Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 13:38, доклад
Исследователи могут осуществить сбор количественных первичных данных для описательного исследования путем применения либо опросов, либо наблюдений. Стандартизация процесса сбора данных крайне необходима для гарантии получения внутренне непротиворечивых и согласованных данных для анализа.
Введение
Исследователи могут осуществить сбор
количественных первичных данных для описательного
исследования путем применения либо опросов,
либо наблюдений. Стандартизация процесса
сбора данных крайне необходима для гарантии
получения внутренне непротиворечивых
и согласованных данных для анализа. Представьте,
насколько сложно было бы анализировать
результаты национального опроса, проведенного
40 различными интервьюерами, если бы вопросы
не задавались стандартным способом, т.е.
если бы интервьюеры задавали разные вопросы,
имеющие различную формулировку и порядок.
Анкета обеспечивает стандартизацию и
возможность сравнения данных, полученных
разными интервьюерами, повышает скорость
и точность записи, облегчат обработку
данных. Анкета также дает возможность
исследователю собирать релевантную информацию,
необходимую для принятия управленческого
решения.
Актуальность темы работы обусловлена
тем, что сегодня вряд ли можно встретить
человека, который хотя бы однажды не сталкивался
с таким понятием, как социологическое
исследование. На результаты социологических
исследований ссылаются как на один из
самых весомых аргументов в критике оппонентов,
в стремлении убедить массовое сознание
в преимуществах одних взглядов, идей,
методов деятельности и т.д., и породить
в нем сомнение или даже полное неприятие
позиций критикуемой стороны. Иными словами,
наше общество все больше привыкает к
тому, что социологические исследования
становятся обязательной составляющей
в решении тех или иных ответственных
задач не только общегосударственного,
но и локального масштаба.
Руководству компании необходимо
получать объективную информацию о том,
как сотрудники относятся к условиям труда,
как они оценивают корпоративную политику,
насколько они лояльны по отношению к
компании. Это необходимо для развития
системы мотивации и принятия правильных
управленческих решений. Получать такую
информацию помогают методы обратной
связи с персоналом. К наиболее популярным
методам обратной связи с персоналом относятся
анкетирование.
1. Цели, задачи и требования
к анкетированию
Анкета - это ряд вопросов,
на которые опрашиваемый должен дать ответ.
Анкета - инструмент очень гибкий в том
смысле, что для получения необходимой
информации могут использоваться вопросы,
отличающиеся формой, формулировками
и последовательностью, т.е. вопросы можно
задавать множеством разных способов.
Она преследует три конкретные цели. Во-первых,
первостепенная цель анкеты - перевести
информационные нужды исследователя в
набор конкретных вопросов, на которые
респонденты хотят и могут ответить. Хотя
это и может показаться простой задачей,
на вопросы могут быть получены самые
разные и неожиданные ответы. Например,
как бы вы ответили на такой вопрос: «Какой
автономный округ больше, Ямало-Ненецкий
или Центральный?». Подумайте, был бы ваш
ответ основан на численности населения
или на площади?
Во-вторых, анкета должна
быть изложена таким образом, чтобы свести
к минимуму объем требований, предъявляемым
к респондентам. Она должна содействовать
тому, чтобы респонденты участвовали в интервью
до конца и не искажали ответы. Неполные
интервью имеют, в лучшем случае, ограниченную
пользу. Чтобы респондент был вовлечен
в опрос на протяжении заполнения всей
анкеты, исследователю следует стараться
свести к минимуму усталость и скуку.
В-третьих, анкета должна
свести к минимуму ошибку ответа. Эти ошибки
могут возникать из-за того, что некоторые
респонденты дают неточные ответы, или
из-за ошибок при записи или анализе их
ответов.
Анкетирование - один
из наиболее распространенных и эффективных методов сбора
первичной социологической и статистической
информации. Это опрос сотрудников с помощью
специального бланка с вопросами (анкеты).
Анкетирование по сравнению с беседой
и интервьюированием представляет собой
как бы следующую ступень еще более жестко
запрограммированного опроса. Цель анкетирования
состоит в том, чтобы быстро и без больших
затрат времени и средств получить объективное
представление о мнении сотрудников по
той или иной проблеме.
Наиболее эффективный объем анкеты - 5-12
вопросов. Если вопросов будет меньше,
сложно будет получить объективную картину
по изучаемому вопросу, если больше, сотрудники
не смогут уделить достаточно внимания
заполнению анкеты, так как им придется
надолго отвлечься от своих основных обязанностей.
Результаты анкетирования
представляют собой отчет, в котором содержатся
процентные соотношения ответов по заданным
вопросам. Очень важное значение имеет
длительность анкетирования. Чтобы получить
от анкетирования максимальный эффект
(то есть, чтобы как можно больше сотрудников
заполнили и сдали анкеты), необходимо
попросить ответить на вопросы сразу и
собрать анкеты через 15-30 минут. Если раздать
анкеты сотрудникам на дом, то назад будет
получено только 15-20%.
Алгоритм проведения
анкетирования следующий:
1. Определение целей
2. Выбор вида анкетирования,
3. Оповещение и мотивация
4. Раздача, заполнение,
сбор анкет;
5. Анализ ответов и составление
отчета руководству;
6. Ознакомление сотрудников с
Преимущества анкетирования
состоят в следующем:
1. Анкетный опрос дает
массовую представительную картину об
изучаемом предмете;
2. отсутствие интервьюера
3. анкетирование может
быть проведено кадрами, не обладающими
высокой квалификацией;
4. с помощью анкетирования можно
собрать информацию за более короткий срок;
5. широкий охват аудитории;
6. возможность компьютерной
7. достаточная представительность
выборки;
8. возможность осуществления
9. относительные простоту и
10. выделение базовых,
11. структура предлагаемых анкет
по выявлению проблем
12. структуризация,
упорядочение проблем дает возможность провести
анализ причин возникновения проблем,
оценить их актуальность и срочность,
определить взаимосвязи данной проблемы
с другими проблемами;
13. относительно низкая стоимость,
14. самостоятельная организация
15. отсутствие определенного
16. позволяет получать
данные не только о текущем поведении
объекта, но и о его поведении в прошлом
и намерениях в будущем.
Недостатки метода
анкетирования:
1. позволяет вскрывать, как
2. необходимость предварительной
профессиональной подготовки
3. отсутствие возможности
4. Трудно оценить степень
5. у отдельных экспертов может
отсутствовать желание выявить все проблемы.
При четкой формулировке проблемы, возможно,
выявятся и «виновники» ее возникновения, ошибки и
недостаточная компетентность
6. сильно проявляется ориентация
экспертов на традиционные
7. ответы могут содержать ошибки,
обусловленные недопониманием, отсутствием
должного внимания и т.п., быть неполными,
поскольку респондент самостоятельно
не контролирует ответы на вопросы анкеты,
то его;
8. сроки опроса могут нарушаться
или анкеты вообще не будут возвращены;
9. относительно большая
Таким образом, анкетирование
- это средство первой ориентировки, средство
предварительной разведки. Чтобы компенсировать
отмеченные недостатки анкетирования,
применение этого метода следует сочетать
с использованием более содержательных
исследовательских методов, а также проводить
повторные анкетирования, маскировать
от испытуемых подлинные цели опросов
и т. д.
2. Технология создания
анкеты
Никакие научные принципы
не гарантируют получение оптимальной
или идеальной анкеты. Разработка анкеты
является наполовину наукой, наполовину
искусством. Творчество, навыки и опыт
исследователя играют здесь главную роль.
Тем не менее, существуют некоторые указания,
направленные на то, чтобы содействовать
исследователям в процессе разработки
анкеты и помочь им избежать основных
ошибок.
Указания, направленные
на повышение эффективности разработки
анкеты, представлены в виде 10 шагов.
Определить, какая
необходима информация.
Определить метод опроса.
Разработать вопросы
так, чтобы преодолеть неспособность и
нежелание респондента дать ответ.
Принять решение по
поводу структуры вопросов.
Определить формулировку
вопросов.
Расположить вопросы
в должном порядке.
Выбрать форму и дизайн.
Растиражировать анкету.
Устранить ошибки путем
предварительного теста
В ходе разработки
анкеты исследователь маркетинга вдумчиво
отбирает вопросы, продумывает их формулирование
и последовательность. В общем случае структура
вопросов анкеты состоит из трех элементов:
1. Целевые повременные -
содержат данные анкеты, которые непосредственно
связаны с главной целью
2. Классификационные повременные
- включают данные, описывающие респондентов.
3. Управляемые переменные
- используются для того, чтобы помочь исследователю
провести анкетирование.
Форма вопроса может повлиять
на ответ. Исследователи маркетинга выделяют
два типа вопросов: закрытые и открытые.
Закрытый вопрос включает
в себя все возможные варианты ответов,
и опрашиваемый просто выбирает один из
них. Закрытые вопросы предоставляют опрашиваемому
набор альтернативных ответов, из которых
он должен выбрать один или несколько,
наилучшим образом отражающих его позицию.
Например: «Укажите две наиболее важные
для Вас характеристики автомобиля: скорость,
мощность двигателя, дизайн, надежность,
стоимость». Эти вопросы могут требовать
однозначного ответа («да» или «нет») или
предоставлять множественный выбор.
Открытый вопрос дает респондентам
возможность отвечать своими словами.
При открытом опросе используются формулировки
вопросов, ясно отражающие его цель. Открытые
вопросы имеют форму, открывающую для
опрашиваемого полную свободу в формулировке
ответа (например, «Укажите важные для
Вас свойства товара А»).
Открытые
вопросы ставят в самых разных формах. Открытые
вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые
ничем не связаны в своих ответах. Особенно
полезны открытые вопросы на поисковом
этапе исследования, когда необходимо установить,
что люди думают, не замеряя, какое количество
из них думают тем или иным определенным
образом. С другой стороны, на закрытые
вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать
и сводить в таблицы. Поэтому на практике
наибольшее распространение при проведении
маркетинговых исследований нашли закрытые
вопросы.
Формулировки
вопросов анкеты должны быть тщательно
разработаны и отвечать следующим требованиям:
1. Вопрос должен быть ясным и
понятным респонденту и не допускать двусмысленности.
2. Вопросы не должны содержать
двойного отрицания (например, «Не считаете
ли Вы. что не следует ...»).
3. Интервалы вариантов ответов
(при закрытых вопросах) не должны пересекаться
(например, до 20: 21-30; 31-40 и т.д.).
4. Вопросы
не должны содержать слова «часто», «очень
часто», «много», «мало», «редко», и т.п.,
так как количественное восприятие этих
понятий различными людьми далеко не однозначно.
Состав и последовательность
вопросов анкеты также не должна носить
произвольного характера и при их определении
следует руководствоваться следующими
требованиями:
1. Следует избегать вопросов,
носящих праздный характер.
2. В целях проверки искренности
и устойчивости позиции
3. Последовательность вопросов
4. Вопросы, классифицирующие
5. Первые вопросы анкеты должны
быть простыми, не носящими личного характера,
т.к. призваны расположить опрашиваемого
к беседе и вызвать у него интерес. Трудные
и личные вопросы не следует задавать
в начале интервью.
6. Следует избегать вопросов
(без крайней необходимости) о
7. Количество вопросов в анкете
не должно быть слишком
После разработки
анкеты важно провести ее опробование
в реальных условиях, т.е. провести тестирование
с ее помощью небольшого количества людей,
относящихся к той же категории, которая
подлежит исследованию. Необходимость
этой работы обусловлена стремлением
исключить возможные двусмысленность,
недостаточную ясность для опрашиваемых
или некорректность с их точки зрения
включенных в анкету вопросов. Опыт показывает,
что даже если разработка анкеты производилась
высококвалифицированными и опытными
специалистами, ее опробование позволяет
им выявить отдельные недостатки и на
этой основе произвести ее доработку.
Игнорирование же этой работы может привести
к неожиданным трудностям в сборе информации,
к искажениям ответов и даже росту числа
отказов от участия в опросах. В конечном
итоге это приводит к потерям, несоизмеримым
с затратами на проведение пробного тестирования.
Вопросы, которые
могут вызвать неприятные чувства, например
стыд, недовольство или желание приукрасить реальность,
лучше всего ставить в косвенной форме, например:
вместо вопроса «Имеете ли вы автомобиль?»
можно задать вопрос «Кто в вашей семье
имеет автомобиль?». При исследовании
реальных мотивов и мнений часто используются
методы проекции и ассоциации. В первом
случае тестируемому лицу предлагается
описать какую-либо ситуацию или выразить
возможную реакцию третьего лица на эту
ситуацию. На принципе ассоциации основан
тест, выясняющий, что напоминает испытуемому
то или иное слово, например: что ассоциируется
со словом «лето». Ту же основу имеет тест
дополнения предложений, в ходе которого
опрашиваемый заканчивает неполное предложение,
например: «Спортивным автомобилем владеют
люди, которые...». Время ответа в обоих
случаях должно быть ограничено, чтобы
получить спонтанные суждения.
Заключение
Одним из основных
методов получения первичной информации
в маркетинговых исследованиях является
опрос, который предполагает прямую постановку
вопросов респондентам.
Опрос включает
заполнение анкеты и может классифицироваться
в зависимости от метода или способа проведения
как традиционный телефонный опрос, опрос
по телефону с помощью компьютера, личный
опрос на дому, личный опрос в торговом
центре, опрос с помощью компьютера, почтовый
опрос, почтовая панель, опросы по электронной
почте, Интернет-опрос.
Конечно, каждый
метод имеет свои преимущества и недостатки.
Различные методы сравнимы по критериям гибкости
процедуры сбора информации, разнообразию
вопросов, использованию вспомогательных
средств, контролю за средой проведения
опроса, контролю работы интервьюеров,
объёму информации, социальной приемлемости,
возможности получения чувствительной
информации, возможности искажения данных
интервьюером, проценту откликов, возможности
сохранения анонимности, быстроты проведения
и затратам на проведение. Хотя эти методы
проведения опроса часто воспринимаются
как полностью различные и конкурирующие,
они не считаются взаимоисключающими.
Их можно эффективно применять в различных
комбинациях.
Для сбора количественной
первичной информации исследователю необходимо
разработать анкеты или формы для записи
результатов наблюдения. Анкета имеет
три цели: «перевести» информационные
потребности на «язык» вопросов, на которые
респондент сможет и захочет ответить.
Она должна мотивировать опрашиваемых
к завершению её заполнения и минимизировать
ошибки наблюдения.
Разработка
анкеты находится на стыке искусства и науки.
Этот процесс начинается с чёткого определения
Словесная
формулировка каждого вопроса включает
определение предмета, использования простых
однозначных слов и полярных утверждений.
Исследователю следует избегать двойных
вопросов, скрытых альтернатив, скрытых
допущений, обобщений и оценок. После определения
формулировки вопроса необходимо принять
решение о порядке их расположения в анкете.
Особенно внимательно нужно подходить
к вступительным вопросам, виду информации,
сложным вопросам и влиянию предшествующих
вопросов на последующие. Вопросы следует
располагать в логической последовательности.
Следующий
этап - определение формы и
Последний,
не менее важный этап – предварительное
тестирование. Важные аспекты: степень
предварительного тестирования, характеристики
респондентов, способ опроса, характеристики
интервьюеров, а также редактирование
и общий анализ.
Список используемой литературы
Аврашков Л.Я. Экономика
предприятия. М.: ЮНИТИ, 2009. – 538 с.
Волгина Н.А. Экономика
труда. М.: Экзамен, 2008. – 736 с.
Елин А. Мотивация в
системе управления//Служба кадров. –
2006. – №11. – С. 9-11.
Иванов А.П. Менеджмент:
Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,
2008. – 440 с.
Организация производства
и управление предприятием: Учебник/Под
ред. О.Г.Туровца. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 528
с.
Финансовый менеджмент
/ ред. Краева Т. А. М.: ЮНИТИ, 2008. – 549 с.
Финансовый менеджмент:
теория и практика /под ред. Стояновой
Е. С. 5-е изд., перераб. И доп. М.: Изд-во «Перспектива»,
2009. – 413 с.
Экономический анализ:
ситуации, тесты, примеры, задачи. М.: Финансы
и статистика, 2008. – 217 с.
Экономический анализ
/Под ред. Краюхина Г. А. – М.: Экономист,
2007. – 149 с.
Экономика труда, учебное
пособие. – М.: Инфра-М, 2007. - 400с.
Экономика и социология
труда: Учебник / Под ред. д.э.н., проф., А.Я.
Кибанова. – М.: Инфра-М, 2008.- 584с.
Яковлев Р.А. Материальное
стимулирование работников // Справочник
кадровика.- 2008.- №1.- С. 69-73.