных личностей может носить возрастной характер и быть связана с самоопределением. Многие авторы отмечают существование кризиса идентичности в подростковом возрасте, когда собственное "Я" представляется подростку размытым. При этом виртуальные личности могут выполнять функцию самоверификации. Существует также точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете - отражение изменений структуры идентичности человека (тенденция к множественности идентичности в реальной жизни), которое является отражением социальных изменений (Kelly, 1997). Келли говорит, что "безусловно, мы осознаем то, что мы ведем себя по-разному в разных ситуациях. Идея об обладании множеством "Я" относительно нова, но уже достаточно популярна. Например, в своей книге "Life on the screen: Identity in the age of Internet" (Жизнь на экране: идентичность в век Интернета) Sherry Turkle пишет:
"Не так давно стабильность
была социально ценной и
Эта констатация хорошо соотносится с "текучестью" и возможностью выбора способов действия и самовыражения в Интернете (Kelly, 1997).
Очевидно, что для того,
что бы конструировать виртуальные
личности, нужно не только быть в
принципе способным видеть себя как
потенциального исполнителя различных
ролей, но и хотеть исполнять эти
роли. Можно предположить, что желание
конструировать виртуальные личности
может быть связано с тем, что
реальность не предоставляет возможностей
для реализации различных аспектов
"Я", или же, что действительность
может быть слишком "ролевой",
слишком нормативной. Это порождает
у человека желание преодолеть нормативность,
что ведет к конструированию
ненормативных виртуальных
2.Феномен Интернет - зависимости и его анализ
2.1.Понятие и критерии Интернет -зависимости
Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется как "навязчивое (компульсивное) желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line". Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости.
-Кимберли Янг приводит 4 симптома ИЗ:
-Навязчивое желание проверить e-mail
-Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет
-Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет
-Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет
Более развернутую систему критериев приводит Иван Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из следующих:
1. Толерантность:
-. Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает
- Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается.
2. Синдром отказа.
2.1Характерный "синдром отказа":
-Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернет,
-Два или больше из следующих симптомов (развиваются в течение периода времени от нескольких дней до месяца):
-Психомоторное возбуждение
-Тревога
-Навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет
-Фантазии или мечты об Интернет
-Произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.
-Симптомы, перечисленные в пункте 2 , вызывают снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности.
2.2. Использование Интернет позволяет избежать симптомов "синдрома отказа".
3. Интернет часто используется в течение большего количества времени или чаще, чем было задумано.
4. Существуют постоянное
желание или безуспешные
5. Огромное количество
времени тратится на
6. Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или редуцируются в связи с использованием Интернет.
7. Использование Интернет
продолжается, несмотря на знание
об имеющихся периодических
Информация о работе Социально-психологические аспекты общения в Интернете