Специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: сравнить специфику восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга.
Задачи:
Провести анализ научной литературы по проблеме исследования.
Провести эмпирическое исследование зрительного восприятия.
Интерпретировать полученные результаты и сформулировать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ И МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 5
1.1 Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия 5
1.2 Моторная и сенсорная асимметрия 12
1.3 Классификация восприятий 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СПЕЦИФИКИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА 23
2.1 Объект и методы исследования 23
2.2 Изложение и анализ полученных результатов 24
2.3 Выводы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Последняя классификация предопределена тем фактом, что любой объект реальности (как объективной, так и субъективной) существует в пространстве, времени и движении. Поэтому каждый объект обладает соответствующими показателями, отражаемыми нашим восприятием. Специфика этих условий существования всех объектов восприятия определяет и специфику самого процесса их перцептивного отражении [5].

     Зрительное восприятие  — это процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними [2]. По установленным данным  в Западной цивилизации  индивиды с левополушарной специализацией значительно преобладают, индивиды с левополушарной специализацией преобладают в Восточной цивилизации. В настоящее время многие психологи и педагоги обеспокоены проблемой школьного обучения левшей. Учитель стремится выработать у  детей-левшей навыки быстрого письма, начинает ускорять их темп, все это приводит к тому, что дети-левши неспособны контролировать свои действия в результате сокращения микропауз. В конечном итоге происходит ухудшение качества письма, возникают различные  ошибки. Зная особенности зрительного восприятия индивидов с левополушарной специализацией является, педагог и психолог способен увеличить эффективность их обучения [8].

     Таким образом, межполушарная функциональная асимметрия мозга понимается как различный характер обработки предъявляемой информации правым и левым полушариями головного мозга человека с  последующим обменом информации, которая находится в рамках единого мозга. Правое полушарие выполняет свои функции в настоящем времени и опирается  на прошлое, а левое полушарие функционирует в настоящем времени  и обращено в будущее;  левое полушарие   значимо для абстрактного мышления, а правое - участвует в формировании чувственных образов и конкретного, образного мышления. Характер функциональной асимметрии головного мозга имеет не глобальный, а парциальный характер, в различных системах он  может быть неодинаков.  Основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития человека механизмы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия усовершенствуются.

     Таким образом, мoтoрная асиммeтрия  - это  сoвoкупность признaков нeравeнства фyнкций рyк, нoг, пoлoвин тулoвищa и лицa в формирoвании общeго двигатeльного повeдeния и его выразитeльности. Сенсорная  асимметрия -  совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств. Сенсорные асимметрии, так же, как и моторные, проявляются в целостной нервно-психической деятельности человека. Асимметрия зрения имеет особое значение в поведении человека. Примерно две трети населения имеет правостороннюю асимметрию, т.е. ведущий правый глаз, около трети (1/3) - левостороннюю и только малая часть населения имеет симметрию зрительной функции.

      Таким образом, из представленных классификаций нас интересует классификация, которая различает восприятия по скорости формирования перцептивного образа и емкости единиц восприятия. Существует 2 формы восприятия: сукцессивное – развернутое, последовательное; симультанное – свернутое, одномоментное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ  ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И  ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

 

2.1 Объект и методы  исследования 

 

     Процедура исследования осуществлялась с октября по декабрь 2012 года и включала в себя ряд последовательных этапов:

1 этап: подбор методов  психодиагностики;

2 этап: составление репрезентативной  выборки исследования;

3 этап: проведение экспериментального  исследования;

4 этап: анализ результатов  и интерпретация данных.

      Выборку  исследования составили индивиды  в количестве 25 человек, мужского  и женского пола, в возрасте  от 18 до 40 лет, 14 человек с левополушарной  специализацией и 11 человек с  правополушарной специализацией.

     Психодиагностическую  батарею  исследования составили следующие методики:

  1. Оценка латеральной организации функций (модификация). Данная методика подразумевает определение ведущего глаза, ведущего уха и ведущей  руки.

Состав методики: испытуемому предлагается выполнить ряд упражнений, чтобы определить мануальную, зрительную и слухоречевую асимметрии.

     Зрительная  асимметрия. (Проба Розенбаха,  используется при одинаковой на оба глаза остроте зрения). Обследуемый держит  в вертикально вытянутой руке карандаш и по просьбе исследователя фиксирует  его взором на определенной точке, отстоящей на 3-4 м от наблюдателя, при этом смотрит обоими глазами. Затем испытуемый закрывает попеременно правый и  левый глаза. При закрывании ведущего глаза, карандаш резко смещается, тогда как при закрывании неведущего смещение незначительное.

     Слухоречевая  асимметрия.  Выявление предпочтения  правого и левого уха при  прослушивании телефонной трубки. Предполагается, что правши слушают  правым ухом, левши – левым.

     Мануальная  асимметрия. Переплетение пальцев рук. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей – левой.

  1. Цветовые пятна (модификация). Испытуемым  предъявлялись цветовые пятна в количестве 10 картинок, давалась инструкция: «Опишите, что Вы видите на  данной картинке». Результаты фиксировались в бланке ответов.

      В качестве  метода математической статистики  был использован критерий углового  преобразования (ȹ). 

 

2.2 Изложение и анализ полученных результатов

 

      Результаты  исследования методикой Оценка латеральной организации функций представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования методикой Оценка латеральной организации функций (%)

 

Название группы

 Количество испытуемых 

%

1.Левополушарная организация  функций

14

56

2.Правополушарная организация  функций

11

44


 

    По результатам, представленным в таблице 1, мы  видим, что выборку исследования  составили 56 %  индивидов с левополушарной  организацией функций, 44 % - с правополушарной  организацией функций. Индивиды с доминирующей  правополушарной организацией функций воспринимают зрительную информацию, разбивая ее на части, детализируют, сравнивают ее, а затем объединяют в группы. Индивиды с доминирующей левополушарной организацией функций оперируют образами, воспринимают информацию глобально, обеспечивая целостность восприятия.

     В таблице 2 представлены результаты исследования  методикой Цветовые пятна.

Таблица 2

Результаты исследования методикой Цветовые пятна (модификация)

 

 

Детальное восприятие,

(%)

Глобальное восприятие,

(%)

1.Левополушарная организация функций

52, 5

47,5

2.Правополушарная организация  функций

83,5

16, 5


 

     По результатам данной таблицы мы видим, что у индивидов с левополушарной организацией функций преобладает детальное восприятие (52, 5%), у индивидов с правополушарной организацией функций также преобладает детальное зрительное восприятие (83, 5%).

      Результаты исследования были математически обработаны с использованием критерия углового преобразования Фишера.  Статистически значимых корреляций получено не было.

      Таким образом, зависимости между зрительным восприятием и  латерализацией головного мозга не выявлено и гипотеза исследования не доказана.

2.3 Выводы

 

     В ходе проведенного  исследования было установлено, что индивиды с левополушарной организацией функций не имеют значимых различий в восприятии зрительных образов. 47,5 % индивидов с левополушарной организацией функций воспринимают зрительные образы глобально, 52,5% - детально. Однако, анализируя восприятие зрительных образов индивидов с правополушарной организацией функций, мы видим, что у них преобладает детальное зрительное восприятие (83, 5%) в отличии от  глобального, которое составило лишь 16, 5 %.

      Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, следует заключить, что восприятие зрительных образов не зависит от  латеральной организации функций. По результатам проведенного исследования мы установили, что у индивидов с левополушарной организацией функций значимых различий в восприятии зрительных образов не обнаружено (52, 5 % - детально, 47, 5 % - глобально); у индивидов с правополушарной организацией функций имеются значимые различия в восприятии зрительных образов – из них 83,5 % воспринимают зрительные образы детально, 16,5 % - глобально. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Межполушарная функциональная асимметрия мозга понимается как различный характер обработки предъявляемой информации правым и левым полушариями головного мозга человека с  последующим обменом информации, которая находится в рамках единого мозга. Правое полушарие выполняет свои функции в настоящем времени и опирается  на прошлое, а левое полушарие функционирует в настоящем времени  и обращено в будущее;  левое полушарие   значимо для абстрактного мышления, а правое - участвует в формировании чувственных образов и конкретного, образного мышления. Характер функциональной асимметрии головного мозга имеет не глобальный, а парциальный характер, в различных системах он  может быть неодинаков.  Основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития человека механизмы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия усовершенствуются.

      Мoтoрная асиммeтрия  - это  сoвoкупность признaков нeравeнства фyнкций рyк, нoг, пoлoвин тулoвищa и лицa в формирoвании общeго двигатeльного повeдeния и его выразитeльности. Сенсорная  асимметрия -  совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств. Сенсорные асимметрии, так же, как и моторные, проявляются в целостной нервно-психической деятельности человека. Асимметрия зрения имеет особое значение в поведении человека. Примерно две трети населения имеет правостороннюю асимметрию, т.е. ведущий правый глаз, около трети (1/3) - левостороннюю и только малая часть населения имеет симметрию зрительной функции. Зрительное восприятие  — это процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними .

Восприятие различается по скорости формирования перцептивного образа и емкости единиц восприятия. Существует 2 формы восприятия: сукцессивное – развернутое, последовательное; симультанное – свернутое, одномоментное.

       В ходе проведенного исследования было установлено, что индивиды с левополушарной организацией функций не имеют значимых различий в восприятии зрительных образов. 47,5 % индивидов с левополушарной организацией функций воспринимают зрительные образы глобально, 52,5% - детально. Однако, анализируя восприятие зрительных образов индивидов с правополушарной организацией функций, мы видим, что у них преобладает детальное зрительное восприятие (83, 5%) в отличии от  глобального, которое составило  лишь 16, 5 %.

      Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, следует заключить, что восприятие зрительных образов не зависит от  латеральной организации функций. По результатам проведенного исследования мы установили, что у индивидов с левополушарной организацией функций значимых различий в восприятии зрительных образов  не обнаружено (52, 5 % - детально, 47, 5 % - глобально); у индивидов с правополушарной организацией функций имеются значимые различия в восприятии зрительных образов – из них 83,5 % воспринимают зрительные образы детально, 16,5 % - глобально. 

       Результаты исследования были математически обработаны с использованием критерия углового преобразования Фишера.  Статистически значимых корреляций получено не было.

       Таким  образом, зависимости между зрительным  восприятием и  латерализацией  головного мозга не выявлено и гипотеза исследования не доказана.

 

 

 

Список литературы

 

1. Анищенко Т. Г.  Физиология  высшей нервной деятельности./ Т. Г. Анищенко О.В., Глушковская-Семячкина, Л.Н. Шорина, Н.Б. Игошева.- Саратов: ГосУНЦ  «Колледж», - 2001. - 96с.

2. Безруких М.М.,  Психофизиология: словарь./ М. М. Безруких, Д. А. Фарбер.- М.: «ПЕР СЭ», 2006.-128 с.

3. Брагина Н. Н., Функциональные асимметрии человека./ Н. Н. Брагина,  Т. А. Доброхотова. — М.: Медицина, 1988. — 240 с.

4. I Международная конференция  памяти А.Р. Лурия: Сборник докладов/

Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В.Ахутиной. - М.: Фак. психологии МГУ, 1998. - 368 с.

5. Мещеряков Б., Большой  психологический словарь./  Б.  Мещеряков, В. Зинченко.- Спб.: прайм-Еврознак, 2004. – 672с.

6. Русалова М.Н.  Функциональная  асимметрия мозга:  эмоции //Функциональная  межполушарная асимметрия. Хрестоматия. Под ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина. - М.: Научный мир. -2004. С.322-348.

7.Сергиенко Е. А, Дозорцева А.В. Функциональная асимметрия полушарий мозга. – URL: http://cerebral-asymmetry.narod.ru/Sergienko.htm

Информация о работе Специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга