Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:22, реферат
В отличие от других форм работы в группе социально-психологический тренинг межличностного общения обладает рядом преимуществ: позволяет выделить разные аспекты взаимодействия; дает возможность научиться слушать и слышать, выражать мысли; помогает понять, что влияет на исход беседы, что мешает общению. Тренинг общения может быть полезен для родителей и детей, которым очень сложно взаимодействовать между собой в силу разных установок и опыта; для студентов, так как он позволяет повысить личную эффективность и преодолеть страхи при контактах с незнакомыми людьми; для различных специалистов, которым грамотное общение с любым человеком помогает достигать высоких результатов в профессиональной деятельности.
Введение
1. Понятие социально-психологического тренинга
2. Исторические аспекты развития СПТ
3. Организационные особенности СПТ межличностного общения
4. Методы и модели проведения СПТ межличностного общения
Заключение
Еще один важный вопрос при организации СПТ – учет нескольких принципов, ведущим из которых является принцип полноценного межличностного общения, основанного на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха. Такое отношение позволяет взаимодействовать с человеком на самых глубинных слоях внутреннего мира личности. В состоянии доверительного диалога с другими личность сама произвольно отказывается от психологической защиты и неизбежно самораскрывается. Следующим принципом организации работы группы является принцип психологического события. В учебно-тренировочной группе должны использоваться такие приемы, как откровенное обсуждение поведения участников, элементы психодрамы, и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи. Также следует учитывать принцип самодиагностики, провоцируемой группой для каждого из участников и руководителя. Руководитель включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы каждый из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предлагаемых путях их решения. После формирования самодиагноза важна психологическая поддержка группы. Необходимо отметить и принцип натурной материализации изучаемых социально-психологических феноменов. Благодаря материализации многие проявления человеческой психики предстают перед членами группы не только в виде абстрактных, теоретических понятий, а будучи лично глубоко пережиты, становятся достоянием их практического опыта. Важно организовать переживание предлагаемых межличностных феноменов каждым участником тренинга.
Отправным пунктом
для обеспечения успешной работы
группы тренинга является принцип добровольности.
Члены группы должны иметь естественную
заинтересованность в собственных
изменениях. Принудительно можно
заставить посещать группу, но не обучаться
в ней, добиваясь личностных изменений.
Продолжительность занятий в
целом должна быть определена с самого
начала. Опыт занятий говорит о
том, что лучше работать крупными
блоками, так как много времени
теряется на «размораживание» участников
группы тренинга, их эмоциональное
вхождение в групповые
4. Методы и модели проведения СПТ межличностного общения.
В тренинге межличностного общения существуют две наиболее общие модели проведения тренинговых занятий. Первая модель реализуется без раскрытия участникам каких-либо дополнительных психологических знаний, когда обучающие и поведенческие эффекты достигаются за счет получения обучаемыми опыта взаимодействия с другими участниками в процессе выполнения ролевых игр и психотехнических упражнений и последующей рефлексии (что характерно для работы Т-групп). При использовании второй модели обучаемые вооружаются системными прикладными психолого-педагогическими знаниями об общении и тренируют их в процессе выполнения деловых игр и психотехнических упражнений, переводя полученные знания в навыки и умения. При проведении тренинга по второй модели за основу берется соблюдение внутренней логической структуры технологии общения как комплекса взаимосвязанных процедур и способов общения, обеспечивающих решение личностных и профессиональных задач человека. Технологическое построение межличностного общения предусматривает: последовательное осуществление отдельных этапов общения; стыковку и согласование отдельных коммуникативных действий; взаимоподчинение и взаимопереплетение отдельных коммуникативных действий; выстраивание специфических последовательностей коммуникативных действий в зависимости от типа коммуникативной задачи и ситуации. При построении занятий в соответствии с данной структурой тренинг межличностного общения включает в себя шесть соответствующих этапов, в содержательной основе которых лежит усвоение базовых компонентов знаний: коммуникативная подготовка, ориентировка в ситуации общения, установление психологического контакта в общении, коммуникативное воздействие и взаимодействие, управление общением, завершение процесса общения. Базовыми методами социально-психологического тренинга общения являются: ролевые игры, психотехнические упражнения и групповые дискуссии в различных модификациях и сочетаниях. Основной же метод в тренинге – выполнение участниками психотехнических упражнений. Понятие «психотехника (психогимнастика) носит некоторую условность. Этим понятием обозначают очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Упражнения могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе. Комплектовать пары, тройки может сам ведущий, руководствуясь специальными критериями, но можно предоставить решение этой задачи и самим участникам. Упражнения могут быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику (например, память или внимание) или могут носить более универсальный характер, оказывать более генерализованное воздействие. Они позволяют подключать для осознания одного и того же переживания, одной и той же проблемы разные уровни психического отражения. При проведении психотехнических упражнений, как и в тренинге в целом, присутствуют два плана: содержательный и личностный. Содержательный план соответствует основной содержательной цели тренинга, т.е. какие установки, умения формируются. Личностный план – это групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого участника в отдельности. Правильно понимать под психотехникой (психогимнастикой) те упражнения, которые направлены не только на изменение состояния группы или каждого участника в отдельности, но и на получение опыта, соответствующего содержательной цели тренинга. При планировании занятий, а также в процессе проведения психотехнических упражнений следует соблюдать ряд моментов: правильный выбор упражнения; инструктирование группы перед его выполнением; остановка упражнения; обсуждение результатов.При выборе упражнения нужно ориентироваться на следующее: 1. Что должно произойти в результате выполнения упражнения, какова его содержательная цель. 2. На каком этапе сплоченности находится группа. 3. Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст и т.д.), а также физические данные участников. 4. Время. 5. Содержание дальнейшей работы. Таким образом, в методическом обеспечении руководителя должен находится широкий спектр упражнений, позволяющих интенсифицировать тот или иной момент группового процесса или определение чувств членов группы. Но в тоже время нужно четко помнить, что этого мало, необходимо ясно себе представлять, что сделать группе потом с этим полученным материалом. Иными словами, искусство руководителя и эффективность обучения во много зависят от того, как он умеет использовать полученный материал, «вытягивать» из него учебный эффект, иначе даже самые эффективные и броские игры и ситуации могут оказаться непродуктивными.
Успех в личной и профессиональной жизни во многом основан на умении общаться с людьми, причем общаться правильно. Секрет личного счастья и профессионального успеха часто заключается именно в навыках общения, а научиться им сейчас может каждый. Поможет в этом социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг (СПТ) – это промежуточный метод, направленный и на изменения в сознании, в формировании навыков, и на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. Его основная цель – развитие компетентности в общении. На социально-психологическом тренинге формируются практические навыки, которые помогут непринужденно завязать знакомство с нужным человеком, выработать свою линию поведения, раскрыть лучшие качества и продемонстрировать их окружающим. СПТ, благодаря обратной связи от ведущего и других участников, также помогает скорректировать поведение в тех или иных ситуациях, увидеть себя со стороны, проанализировать свои ошибки в общении, чтобы не допустить их в будущем. Таким образом, социально-психологический тренинг межличностного общения является практически универсальным методом формирования коммуникативной компетентности человека. Однако такой тренинг будет эффективен в том случае, если выполняются несколько условий. Во-первых, если участники занимают активную позицию, применяют полученные знания в своей жизни не только на занятиях, но и по окончании тренинга. Во-вторых, сам ведущий имеет опыт работы в тренинге и компетентен в вопросах межличностного общения: способен раскрепостить людей, дать каждому возможность раскрыться, забыть о комплексах и неуверенности.
Информация о работе Социально психологический тренинг межличностного общения