Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:53, курсовая работа
Цель исследования: изучить содержание социальных установок студентов о представителях этнических групп.
Задачи исследования:
Проанализировать литературные источники раскрывающие феномен социальной установки и характеристики этнических групп
Рассмотреть факторы формирования социальных установок
Выявить отношение студентов к представителям этнических групп по методике Э. Богардуса.
В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Однако этот вопрос до сих пор не решен однозначно некоторые исследователи вообще отрицают правомерность выявления специфики темперамента и способностей для различных этнических групп. Причиной этого являются те многочисленные наслоения, которые имеются в исследованиях проблем наций. Что касается темперамента, то высказывается мнение, что речь должна идти лишь о выявлении специфических сочетаний преобладающих типов темперамента, а не о жестком «привязывании» определенного типа темперамента к определенной этнической группе. По мнению Кона, важной характеристикой психологии этнических групп, устанавливаемой социальной психологией, является относительность психологических различий между группами [21].
Несмотря на эту относительность, этнопсихология накопила достаточно большой и интересный материал относительно особенностей психологического склада и поведения людей, обусловленных их этнической принадлежностью. Основной психологической характеристикой, отличающей этнические группы, является этническое самосознание [15].
Этническое
(национальное) самосознание — это
осознание народом себя как этнической
общности, выделение из окружающего
мира и оценка в нем своего места.
В личности этническое самосознание
связано с этническим самоопределением.
По мнению В.Ю. Хотинец, этническое самосознание
представляет собой относительно устойчивую
систему осознанных представлений
и оценок, реально существующих этнодифференцируюших
и этноинтегрирующих
Основные характеристики этнического самосознания таковы:
Таким образом, этническое самосознание адаптировано к историческим реалиям внешнего мира.
Когда мы говорим об этническом самосознании, то слово «сознание» употребляем условно, поскольку то, что мы под ним подразумевается, включает в себя и сознание, и бессознательное. В качестве синонимичного может использоваться термин «менталитет». Однако термин «традиционное сознание» представляется нам предпочтительным, поскольку отражает связь понятий «этническая картина мира» и «традиция» [23].
Таким образом, этническое самосознание представляет собой система мировоззрения, основанная на этнической картине мира, передающаяся в процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах. Через описания этих представлений, в свою очередь, может быть описана культурная традиция, присущая этносу или какой-либо его части в данный период времени.
1.3. Факторы формирования
социальных установок в
У каждого человека в течение жизни формируется множество установок в отношении самых различных проблем и объектов. Несмотря на то, что все установки имеют примерно одинаковую структуру и являются когнитивными схемами, помогающими индивиду адаптироваться и существовать в мире, источники и принципы их возникновения различаются. Наши установки могут возникать на основе личного опыта, а могут быть заимствованы у других людей, являющихся для нас референтными фигурами. Мы можем обладать уникальными индивидуальными взглядами и установками (их немного, как правило), но чаще мы интериоризируем, т. е. делаем своими установки тех групп, в которые входим – культурных, национальных, гендерных, социальных, профессиональных, возрастных и т. д. Понятно, что и способы возникновения, психологические механизмы их формирований не могут быть одинаковыми [5].
Многие авторы, пишущие на тему социальных установок, сходятся во взглядах о том, что установки, сложившиеся на основе личного опыта, формируются в соответствии с принципом научения. Этой точки зрения придерживаются К. Джоунас, Ф. Зимбардо, М. Ляйппе, К.Маслач, Р. Чалдини, В. Штрёбе, Э. Эббисен и др. [14].
Наиболее распространенный
и незамысловатый способ возникновения
положительных или
Все мы знаем, что первые впечатления самые сильные и яркие, поэтому первый опыт взаимодействия с врачом, учителем, людьми других профессий, впечатляющие, драматические события раннего детства, сильный страх, боль, радость, удовольствие – все это служит основой для формирования установок на многие годы вперед, а иногда и на всю жизнь. Причем, надо иметь в виду, что наши установки нами не всегда осознаются, и мы их придерживаемся совершенно бессознательно. Дело в том, что многие из них формируются еще в бессознательном возрасте. Кстати, задача психоаналитической и некоторых других терапевтических практик как раз в том и состоит, чтобы выявлять именно такие, неосознаваемые установки [2].
Конечно, многое, зависит от личностных особенностей человека. Но не все. Ведь подавляющее большинство наших реакций, в том числе и установок, формируется в определенном, и прежде всего, социальном контексте. А следовательно, они формируются в соответствии с принципом классического обусловливания, открытого И. П. Павловым и Э. Торндайком. Каждый, вероятно, по собственному опыту знает, что некоторые звуки, запахи, цвета, вызывают либо приятные, либо неприятные переживания или воспоминания. Все это – следствия классического обусловливания. Ведь многие запахи, звуки, а также световая палитра – нейтральные стимулы. Значит, их воздействие в качестве положительного или отрицательных эффектов было когда-то обусловлено. Конечно, запах пищи – безусловный стимул, чего не скажешь, допустим, в отношении запаха цветущей сирени, сырой штукатурки или навоза [5].
В опытах по классическому обусловливанию, которые проводил Павлов, действие безусловного стимула (пищи) сопровождалось воздействием обусловленного стимула – звонка. Ассоциируя оба эти стимула, собаки научались впоследствии реагировать уже на обусловленный стимул как на безусловный [5].
В случае с научением в социальном контексте тоже происходит обусловливание, только оно гораздо сложнее, хотя в его основании все тот же классический принцип. Возьмем в качестве примера курение. Сам по себе табачный дым изначально безусловный стимул, вызывающий неприятное ощущение. Почему же тогда дети и подростки или взрослые люди из поколения в поколение вновь и вновь приобретают привычку курить?
Вероятно, все дело в том, что наряду с безусловным стимулом здесь всегда имеет место воздействие другого или других, обусловленных стимулов. К их числу можно отнести влияние, так называемых, социальных моделей – старших, сверстников и т.д. В этом случае изначально неприятный стимул, вызывающий кашель, тошноту и головокружение и т.д. может сопровождаться одобрением, похвалой со стороны сверстников. Кроме того, согласно А. Бандуре, организм может сам себя подкреплять. Говоря проще, курение у подростков может ассоциироваться со взрослостью (а значит, независимостью, высоким социальным статусом), мужественностью и даже с сексуальной привлекательностью, как например, в рекламе сигарет [3].
В данном случае срабатывает принцип ассоциации, характерный для классического обусловливания. Появившаяся у человека привычка – плохая или хорошая, формирует у него впоследствии тип установки, названной Артуром Стаатсом, «обусловленно-оценочной реакцией на объект» [20].
Еще один способ формирования установок по принципу обусловливания с использованием ассоциаций с социальными стимулами также всем известен – это политическая или коммерческая реклама, в которой участвуют известные люди: спортсмены, артисты, политики и т.д., то есть те, чей образ связывается с успехом, славой, богатством [14].
Очевидно, что помимо личного опыта в формировании установок активно участвует и социальное окружение человека. Прежде всего, это родители, сверстники, учителя, другие авторитетные лица. Причем, здесь срабатывает не только научение по принципу обусловливания и ассоциирования, но и викарное, а также оперантное, или инструментальное научение.
Мы знаем, что другие люди служат для каждого из нас основными источниками социальной информации, но только этим их роль не ограничивается. Большинство людей испытывает удовольствие, если им удалось оказать на кого-то влияние, убедить в чем-то. Поэтому, если, например, ребенок заимствовал установку своих родителей или приятелей и высказал ее, то в этом случае он, как правило, получает оперантное подкрепление в виде похвалы, одобрения, какого-то иного психологического или материального вознаграждения. Впоследствии для получения вознаграждения человек научается усваивать, но главное, высказывать те установки, которые нравятся окружающим, и получает с их стороны положительное подкрепление. И, соответственно, игнорировать взгляды и установки, неприятные его социальному окружению, боясь подвергнуться наказанию – негативному подкреплению. Другими словами, человек начинает использовать научение как инструмент для достижения своих целей – получения удовольствия и избегание неудовольствия [20].
Объясняя действие оперантного подкрепления в конкретных социальных ситуациях, Ч. Инско и Р. Чалдини разработали двухфакторную модель социального подкрепления. Они полагают, что положительная реакция социальной модели выполняет две функции:
Таким образом, по мнению К. Джоунаса и В. Штрёбе один фактор – это информация, другой – поощрение, одобрение, симпатия [20].
Еще один типичный механизм формирования установок описывает теория социального научения. Согласно теории А. Бандуры, люди научаются чему-либо, просто наблюдая за поведением других людей (социальных моделей). Установки, демонстрируемые или высказываемые социальными моделями, интериоризируются наблюдателем. Заимствованные, приобретенные этим способом установки являются едва ли не более распространенными, чем установки, выработанные посредством прямого подкрепления [18].
Научение через наблюдение и подражание называется викарным. И оно осуществляется в ходе социальных взаимодействий детей со взрослыми, и прежде всего с родителями, со сверстниками, с другими значимыми людьми. Во всех этих случаях викарное научение, получившее внешнее под крепление, может трансформироваться в инструментальное.
Стоит сказать и еще об одном факторе, влияющем на формирование наших установок. Речь о социальных ролях, которые мы исполняем, и которые, как правило, предопределяются принадлежностью к конкретным социальным группам. Ведь действительно, установки студентов, например, в отношении учебы или преподавателей, скорее всего, изменятся, если сами студенты станут преподавателями. То же самое можно сказать об установках детей и родителей, администрации и рядовых работников [8].
Таким образом, можно выделить четыре основных фактора влияющих на формирование у людей разных возрастов (и в студенческом возрасте в частности) социальной установки:
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных установок студентов о представителях этнических групп
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования: изучить содержание социальных установок студентов о представителях этнических групп.
Объект нашего исследования: социальные установки студентов (15-23 лет).
Предмет: социальные установки студентов об этнических группах.
Задачи исследования:
Информация о работе Социальные установки студентов о представителях этнических групп