Социальные представления о материнстве и отцовстве в истории культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
На основе анализа психологической литературы описать социально-психологическую сущность феномена материнства и отцовства.
Задачи исследования:
проанализировать литературу по проблемам социально-психологической сущности материнства и отцовства;
выявить социально-психологические факторы и условия формирования представлений о материнстве и отцовстве в истории культуры.
Объект исследования: содержание представлений о материнстве и отцовстве.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

     Между тем реальное решение вопроса иное: нужно создать социальные условия для проявления мужской активности вне семьи, чтобы он мог нести основную юридическую ответственность за семью, предъявлял во вне и защищал ее интересы, мог бы обеспечить ее экономическое благосостояние и социальное продвижение членов семьи.

По мнению Й. Лангмейер, З. Матейчек, роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он – олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. Отец – «наиболее естественный источник познаний  о мире, труде и технике». Он способствует «ориентировке на будущую профессию» и создает социально полезные цели и идеалы».

Как отмечает Э. Берн, для ребенка ценны  теплые отношения с отцом. «Ребенок, воспитанный в присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, выросший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт».

Психологические  исследования показывают, что при сравнении детей выросших с отцами и без них обнаружено, что дети выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей. Дети «холодных» отцов чаще бывают застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке.

Таким образом, личные качества отца, в число которых  входит и любовь к своим детям,  оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина  к детям,  к жене и к окружающим.

Э. Фромм считает, что из-за менее глубокой укорененности  в природе отец вынужден развивать  свой разум, формировать искусственный  мир идей, принципов и рукотворных  вещей, который заменяет природу  в качестве основы для существования  и безопасности. Подчинение матери и фиксация на ней есть подчинение природной связи, фиксации на природе. Подчинение отцу – созданное человеком, искусственное, основанное на власти и законе и, следовательно, менее непреодолимое и сильное, чем связь с матерью. Отец воплощает абстракцию – совесть, долг, закон.

Как часть личностной сферы отцовская любовь является необходимым условием полноценного развития личности. Д.С. Акивис считает, что только в соприкосновении  с ребенком полностью созревают  мужские черты личности – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила23.           

 Деятельностная  позиция отца в семье, которая  проявляется  в активном вмешательстве в мир ребенка, зависит от ценностной значимости семьи для мужчины, желания увидеть результаты воспитания своего ребенка.          

 Активная  отцовская позиция говорит о  принятии им ответственности  за воспитание ребенка и семью  в целом. Зачастую проявление  мужчиной ответственности выражается  в стремлении чрезмерно опекать ребенка, навязывать свою волю, ограничивать свободу самовыражения.           

 Однако многие  мужчины-отцы опасаются быть поглощенными  семьей. В случаях  высокой ценностной значимости семейной жизни и высокой оценки родительской компетентности возрастает и  ценность сохранения  собственной индивидуальности отцов. Причем, высокая родительская компетентность мужчин-отцов связана с реализацией отношений доминирования, то есть быть компетентным родителем, для мужчины означает передачу своего жизненного опыта с позиции «сверху».           

 Успешность  мужчины в основных сферах  жизни, а также возрастание  их субъективной значимости, и  значимости терминальных ценностей  влечет формирование родительской  позиции «сверхавторитета».          

 Отцовская  родительская позиция – это интегральное взаимодействие мужской полоролевой, личностной и воспитательной позиции отца; это система установок, которая традиционно проявляется в преобладании предметно-инструментальной  функции отца в воспитании детей24.

В целом содержательные характеристики материнской и отцовской родительских позиций идентичны. Тем не менее, ряд исследователей видят некоторое различие между отцовской и материнской позициями, которое заключается в их конкретных поведенческих проявлениях (И.С.Кон, М.О.Ермихина, В.С.Торохтий, Е.Е.Ромицына). В данном случае речь идет о различных проявлениях, связанных с полоролевой адекватностью родителей, которую можно принять в качестве основного критерия определения отцовской и материнской родительской позиций.

Именно в семье каждое новое поколение молодых мужчин осваивает отцовские функции, и тем самым на их биологически данную принадлежность к мужскому полу накладывается эта наученная родительская роль.

Для более успешного  осуществления этого процесса должна произойти переориентация в общественном сознании, в воспитательных приоритетах в семье. Необходимо поднимать социальную престижность и ответственность отцовства, изменяя устоявшиеся консервативные стереотипы. Справедливо утверждение, что счастливое детство скорее будет у ребенка из полной семьи, где мать и отец выполняют свои родительские функции. 

2.2. Теоретические основы изучения феномена отцовства

Изучение семьи и семейных отношений предполагает выявление и научное обоснование тех элементов традиционной культуры, которые являются специфическими. Наиболее ярко подобные элементы проявляются во внутрисемейных, кровнородственных и соседских взаимоотношениях. И хотя все социальные институты являются универсальными, ибо они характерны для большинства народов, для их бытования существенна и другая сторона — традиционность, обусловливающая их специфичность и самобытность жизни народа. В традициях проявляется этнический характер отцовства, его своеобразие. Проблема отцовства имеет комплексный характер, и ее понимание тесно связано с темой семьи, семейных традиций, воспитания молодого поколения, культуры семьи. Перечисленные вопросы в разное время вызывали интерес у философов, историков, социологов, психологов, антропологов и этнографов.

Отцовство — это целый комплекс явлений культуры: от рождения ребенка, устанавливающего факт отцовства, до отцовских практик и связанных с ними чувств и переживаний. Начиная с античных времен, ученые уделяли пристальное внимание феномену отцовства, так, еще древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н.э.), говоря о происхождении государства в своем труде «Политика», отмечал тот факт, что изначальным видом человеческого общежития была патриархальная семья с неограниченной властью отца семейства над женами, детьми и рабами; семьи образовывали селения, а селения — государства. Аристотель высказал мысль о том, что отец учит, мать растит, безусловно отдав важнейшую роль в формировании личности ребенка отцу. Каждодневное общение детьми и эмоциональное общение с ними было в целом уделом женщин25.

Но собственно научное изучение семьи и феномена отцовства начинается с первой половины XIX в. В это время вырабатываются различные подходы к изучению отцовства. Рассматриваются такие важные аспекты данного культурного феномена, как социальная роль и статус мужчины-отца, в рамках психологии исследуются представления и стереотипы о роли мужчины в семье, изучаются личностные факторы отца, влияющие на развитие личности ребенка. Именно в начале XIX в. в свет вышла книга швейцарского историка Иоганна Бахофена «Материнское право». Автор проанализировал классическую литературу древности как исторический источник и одним из первых отметил, что древние мифы отражают исторические изменения во взаимном общественном положении мужчины и женщины. В соответствии с этим И. Бахофен толкует «Орестею» Эсхила как драматическое изображение борьбы между гибнущим материнским правом и возникающим отцовским.

Американский историк Льюис Морган, развил теорию Бахофена в своей книге «Древнее общество». Опираясь преимущественно на данные этнологии, он выдвинул тезис о коллективном роде как форме организации первобытного общества и материнском роде как его начальной, допатриархатной стадии. Он доказывал универсальность развития человеческого общества от материнского рода к отцовскому, от матриархата к патриархату26.

Особенность философского понимания семьи и отцовства заключается в возможности представить семью как целостность, на основе брака гармонию мужского и женского начал. Так немецкий философ Артур Шопенгауэр обосновал теорию о том, что «мировая воля» использует семью для производства потомства. Интересы рода преобладают в жизни человека.

Влечение, которое испытывает мужчина по отношению к женщине, объясняется стремлением сохранить свой родовой тип. Таким образом, и выбор женщиной определенного мужчины осуществляется подсознательно.

Индивиду в процессе выбора отводится второстепенная роль: он только выполняет заказ рода. Также не обошел своим вниманием данную проблему и немецкий философ Георг Зиммель, который утверждал, что все достижения культуры — искусство, мораль, наука, социальные теории и т. п. — проявляются в стремлении человека субъективно преодолеть дуализм мужского и женского. Он пишет, что отмеченное стремление свойственно только мужчинам. Сознание мужчины содержит много чисто функционального — того, что можно было бы назвать «делом», где сознание своего пола не занимает ровно никакого места27.

Отечественная философская мысль также уделила немало внимания гендерным проблемам, в том числе и роли отца в культуре. Русский философ ХIХ в. Владимир Соловьев не отрицал определенного влияния на выбор супруга, партнера по сексуальным контактам, но считал, что ни мировая воля, ни род не влияют на эти процессы, а «Промысел Божий», который соединяет в подходящие пары мужчин и женщин.

Русский мыслитель Василий Розанов в работе «Статьи о браке» писал, что акт рождения ребенка объединяет оба пола и обеспечивает будущее за счет способности мужского пола реализовать свою жизненную энергию в сближении с женским полом. Главная цель философского осмысления пола и брака состоит в признании целостности личности, гармонии мужского и женского начал, основанных на свободе индивидуальности.

Трансформации семьи, начавшиеся в Новое время, исследовались разными учеными двадцатого столетия. Большой вклад в исследование данной проблемы внесли социологические исследования, которые позволили определить функции не только самого института семьи, но и других социальных институтов наследования — социального статуса родителей, роль семьи в воспитании и образовании. Большой вклад в изучение социологии семьи внес Эмиль Дюркгейм, который, рассматривая роль каждого члена семьи в семейной жизни, обратил внимание на то, что семья теряет ряд своих важных функций, что обусловлено, по мнению ученого, влиянием урбанизации.

Это привело к формированию таких новых черт, как добровольность брака, уменьшение хозяйственных дел, малодетность и т. д.

В наиболее обобщенном и целостном виде эти проблемы были изложены в исследованиях американского социолога Питирима Сорокина. Семья для исследователя — организованная социальная группа, являющаяся основанием иерархии социальных структур. Им впервые выделены функции семьи и других социальных институтов наследования, социального статуса родителей, образования и воспитания28.

Известный русский социолог И.С. Кон, настаивая на корректной постановке проблемы отцовства, предлагал произвести предварительную дифференциацию данного феномена с учетом следующих моментов:

1) отличие положения и поведения современных отцов от прежних;

2) определение современного стереотипа — нормативного образа — отцовства и его отличие от традиционного стереотипа;

3) соотнесение совпадения стереотипа отцовства и реального поведения

сегодняшних отцов;

4) определение степени совпадения стереотипа и реального поведения отцов;

5) как связаны реальные и воображаемые различия с исторической эволюцией гендерных стереотипов «маскулинности» и «фемининности»;

6) каковы психологические последствия предполагаемых сдвигов в характере отцовства, как они влияют на личность и психологические качества ребенка29.

Интересным является исследование Н. Кремневой, которая ставит целью рассмотреть особенности смыслополагания «мужчин» и «женщин» в процессе этнической идентификации. При этом в тексте не проблематизируется содержание концептов пол, гендер, гендерные роли, маскулинностъ и феминность. А базовые понятия «мужчина» и «женщина» автор объективирует и рассматривает в привычной бинарной оппозиции30.

С.И. Голод и А.А. Клецин исследовали репродуктивное поведение женщин и мужчин в контексте состояния и перспектив развития семьи; причем изменения репродуктивного поведения были истолкованы посредством смены исторических типов семьи. С.И. Голод в работе «Семья и брак: историко-социологический анализ» рассматривает эволюцию и тенденции моногамии. Анализирует имманентные закономерности развития семьи, дает типологию ее исторических (идеальных) типов, построенной на различии характера половозрастных отношений, раскрывает перспективную роль таких социально-

психологических ценностей семьи, как интимность и автономия31.

Вопросами участия мужчины во взаимодействии с будущим поколением, в воспитании, в передаче опыта в разное время занимались представители психоаналитического направления. Основоположник школы психоанализа Зигмунд Фрейд, считал, что в основе появления семьи лежит гаремная семья, в которой вождь контролирует все сексуальные контакты. По его мнению, боязнь кровосмешения и стала причиной экзогамии32.

Информация о работе Социальные представления о материнстве и отцовстве в истории культуры