Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 16:58, реферат
Когда речь идет о социально-психологические механизмы влияния, подразумевается, что одно предприятие психической активности своими действиями может вызвать нужную ему психическую (душевно-духовную) активность другого субъекта психики, а именно: определенные ощущения, представления, воспоминания, мысли , чувства, отношения, волевые действия и т.п. Наиболее известными в социальной психологии есть такие механизмы, как убеждения, внушения, принуждения, санкционирования, упражнения, подражание, психическое заражение т.д. (В. Бехтерев, Т. Владимирский, В. Куликов, Б. Парыгин, Б. Поршнев, Г. Тард, Ф. Тома и др.).
Введение
1.Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен
2.В деятельности тоталитарных групп острейшими есть несколько аспектов
3.Создание тоталитарной группы происходит по четко отработанному алгоритму
Содержание
Введение
1.Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен
2.В деятельности тоталитарных групп острейшими есть несколько аспектов
3.Создание тоталитарной группы происходит по четко отработанному алгоритму
Введение
Когда речь идет о социально-психологические механизмы влияния, подразумевается, что одно предприятие психической активности своими действиями может вызвать нужную ему психическую (душевно-духовную) активность другого субъекта психики, а именно: определенные ощущения, представления, воспоминания, мысли , чувства, отношения, волевые действия и т.п. Наиболее известными в социальной психологии есть такие механизмы, как убеждения, внушения, принуждения, санкционирования, упражнения, подражание, психическое заражение т.д. (В. Бехтерев, Т. Владимирский, В. Куликов, Б. Парыгин, Б. Поршнев, Г. Тард, Ф. Тома и др.).
В практике организации воздействий известно немало случаев, когда правильно применен механизм позволял достичь действительно удивительных результатов, а социально-психологическая некомпетентность приводила к эффектам, противоположным ожидаемым. Рассмотрим кратко специфические особенности ряда основных социально-психологических механизмов влияния человека на человека.
Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен
Общественная проблема: появление и существование в современном обществе тоталитарных групп несет в себе серьезную угрозу, недостаточно осознается обществом и правительственными структурами. Их феномен выступает, с одной стороны, дестабилизирующим фактором духовности общества, с другой - тоталитарная группа является средством десоциализацию индивида.
Цель статьи: выделить и охарактеризовать основные признаки тоталитарной группы, проанализировать ее феномен, пагубное влияние на социальное поведение и психику индивида.
Сущностное содержание: анализируются объективные и субъективные факторы, приводящие к появлению в обществе тоталитарных групп, выделяются признаки тоталитарной группы; раскрываются социально-психологические механизмы привлечения индивида в группу, тотального психологического давления на нее и последствия пребывания индивида в тоталитарном группе.
По меткому выражению Цицерона, в мире нет такой нелепости, у которой не нашлось бы последователей. Тоталитарные группы можно отнести именно к такой нелепости, сторонниками которой становятся люди разной судьбы, разной образованности и разного возраста. Однако обстоятельства их появления, существование и деятельность еще недостаточно изучены ни социальными психологами, ни религиоведа, ни социологами. Правительства многих стран, общественность столкнулись с этой проблемой с конца ХХ века. Эти хорошо организованные группировки требуют пристального внимания и ученых разного профиля, и правительственных структур. По приблизительным оценкам, сейчас в Украине почти миллион человек являются адептами разного рода тоталитарных групп. Среди них около 8 процентов - педагоги, которые выступают не только активными агитаторами, проповедниками, но и вербовщиками в свои члены совсем юных людей. Терминологически название явления еще окончательно не сложилась. Для его описания ученые пользуются разными понятиями: тоталитарные группы, деструктивные группировки, культы, молодежные секты, сектоподибни объединения, новейшие религиозные культы и т.д. Неопределенность названия свидетельствует неизученности этого нового явления в общественном бытии, общественном поведении людей. Одновременно в самом названии отражается определенное противостояние общепризнанным демократическим ценностям, угроза безопасности духовной жизни населения, опасный психологическое воздействие таких групп на личность.
Следует отметить, что появление группировок, культов, сект, поклонение новоявленным "мессия", идолам - не новое явление в истории человечества. Только церковная история насчитывает много попыток скола от основной доктринальной линии, создание замкнутых группировок с достаточно сильной сплоченностью членов, верой в новое учение. Однако нынешний всплеск появления новых группировок имеет характерные обстоятельства, способствовавшие их возникновению.
Впервые понятие нетрадиционных культов использовал Э. Трельч, который классифицировал нетрадиционные ответвление в устоявшихся конфессиях. Он отмечал, что основной целью таких группировок является духовность, стремящейся оживить мертвую традицию. С загальносоциологичнои точки зрения, нетрадиционные группировки - это выделены группы, которые не соответствуют нормам данного общества. Социальные психологи определяют нетрадиционные группы как, способные изменить в своих членов поведение и психологию. В последние годы по таким группам, действующим на религиозной почве, употребляют понятие "квази-и псевдокульт. Подразумевается, что они лишь внешне напоминают религиозные движения, а внутренне являются искусственными религиями, которые приобретают черты вредоносного и ошукувального явления.
Для рассмотрения таких новообразований, группировок мы воспользуемся понятием "тоталитарной группы", понимая сообщество людей, объединенных прилученистю к определенной системы ценностей, идеологической программы, тенденции или фигуре, которая воплощает в своем образе эту систему ценностей. Такая группа имеет четкую иерархическую авторитарную структуру, особую и прочную модель отношений, верований, практики, и предоставляет каждой из них индивидуальности.
Тоталитарные группы могут иметь разное направление (религиозное, псевдорелигиозное, философское, культурологическое и т.п.), но каждая из них имеет собственную аксионормативну систему, которая противоречит общепризнанным демократическим ценностям; производит собственную субкультуру, что противопоставляется господствующей в обществе и даже отрицает любую культуру вообще; разрабатывает и воплощает реформируя программу интегрирования индивида в группу, пользуясь отработанными методиками тотального подчинения личности группе, а ее биологических и социогенных потребностей - групповым потребностям и целям.
На наш взгляд, можно выделить ряд признаков тоталитарной группы:
• осуществление тотального контроля сознания, мышления, эмоций, информации, поступающей к человеку, поведения своих членов (незаконное влияние на психику, применение различных методик манипуляции сознанием, системы реформирования мышления индивида, использование техник модификации его поведения вне сознания.
наличие харизмы лидера - "пророка", приписывание ему особой мудрости, святости, требование беспрекословного согласия рядовых членов с властью, привилегиями лидера;
наличие иерархического органа управления группой, с помощью которого дозируется информация, организуется тотальный контроль за поведением, образом жизни, мышлением индивида; исключительность, тайны жизни группы для внешнего окружения, с одной стороны, и неосведомленность членов группы относительно истинного характера ее деятельности, с другой ;
наличие ложной формы привлечения индивида к группе с сокрытием истинных целей, форм влияния на сознание (манипулирование, обман, убеждения, внушения и т.п.);
отчуждение личности от семьи, друзей, общества, резкие изменения в ее системе ценностей, наличие постепенных или внезапных личностных изменений;
полная прозрачность жизни каждого члена группы и абсолютный авторитет лидера, лидеров (при закрытости жизни лидеров вне группы для других членов.
физическая, финансовая или психологическая эксплуатация членов группы, давление на них с целью получения денег, пожертвований;
наличие у членов группы тоталитарного мировоззрения, преобладание групповых целей над индивидуальными, одобрение, оправдание асоциального, антигуманной поведения, претензия на "доброту" со стороны членов группы.
Тоталитарная группа как замкнутый новообразования на основе собственной аксионормативнои системы имеет целью подчинить индивида группе, сделать его послушным орудием для осуществления завуалированных целей, планов в руках лидеров, руководителей групп.
Черты тоталитарности группе предоставляют две особенности ее существования: полная прозрачность жизнь каждого члена при тотальном контроле со стороны группы за ним и абсолютный авторитет лидера, основателя как на уровне микрогруппы, так и на уровне всего группировки. В любой момент жизни слово "духовного учителя", лидера для члена группы является решающим. Эта потребность не навязывается наказным способом, а формируется как установка всем стилем жизни группы.
Харизматичный авторитет не связан нормами и правилами. Это объясняется особым характером веры в особые качества харизматической власти. Решающее значение для возникновения харизматического отношение имеет не столько наличие харизмы, сколько признание ее со стороны последователей. Условный его характер, как правило, не осознается его участниками: лидер верующий в свое предназначение, последователи верят в лидера. Поддержка лидера рассматривается как священный долг последователей, а любое сомнение в его харизме - как святотатство.
Появление тоталитарных групп - явление не случайное в условиях кардинальной перестройки социальных отношений (как это произошло в посткоммунистических странах), но даже в развитых странах Запада. Их возникновению способствуют как объективные процессы в обществе, так и субъективные факторы. Время от времени в истории человечества бывают периоды, когда отчетливо проступает "бегство от ума", своего рода эпидемии "мистического безумия". Они сменяются периодами, когда "тайные знания" отступают и не имеют серьезного влияния. Но если с общественной и индивидуального сознания изгоняется или исчезает потребность верить, церковная вера, в частности, то это не значит, что она исчезает навсегда; быстрее она загоняется в какие другие уголки человеческой души, мистические тупики или ищет новые формы своего проявления.
Английский исследователь Дж. Уэбб в работе "Оккультизм как общественное явление" [2] отмечал, что в основе чередования свободы разумности и нерозумности содержатся духовные факторы. Собрав большой материал по распространению нетривиальных идей, иррационализма, мистических течений прошлого и современности, он пришел к выводу, что эти течения связаны с психологическими и культурными закономерностями общественной жизни, что каждая эпоха европейской истории имела специфический духовный образ. Современный иррационализм, тяга к замкнутых группировок, по его мнению, выступает как стихийная идеология растерянных масс. Как правило, захват людей такого рода идеями, тяга к образованию замкнутых социальных групп, где эти идеи могут иметь выражения, наступает в эпоху крутого перелома социальных порядков, традиционных верований (светских и религиозных), коренного переворота в социально-экономической структуре, острых социальных коллизий , глубокого кризиса в идеологии, массовом сознании людей, психологической усталости широких слоев населения.
В совокупном духовном опыте каждого общества имеют место различные, иногда полярные, противоречивые традиции, идеи, верования - мифологические и научные, светские и религиозные, утилитаристськи и романтические, эгоистические и альтруистические, сентиментально-идиллические и трезво-рассудительные. Какие из них возьмут верх - зависит от многих обстоятельств в жизни людей и конкретной личности. Тоталитарные группы становятся привлекательными на этапе, когда сама жизнь приобретает иррационального характера, а на поверхность выходят поезд тайного знания, поиск истины в зашифрованном - в знаках, символах, в интуитивном, чувственном. Эти новообразования быстро приспосабливаются к изменениям в социальной жизни, используя его проблемы, недостатки в свою пользу.
Феномен современных тоталитарных групп в виде альтернативной религиозности родился в США в 60-е годы ХХ века и впоследствии появился на общественном арене Европы, набирая различные формы. Распространение тоталитарных групп религиозного направления (тоталитарных культов) до определенного времени не вызывало беспокойство в правительственных структурах, среди общественности многих стран мира, в том числе и в Украине. Большинство из них существует легально, на законных основаниях, зарегистрировавшись как духовно-культурные центры (философского, культурологического, медицинского, религиозного, эстетического, просветительского и иного направления, то есть под лозунгом развитию духовности, заботы о физическом и духовном здоровье людей), а поэтому претендует на защиту своей деятельности в соответствии с принципами Европейской конвенции прав человека.
Общественное беспокойство возникло в связи с противоправными и антигуманными действиями членов тоталитарных групп в Джонстауне (Гайяне, 1978 г.), где за религиозных убеждений 900 человек покончил жизнь самоубийством; в штате Техас (США, 1993 г.), где 80 сторонников адвентистской -раскольнической группы "Ветвь Давида" сожгли себя; в Швейцарии (1995 г.), где 30 членов группы "Храм Солнца" (пятеро из них дети 14 - 15 лет) сожгли себя. Активно действовали в этом направлении религиозные организации "Аум Синрике" в Японии и России (посягательство на массовое уничтожение населения), Великого белого братства в Украине (неоднократные пророчества конца света и воскресения 144 тысяч белых братчиков), в Греции, Франции, Канаде, Германии и других странах, где провоцировались массовые голодовки, опасные для жизни и здоровья людей. Со временем тоталитарные группы привлекли к себе внимание и правительственных структур, поскольку стали проявляться их теневые черты - организованная преступность, нарушения прав человека, попытки проникновения во властные структуры, претензия на мировое господство "умных людей" над "рабами-добровольцами", уклонение от уплаты налогов, торговля оружием, наркотиками, незаконная врачебная практика т.д.
Появление тоталитарных групп в посткоммунистических странах совпала с периодом демократизации светской и религиозной жизни, религиозного возрождения. Она стала своеобразной формой диссидентства, протеста против коммунистической идеологии, а впоследствии, как и на Западе, - альтернативой традиционным религиям и общественно-политическим движениям и объединениям. Появлению этих групп способствовало также падение престижа и значимости так называемой институциональной церкви, традиционных верований, духовный вакуум, образовавшийся в связи с крахом марксистско-коммунистической идеологии и сознания.