Социальный интеллект и социальная компетенция подготовки специалистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 20:34, контрольная работа

Краткое описание

Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях» и многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ.
1.1. Социальный интеллект.
1.2. Модель структуры интеллекта Г. Айзенка.
1.3. Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда.
1.4. Исследования социального интеллекта отечественными психологами.

2. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.
2.1. Социальная компетенция.
2.2. Профессиональная компетенция.
2.3. Профессиональная подготовка и формирование компетентности специалиста по социальной работе.
2.4. Система непрерывного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Социальный интеллект и социальная компетенция подготовки специалистов.docx

— 61.85 Кб (Скачать файл)

Надо сказать, что данная тема не в достаточной степени проработана в учебной и научной литературе по социальной работе. Информацию о проблеме профессиональной компетентности можно найти в научной и учебной литературе по социальной работе. В работах таких авторов как М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, П.Д. Павленок, И.Г. Зайнышев уделяется внимание и этой проблеме, но чаще всего она сводится к вопросам профессионального портрета и профессиональной этики социального работника, поэтому эта проблема является предметом дальнейшего изучения.

Профессиональная компетенция

Понятие «компетенция» происходит от латинского слова «competere», что означает соответствовать, подходить.

Под этим термином обычно понимается:

1. Компетенция общая - это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области;

2.Компетенция профессиональная - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знания при решении задач профессионального рода деятельности;

3. Компетенция (управления персоналом) - это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. В управлении персоналом чаще под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и иным качествам кандидата на поступление, сотрудника, или к группе сотрудников компании;

4. Компетенция (юридический термин) - совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления);

5. Компетенция межкультурная - способность успешно общаться с представителями других культур;

6. Компетенция ключевая, организации - совокупность конкурентных преимуществ организации, ее главный козырь в конкурентной или гиперконкурентной борьбе.

В нашей стране под профессиональной компетенцией принято понимать совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, опыта работы, отношение к компании, лояльность к руководителям и коллегам, умение «вписываться» в микроклимат организации. Такие понятия как «компетенция» и «компетентность» в обиходе имеют значение синонимов.С этой позицией не согласны некоторые исследователи.

Э.В. Зеер и Э. Сыманюк обозначают термином компетентность - интегративную целостность и действенность знаний, умений, навыков вообще, а термином компетенции - интегративную целостность, действенность знаний и опыта в профессиональной деятельности. С.Ш. Чернова считает, что под компетентностью понимается характеристика личности, означающая обладание совокупностью определенных компетенций, а компетенция - единство знаний, опыта, способности действовать и навыков поведения индивида. И.Л. Зимняя разводит эти понятия - компетенция является своего рода программой, по которой развивается компетентность, то есть понятие компетентность гораздо шире.В странах Европейского союза особое место отводится понятиям «ключевые компетенции» и «ключевые классификации».

К числу «ключевых классификаций» относятся:

1. психомоторные умения, общетрудовые качества, познавательные способности, индивидуально-ориентированные способности, социальные способности;

2. основные навыки (грамота, счет), жизненные навыки (самоуправление, профессиональный и социальный  рост), ключевые навыки (коммуникация), социальные и гражданские навыки, предпринимательские навыки, управленческие  навыки, способность к планированию  и анализу;

3. социально-профессиональные  и персональные квалификации, профессионально-когнитивные  способности;

«Ключевые компетенции»:

1. социальная компетенция (способность взять на себя  ответственность, совместно выработать  решение и участвовать в его  реализации, толерантность к разным  этнокультурам и религиям, проявление  сопряженности личных интересов  с потребностями предприятия;

2. коммуникативная компетенция (владение технологиями устного  и письменного общения на разных  языках, компьютерное программирование);

3. социально-информационная  компетенция (владение информационными  технологиями и критическое отношение  к социальной информации, распространяемой  СМИ);

4. когнитивная компетенция (готовность к постоянному повышению  образовательного уровня, потребность  в актуализации и реализации  своего внутреннего потенциала, способность к саморазвитию, способность  самостоятельно приобретать новые  знания и умения);

5. межкультурная компетенция;

6. компетенция в сфере  самостоятельной познавательной  деятельности;

7. специальная компетенция (подготовленность к самостоятельному  выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда).

Согласно определению О.В. Ховова профессиональная компетентность включает не только представления о квалификации (профессиональных навыках, опыта деятельности, умений и знаний), но также социально-коммуникативные и индивидуальные способности обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности.

В рамках данной работы, понятие компетентность интерпретируется как совокупность профессиональных знаний, навыков и опыта, профессионально-значимое качество, необходимое для эффективного выполнения должностных обязанностей.

Профессиональная подготовка и формирование компетентности специалиста по социальной работе

Цель подготовки специалиста по социальной работе заключается в том, что бы сформировать высокоразвитую личность, обладающую общими и профессиональными знаниями, привить профессиональные навыки и уметь творчески их использовать на практике. Междисциплинарный подход в обучении специалистов стоит в основе совершенствования социальных работников. Знания из разных областей дают возможность осваивать новые профессиональные навыки.

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в рамках социальной работы является вопрос о принципах и формах обучения специалистов.

В рамках одного подхода предполагается, что обучающийся получает знания, выбранные преподавателем, который затем контролирует процесс усвоения этих знаний своими учениками.

В рамках другого подхода обучающийся становится участником организации и осуществления процесса обучения. При выборе второго варианта важно выработать умение самостоятельно анализировать, творчески подходить к соединению теоретических и практических знаний. Этот вариант выглядит предпочтительнее, так как позволяет приблизить обучение к жизни.

Подготовка социальных работах в ряде стран организовывается в соответствии со спецификой социокультурных традиций и исторических предпосылок.

Эта подготовка осуществляется на нескольких уровнях и в различных формах - университеты, колледжи, специализированные курсы.

Принято подразделять подготовку специалиста по социальной работе на несколько уровней и блоков.

Первый уровень - подготовительно-ориентированный, второй - реализация и контроль, третий - саморазвитие

Первый уровень включает в себя семь блоков, второй уровень - три, а третий - один.

Первый блок подразумевает ознакомление с отечественным и зарубежным опытом социальной работы, понимание содержание, целей и специфики социальной работы как профессиональной деятельности.

Второй блок предполагает изучение нормативно-правовой базы.

Содержание третьего блока заключается в определении квалификационных требований и уровня профессионализма социального работника.

Четвертый блок - разработка новой парадигмы содержания и формы учебно-методического обеспечения на основе личностно-деятельного подхода.

Пятый блок - профессиональный отбор на основе соответствия квалификационным требованиям.

Шестой блок - комплектование учебных групп.

Седьмой блок - организация учебного процесса по четырехкомпонентной системе (освоение знаний, практика, тренинг, исследовательская работа).

Восьмой блок - организация учебного процесса как управление учебной деятельностью студента и группы.

Девятый блок - обеспечение условий и положительного подкрепления практики в социальных службах.

Десятый блок - организация дифференциации обучения по специализациям с учетом интересов, способностей, возможностей обучающихся и их предыдущих успехов.

Одиннадцатый блок - руководство саморазвитием обучающихся Чиганова С.Д. Формирование профессиональной и социальной компетентности специалиста по социальной работе.

Основные задачи, которые решаются в рамках подготовки специалиста по социальной работе:

1. эффективное управление  качеством подготовки специалиста;

2. единство в системе  отбора, базовой подготовки, переподготовки  и повышения квалификации специалистов;

3. диагностика профессиональной  пригодности и отбор будущих  специалистов;

4. взаимосвязь научной, методологической, психолого-педагогической  подготовки специалиста;

5. функциональная наполненность содержания образования, обеспечение социальной активности, профессиональной компетентности, чувства ответственности;

6. формирование стиля  мышления, необходимого для профессионального  самосовершенствования и роста  Хохштрассер Ф. Компетенции при обучении социальной работе в уголовно-исполнительной системе.

Надо понимать, что далеко не каждый человек способен стать специалистом по социальной работе.

Определяющим фактором является система ценностей индивида, которая и определяет его пригодность к эффективной профессиональной деятельности.

Некоторые даже считают, что в социальной работе личностные качества специалиста играют первостепенную роль.

Для понимания профессиональной компетентности специалиста по социальной работе и путей ее повышение огромную роль играет представление о профессиограмме специалиста по социальной работе.

Методы, которые руководитель может использовать для воздействия на поведение своих сотрудников:

1. личный пример;

2. постановка целей;

3. контроль;

4. убеждение;

5. обратиться за советом;

6. обращение к лучшим чувствам;

7. оценка рабочих результатов;

8. информирование;

9. опора на коллектив;

10. расширение самостоятельности  и ответственности сотрудников;

11. игра на любопытстве;

12. игра на самолюбии;

13. использование соревновательности;

14. просьба;

15. оказание доверия;

16. использование стремления завершить  начатое дело;

17. обогащение труда (сделать работу  более интересной);

18. введение новых традиций;

19. улучшение имиджа организации  в глазах работников;

20. воодушевление работника на  улучшение в работе;

21. использование желания работника  иметь хорошую репутацию.

Другая причина, по которой персонал теряет мотивацию - отсутствие у руководства четкой стратегии в отношении той информационной политики, которая реализуется в организации в отношении персонала. Часто информация доводится до работников от случая к случаю. В результате люди не просто плохо информированы по важнейшим вопросам, но и ухудшается их отношение к делу, снижается их приверженность организации и ее целям.

Поэтому востребована работа по формированию имиджа как руководства, так и организации в целом.

Для этого используется внутриорганизационный PR - информационная политика руководства организации в отношении персонала, призванная сформировать у работников максимально благоприятное отношение к действиям и намерениям руководства. Это направление включает в себя встречи руководства с сотрудниками, выступления на общих собраниях, использование возможностей радиотрансляции, внутренней корпоративной сети (Интернет), сайта, публикация печатных материалов, чествование лучших работников, корпоративные праздники и др.

Проблема состоит в том, что в социальных службах преобладает административно-командная система, которая не всегда отвечает тем изменениям, которые происходят в обществе, отрасли, отдельном учреждении. Именно поэтому многие положительные методы воздействия на персонал остаются не востребованными, не применяются в отечественных социальных службах, как и в учреждениях государственного сектора в целом. Изменение этой ситуации является одним из приоритетных направлений в социальной сфере.

Система непрерывного обучения

Современные подходы к мотивации учитывают и еще два важных момента:

1. решающую роль образованного  и квалифицированного персонала, обладающего необходимыми знаниями  и свободой выбора;

2. мотивированность самих работников к обучению и самообучению.

По мере роста взаимозависимости и сложности среды, в которой работают организации, увеличивается значение формирования и оптимального использования потенциала каждого работника организации и прежде всего его знаний, а также развитие способностей организации к непрерывному обучению персонала.

Для специалиста по социальной работе непрерывность обучения обусловлена изменениями технологий социальной работы, изменениями нормативно-правовой базы, регулирующей его профессиональную деятельность, появлением новых категорий клиентов и др. Организация, находящаяся в процессе непрерывного обучения, носит название обучающейся. По определению автора этого понятия П. Сенге, это такая организация, которая постоянно расширяет свою способность создавать будущее. Теоретически человек, разделяющий идеи и ценности организации, привносит в работу свою энергию, страсть и взволнованность, которые не связаны с «игрой по правилам». В обучающихся организациях работают люди, нацеленные на развитие своего потенциала для достижения общих результатов, формируются новые системы мышления, коллективное стремление выражается свободно, люди непрерывно учатся тому, как обучаться совместно. Обучение наряду с индивидуальным включает и организационное обучение - передача и интеграция знаний отдельных работников, групп и организации в целом. Само обучение не ограничивается только информацией, дающей какое-то новое знание, а включает то, что формирует человека.

Информация о работе Социальный интеллект и социальная компетенция подготовки специалистов