Социопсихосоматический подход в медицине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 09:14, реферат

Краткое описание

Врач любой специальности при диагностике заболевания и разработке лечебных мероприятий должен учитывать не только соматическое состояние пациента, но и уметь определять индивидуально-психологические особенности личности больного, что способствует установлению доверительных отношений между врачом и пациентом, повышает качество диагностики заболевания, способствует преодолению социально-психологических факторов, играющих роль в его возникновении и прогрессировании. Врач получает возможность выбрать наиболее адекватные, индивидуализированные методы лечения пациента, что способствует более строгому следованию пациентом рекомендаций врача.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат психология.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Клиническая беседа - важный метод не только исследования больного, но и взаимодействия врача с больным, влияния на больного.

    1. Метод наблюдения

Одним из наиболее типичных способов работы исследователя есть наблюдение за объектом (человек, группа) в ожидании, если явления, которые интересуют исследователя, проявятся таким образом, который их можно будет зафиксировать и описать. С помощью этого метода изучают психические процессы, состояния и свойства у здоровых и больных людей. Изучение психики осуществляется в естественных жизненных условиях и отличается от естественного эксперимента тем, что врач или психолог является пассивным наблюдателем и вынужденным ждать, когда вторично сможет увидеть явления, которое его интересуют.

Преимущество этого метода состоит в том, что во время наблюдения не нарушается естественной ход психических явлений. Недостатком метода наблюдение является то, что он не дает возможности с абсолютной точностью установить причину конкретного психологического явления, поскольку в процессе наблюдения нельзя учесть все взаимоотношения психического явления. Наблюдение проводится в обычных условиях жизни: в семье, в процессе труда, игре, обучении, в палате больницы. Учитывается самостоятельная активность, наблюдательность, особенности реакций пациента на происходящее, его взаимоотношений с окружающими. Наблюдение должно быть направленным, т.е. преследовать определенные задачи. В медицинской практике оно дает возможность оценить сон больного, его аппетит, настроение, психическую активность и т.д.

 

    1. Эксперимент

Эксперимент отличается от наблюдения тем, что предусматривает организацию ситуации исследования, которое разрешает осуществить то, что невозможно в наблюдении - относительно полный контроль переменных. Под переменной понимается реальность, которую можно изменять в экспериментальной ситуации. Манипулирование переменными - одна из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем.

Если исследователя интересует любая связь явлений между собою, то в эксперименте возможно, создав определенную ситуацию, внести новый элемент и определить, возникнет то или другое изменение в ситуации, какую исследователь ожидает как следствие созданного им изменения, в наблюдении исследователь вынужден ждать возникновения изменения, которое может и не настать. Эксперимент бывает 4 видов: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий.

Недостатком метода есть то, что его тяжело организовать таким образом, чтобы исследуемый не знал о том, что происходит с ним. Поэтому у исследуемого может обнаруживаться скованность, неуверенность, сознательная и неосознанная тревога и т.п.

    1. Психодиагностическое обследование

На основе психодиагностического исследования проверяют гипотезы о зависимостях между разными психологическими характеристиками. Обнаружив их особенности в достаточном количестве исследуемых, появляется возможность на основе соответствующих математических процедур установить их взаимосвязь. Требования к психодиагностическому исследованию те же, что и к эксперименту - контроль переменных. Психодиагностика, кроме того, есть самостоятельная область психологии и, в этом случае исследователь ориентируется не на исследование, а на обследование. Психодиагностика как область психологии ориентирована на измерение личностно-психологических свойств личности.

Психодиагностика - это наука и практика установления психологического диагноза. Диагноз как основная цель диагностики - может устанавливаться на разных уровнях.

1 уровень - симптоматичный или эмпирический. На этом уровне диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов (признаков)

   2 уровень – этиологический, который учитывает не только наличие характеристик, но и причины их возникновение.

   3 уровень - уровень типологического диагноза, который состоит в определении места и значение выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека.

 Основными методами психодиагностики есть тестирование и опрос, методическим воплощением которых есть соответственно, тесты и опросники, которые также называются методиками. Методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки, предоставляют информацию о человеке вообще, а прицельно о тех или других ее особенностях (об интеллекте, тревожности и т.д.), разрешает предоставить качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми. Информация, полученная с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или другой деятельности индивида.

      1. Тестирование

Тест - это проба, задача или система задач, которые дают возможность быстро оценить психическое состояние или уровень интеллектуального развития исследуемого.

Психологическая диагностика использует ряд экспериментально-психологических методик - тестов, с помощью которых возможна оценка функционирования как отдельных сфер психической деятельности, так и интегративных образований - типов темперамента, особенностей характера, личностных качеств.

Существуют тесты вербальные (языковые) и невербальные (рисуночные). Преимущественно выделяют две группы тестов - стандартизированные и прожективные (проективные).

Тест, ориентированный на оценку, называется стандартизированным тестом (тесты интеллекта, специальных способностей, для измерения творческих способностей).

Однако, существуют тесты, ориентированные на другое: они определяют не оценочные показатели (например, уровень развития определенного свойства), а качественные особенности личности. К этой группе тестов принадлежат проективные методики. Они базируются на том, что в разнообразных проявлениях индивида воплощается его личность, в том числе скрытые, несознаваемые потребности, конфликты, переживания. То есть, основным есть субъективное содержание и отношение, которое вызовет тест у обследуемого, что позволяет строить заключения об особенностях личности.

      1. Опрос

К опросам относят методики, которые содержат набор вопросов, на которые обследуемый должен ответить, соглашается ли он с этим утверждением или нет. Существуют опросники "открытого" типа (ответы даются в произвольной форме) и "закрытого" типа (ответ выбирают из вариантов, которые представлены в опроснике). Кроме того, различают опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники-анкеты предоставляют возможность получить такую информацию об обследуемом, которая не отображает непосредственно его личностные особенности. Например, биографические, опросники интересов, установок.

Личностные опросники для измерения особенностей личности делятся на несколько групп:

а) типологические опросники, которые разработанные на основе определения типов личности и разрешают отнести обследуемых к тому или иному типу, который отличается качественно своеобразными проявлениями;

б) опросник черт личности, которые определяют выраженность черт -  стойких личностных признаков;

в) опросник мотивов;

г) опросник ценностей;

д) опросник установок; 

е) опросники интересов;

Методы психологического исследования не являются изолированными, они могут входить составной частью один в другой.

Большинство личностных тестов, например, имеет характер опросника: таковы тест-опросник Г. Айзенка (EPI) и методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела (16PF). Наибольшее распространение получил тест MMPI - миннесотский многомерный личностный перечень, который содержит 566 вопросов и пытается охватить клинически определяемые черты личности (ипохондрические, истерические, психопатические свойства, тенденции маскулинизации-феминизации, параноидные, психастенические, шизоидные и маниакальные черты, а также социальная инверсия), а также его сокращенный вариант - опросник Мини-мульт, содержащий 71 вопрос (Райгородский, 1999; Столяренко, 2000).

Для изучения оценки пациентами своего самочувствия, активности и настроения используют тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН), построенный на принципах полярных профилей; для определения уровня тревожности как свойства психики и состояния пациентов - шкалу личностной и реактивной тревожности Спилбергера, адаптированную Ю. Л. Ханиным; для определения уровня нейротизма, а также показателей экстра- и интроверсии - личностный опросник Айзенка (Райгородский, 1999; Столяренко, 2000).

Для определения особенностей реагирования пациентов на заболевание рекомендуется личностный опросник Бехтеревского института - ЛОБИ (Личко, Иванов, 1980; Вассерман и др., 1990) в сочетании с опросником для изучения самооценки социальной значимости болезни (Михайлов и др., 2002).

Особое положение среди психологических тестов занимают проективные диагностические методы, например тест Роршаха, цель которого состоит в определении личностных конфликтов посредством свободных реакций пациентов на слабоструктурируемый тестовый материал.

Особое положение в клинико-психологической, а тем самым и в психосоматической диагностике занимают опросники, которые построены скорее в прагматическом стиле, без непосредственного отношения к теории. Примером этого является Гиссенская анкета жалоб, которая состоит из вопросов, касающихся жалоб на общее самочувствие, боль, нарушение эмоциональности, а также истериформных жалоб, которые распространены в амбулаторной психотерапевтической практике. Все эти тесты стандартизованы на репрезентативной выборке населения и группах больных, так что с их помощью можно оценивать ответы отдельных пациентов.

Последний этап экспериментально-психологического исследования обязательно включает в себя написание заключения по полученным результатам.

  1. практическая часть

Конечно же, я на данный момент не врач и не могу провести исследование на конкретном пациенте со всей его полнотой и учитывая все тонкости. Я решил упростить ситуацию и попробовать себя одновременно и в роли врача, и в роли пациента, проведя над собой психодиагностический анализ по одной из известных методик.

Существуют различные психодиагностические методики, которыми пользуются уже на протяжении многих лет, одной из таких методик является методика диагностики межличностных отношений Т. Лири («Я»-концепция).

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

    1. Мое «Я»-идеальное по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири

      1. Мое прохождение теста

Скажу сразу, что отвечал я не с позиции конкретных и постоянно присущих мне свойств, а, поскольку в той или иной ситуации каждый проявляет себя с различных позиций, я исключал только то, что на данный момент в проявлении моей личности и отражении ее в других людях маловероятно в большинстве ситуаций с моей позиции самовосприятия.

Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте).

 

 

              .I.

 +1. Другие думают обо мне  благосклонно

  +2.Произвожу  впечатление на окружающих

  +3.Умею распоряжаться, приказывать

  +4.Умею настоять на своем

II.

  +5.Обладаю чувством собственного достоинства

  +6.Независим

  +7.Способен сам позаботиться о себе

  +8. Могу проявить безразличие

III.

  +9.Способен быть суровым

+10.Строгий, но справедливый

+11. Могу быть искренним

+12. Критичен к другим

IV.

13. Любит поплакаться

14.Часто печален      

+15.Способен проявить недоверие

16. Часто разочаровывается

V.

+17.Способен быть критичным к себе

+18.Способен признать свою неправоту

19.Охотно подчиняется

+20.Уступчивый

VI.

21.Благородный 

22.Восхищающийся и склоненный к подражанию

+23.Уважительный

             +24.Ищущий одобрения

VII.

 +25.Способен к сотрудничеству

26.Стремится ужиться с другими

 +27.Дружелюбный, доброжелательный

 +28.Внимательный и ласковый

VIII.

29.Деликатный

30.Одобряющий

+ 31.Отзывчивый к призывам о помощи

32.Бескорыстный

 I.

+33. Способен вызвать восхищение

+34. Пользуется уважением у других

+35. Обладает талантом руководителя

+36. Любит ответственность

II.

+37. Уверен в себе

+38. Самоуверен и напорист

+39. Деловит и практичен

+40. Люблю соревноваться

III.

+41. Строгий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный

+43. Раздражительный

+44. Открытый и прямолинейный

IV.

45. Не терпит, чтобы мной командовали

+46. Скептичен

+47. На меня трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

V.

49. Легко смущается

50. Неуверен в себе

+51. Уступчивый

+52. Скромный

VI.

              53.Часто прибегаю к помощи других

       54. Очень почитаю авторитеты

55. Охотно принимаю советы

56. Доверчив и стремлюсь радовать  других

      VII.

57. Всегда любезен в обхождении 

+58. Дорожит мнением окружающих

+59. Общительный и уживчивый

+60. Добросердечный

VIII.

+61. Добрый, вселяющий уверенность

+62. Нежный и мягкосердечный

+63. Люблю заботиться о других

+64. Бескорыстный, щедрый

I.

+65. Любит давать советы

+66. Производит впечатление значимости

67. Начальственно-повелительный

+68. Властный

 

II.

69. Хвастливый

+70. Надменный и самодовольный

+71. Думает только о себе

72. Хитрый и расчетливый

III.

+73. Нетерпим к ошибкам других

+74. Своекорыстный

+75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

IV.

77. Озлобленный

78. Жалобщик

79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

Информация о работе Социопсихосоматический подход в медицине