Социальные стереотипы и социально-психологические механизмы общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:24, контрольная работа

Краткое описание

Постараемся выявить цель данной работы: раскрыть особенности формирования социальных стереотипов и их сущность.
Задачи:
Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
Раскрыть содержание понятия «социальный стереотип». Дать классификацию социальных стереотипов.
Перечислить социально-психологические механизмы общения, раскрыть их содержание.
Объяснить к какому из утверждений человек поверил бы быстрее и почему:

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 2.docx

— 42.31 Кб (Скачать файл)

Предметом научного социологического, социально-психологического и психолингвистического  анализа общение стало сравнительно недавно. При этом каждая из наук, занимающихся изучением общения, исследует этот процесс с различных точек зрения. Поясним это положение конкретным примером. Если взять общение людей в процессе коллективного труда, то их взаимодействие можно рассматривать со стороны содержания трудовой деятельности, анализируя, какой вклад каждый из участников вносит в общий трудовой процесс, каково разделение труда в процессе коллективной деятельности и т. д. Но можно рассматривать его и с точки зрения способа организации трудовой деятельности. При таком подходе нас будет интересовать, во-первых, какова структура потоков информации в данной социальной группе, от кого и к кому поступает информация, каким образом обеспечено разделение труда и как оно поддерживается, кто осуществляет управление действиями других членов группы (является ее лидером) и т. п. 
Этим занимается социология общения. Нас будут интересовать, во-вторых, мотивы, по которым каждый из участников коллективного труда вынужден обращаться к другим, и функции его высказываний, а также те психологические, в том числе социально-психологические, факторы, которые ведут к тому, что данный человек говорит именно то, что он говорит, и именно так, как он говорит. Наконец, нас интересует, какие способы использует человек для того, чтобы общаться, как он сочетает речь с другими средствами общения и какими вообще бывают различные виды общения. Всем этим занимается психология общения. Общение имеет место не только в коллективном труде. Уже сам процесс становления человека как личности, превращения его (как говорил Маркс) в «общественного человека» (этот процесс обычно называется социализацией) невозможен без общения. Если в нормальных условиях эта роль общения несколько скрыта, замаскирована, то в некоторых случаях, например при обучении слепоглухонемых детей, она выступает чрезвычайно ясно. Для развитой личности общение становится потребностью, и лишение возможности общаться обычно рассматривается людьми как труднопереносимая тягость [5, с. 147].

Возникнув на заре человеческого  общества в самых примитивных  формах, общение прошло долгий путь развития, совершенствуясь вместе с  развитием общественного производства и общественного сознания. Общение  усложнялось по своим конкретным формам, обогащалось его содержание, испытывая на себе влияние господствующих форм общественного сознания. 
венных отношений между людьми: только в общении, непосредственно включенном в деятельность и переплетенном с ней или выступающем в относительно самостоятельных формах, эти отношения становятся «действительными отношениями» (К. Маркс). Но не всякий акт общения социально значим: располагая умением общаться, человек иногда «злоупотребляет» этим умением. Однако если бы у общения не было социальных функций, то и такое – не непосредственно социальное – функции общения в современном обществе можно теоретически разделить на две категории: собственно социальные, ориентированные на удовлетворение потребностей общества в целом или отдельных его групп в процессе их функционирования и взаимодействия, и социально-психологические, связанные с потребностями отдельных личностей – членов общества. Например, функция планирования и координации коллективной трудовой деятельности, выступающая уже у первобытных людей, может служить примером социальной функции общения. Другая социальная функция общения – управление, или социальный контроль; при помощи общения, особенно речи, общество предписывает своим членам те или иные нормы и правила поведения, дает им образцы, которым следует подражать, поощряет поведение, полезное для общества, и, наоборот, осуждает антиобщественные поступки. Еще пример социальной функции – обеспечение межгруппового взаимодействия. Общество в целом может существовать и развиваться, если отдельные социальные группы, организации и т. п., входящие в его состав, осуществляют передачу информации «снизу вверх», чтобы можно было принимать обоснованные решения, и «сверху вниз», чтобы эти решения претворять в жизнь.

Примерами социально-психологических  функций общения являются функция  контакта и функция отождествления. Хорошо известно, что люди объединяются в группы не только для того, чтобы  совместно осуществлять какую-то деятельность, но и для того, чтобы удовлетворить  потребность в общении, которое снимает психические напряжения, вызванные одиночеством. Это и есть функция контакта. Функция отождествления себя с группой (или противопоставления ей) реализуется тем, что человек общается, чтобы подчеркнуть, что он «свой» в данной группе или, напротив, «чужой» ей.

Функция социализации, о  которой уже говорилось выше, еще  один пример социально-психологической  функции общения. Возможное теоретически, подобное разделение между функциями  оказывается крайне затруднительным  на практике. Например, функция планирования и координации совместной деятельности всегда связана с появлением группового, особенно классового, сознания, а в  коллективной трудовой деятельности удовлетворяется  также потребность в общении и отождествлении.

Общение – это процесс, практически происходящий не между изолированными индивидами, а между людьми как членами общества и потому опосредованный теми или иными общественными средствами. Исходя из того, чем общение опосредствовано, что является его средством или орудием его осуществления, можно дать классификацию видов общения. 
На начальном этапе развития человеческого общества общение, как и мышление, было непосредственно вплетено в производственную деятельность людей, неотделимо от нее. «Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением их материальных действий». Люди общаются самими своими действиями. Маркс называл этот вид общения материальным общением. С развитием общества и дальнейшим усложнением общения оно приобретает свои собственные средства, и прежде всего язык, с помощью которого осуществляется языковое общение.

 

 

  1. Объясните, к какому  из утверждений человек поверил бы быстрее и почему:
  • современная наука утверждает, что камни чувствуют.
  • говорят, что камни чувствуют.

 

Данные утверждения имеют  две основы научную и бытовую. Человек поверил бы быстрее научному утверждению «современная наука  утверждает, что камни чувствуют». Рассмотрим данное утверждение с  научной точки зрения.

Камни с древности имеют  над человеком некую магическую и необъяснимую власть. Даже простые, ничем неприметные камни, например галька у моря, имеют особую ценность. Свойства камней и минералов с древности объяснить очень сложно. Даже такие обычные действия как бросание камня в воду и загадывание желания на счастья, несут в себе особую силу. Свойства камней и минералов настолько мистически, что открывают женщине сказочные порталы в прошлое и будущее. Ношение драгоценных камней может принести удачу или, наоборот, на век сделать женщину несчастной [10, с. 117].

Магические свойства камней и минералов известны испокон веков. О камнях складывались легенды, рассказывались семейные предания. Считалось, что камень видит все, и только он может поведать хозяину правду. Так, например, в одной абхазской легенде говорится, что в далекие времена один богатый князь подозревал каждого человека в недобрых помыслах. Чтобы узнать все события в его отсутствие обращался не к слугам и доверенным лицам, а к стенам. И всевидящие камни отвечали ему на все вопросы. Может это и сказочная история, но каждая женщина, гуляя по берегу моря, обязательно соберет горстку красивых камешков и привезет ее домой. То есть человек привык наделять камни особым смыслом, вкладывать в них жизнь.

В древних культурах, таких  как монгольская, египетская и римская, существовал обычай класть в могулу умершего полудрагоценный камень. Египтянину его помещали вместо сердца после того как была сделана мумификация тела. Этот обычай означал. Что и после смерти у этого человека остается чистое сияющее сердце. С таким сердцем из драгоценного камня человек приобщался к вечности и становился бессмертным. Современная наука действительно утверждает, что многие камни, особенно минералы, обладают памятью. Драгоценные камни и минералы с кристаллической структурой, будучи в течение многих лет амулетом своей хозяйки, чувствуют изменения и своей энергией пытаются помочь человеку.

Свойства камней и минералов могут нести в себе и целебные эффекты. Камни-талисманы охраняют своего хозяина от болезней и способны вылечить острые болевые ощущения. Например, женщины, жалующиеся на головные боли, могут помочь себе при помощи камня амулета из аметиста. Он вытягивает негативные болевые симптомы из человека и заполняет свободное место умиротворенностью и живительной энергией. Если женщина хочет сохранить любовь на долгие годы, то в этом ей поможет камень-талисман аквамарин. В древности именно молодые девушки носили украшения из этого камня, так как считалось, что камень способен соединить сердца влюбленных. На Руси издревле любили этот камень и изготовляли из него ювелирные украшения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенная работа позволяет  сделать вывод, что в настоящее  время стереотипы являются неотъемлемым элементом обыденного сознания. Социальные стереотипы формируются относительно легко, поскольку наше собственное  воспитание и культура порождают  в нас ряд ожиданий относительно поведения и черт других людей.

Источником формирования социальных стереотипов является как  личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы, которые человек  получает при обучении, воздействии  средств массовой информации и непосредственных контактов со значимыми и авторитетными  людьми.

В соответствии с задачами нашего исследования, мы познакомились  с различными теоретическими подходами, имеющимися в психологической литературе по данной проблематике, и структурировали  информацию, выделив, основные закономерности формирования социальных стереотипов. В настоящей работе был рассмотрен когнитивный подход к проблеме формирования стереотипов, объясняющий их возникновение  как необходимый результат процессов  социального познания: категоризации, схематизации и каузальной атрибуции. Кроме этого был рассмотрен социально-психологический  подход, в рамках которого приобретение конкретным индивидом уже сформированных стереотипов объясняется действием  процессов социальной идентификации  и конформизма.

Таким образом, было выявлено, что образование стереотипов  происходит как в результате действия индивидуальных когнитивных процессов  и эмоциональных состояний личности, так и под воздействием социальных процессов (взаимодействия и взаимного  влияния людей).

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В.С.Агеев. – М., 2008.
  2. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов / В.С.Агеев // Вопросы психологии. – 2006. – № 1.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. – М., 2008.
  4. Бергер П. Социальное конструирование реальности / Бергер П., Лукман Т. - М., 2007.
  5. Бодалев А.А. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности. – М., 2008.
  6. Демьянков В.З. Краткий словарь когнитивных терминов. –М., 2006.
  7. Знаков В.В. Психологическое исследование стереотипов понимания личности участников войны в Афганистане / В.В.Знаков // Вопросы психологии. – 2007. – № 4.
  8. Кон И.С. Социологическая психология: избранные психологические труды. –М., 2008.
  9. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2008.
  10. Мацумото Д. Психология и культура. – СПб., 2009.
  11. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 2011.
  12. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий Сорокин Ю.А. // Общение: Теоретические и прагматические проблемы. – М., 2008.
  13. Чернобай В.А. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 2009.
  14. Ядов В.А. // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 2008.

 


Информация о работе Социальные стереотипы и социально-психологические механизмы общения