Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 16:44, курсовая работа
Цель исследования: сравнить специфику восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга.
Задачи:
Провести анализ научной литературы по проблеме исследования.
Провести эмпирическое исследование зрительного восприятия.
Интерпретировать полученные результаты и сформулировать выводы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ И МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 5
1.1 Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия 5
1.2 Моторная и сенсорная асимметрия 12
1.3 Классификация восприятий 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СПЕЦИФИКИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА 23
2.1 Объект и методы исследования 23
2.2 Изложение и анализ полученных результатов 24
2.3 Выводы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список литературы 29
Последняя классификация предопределена тем фактом, что любой объект реальности (как объективной, так и субъективной) существует в пространстве, времени и движении. Поэтому каждый объект обладает соответствующими показателями, отражаемыми нашим восприятием. Специфика этих условий существования всех объектов восприятия определяет и специфику самого процесса их перцептивного отражении [5].
Зрительное восприятие — это процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними [2]. По установленным данным в Западной цивилизации индивиды с левополушарной специализацией значительно преобладают, индивиды с левополушарной специализацией преобладают в Восточной цивилизации. В настоящее время многие психологи и педагоги обеспокоены проблемой школьного обучения левшей. Учитель стремится выработать у детей-левшей навыки быстрого письма, начинает ускорять их темп, все это приводит к тому, что дети-левши неспособны контролировать свои действия в результате сокращения микропауз. В конечном итоге происходит ухудшение качества письма, возникают различные ошибки. Зная особенности зрительного восприятия индивидов с левополушарной специализацией является, педагог и психолог способен увеличить эффективность их обучения [8].
Таким образом, межполушарная функциональная асимметрия мозга понимается как различный характер обработки предъявляемой информации правым и левым полушариями головного мозга человека с последующим обменом информации, которая находится в рамках единого мозга. Правое полушарие выполняет свои функции в настоящем времени и опирается на прошлое, а левое полушарие функционирует в настоящем времени и обращено в будущее; левое полушарие значимо для абстрактного мышления, а правое - участвует в формировании чувственных образов и конкретного, образного мышления. Характер функциональной асимметрии головного мозга имеет не глобальный, а парциальный характер, в различных системах он может быть неодинаков. Основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития человека механизмы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия усовершенствуются.
Таким образом, мoтoрная асиммeтрия - это сoвoкупность признaков нeравeнства фyнкций рyк, нoг, пoлoвин тулoвищa и лицa в формирoвании общeго двигатeльного повeдeния и его выразитeльности. Сенсорная асимметрия - совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств. Сенсорные асимметрии, так же, как и моторные, проявляются в целостной нервно-психической деятельности человека. Асимметрия зрения имеет особое значение в поведении человека. Примерно две трети населения имеет правостороннюю асимметрию, т.е. ведущий правый глаз, около трети (1/3) - левостороннюю и только малая часть населения имеет симметрию зрительной функции.
Таким образом, из представленных классификаций нас интересует классификация, которая различает восприятия по скорости формирования перцептивного образа и емкости единиц восприятия. Существует 2 формы восприятия: сукцессивное – развернутое, последовательное; симультанное – свернутое, одномоментное.
Процедура исследования осуществлялась с октября по декабрь 2012 года и включала в себя ряд последовательных этапов:
1 этап: подбор методов психодиагностики;
2 этап: составление репрезентативной выборки исследования;
3 этап: проведение экспериментального исследования;
4 этап: анализ результатов и интерпретация данных.
Выборку
исследования составили
Психодиагностическую батарею исследования составили следующие методики:
Состав методики: испытуемому предлагается выполнить ряд упражнений, чтобы определить мануальную, зрительную и слухоречевую асимметрии.
Зрительная асимметрия. (Проба Розенбаха, используется при одинаковой на оба глаза остроте зрения). Обследуемый держит в вертикально вытянутой руке карандаш и по просьбе исследователя фиксирует его взором на определенной точке, отстоящей на 3-4 м от наблюдателя, при этом смотрит обоими глазами. Затем испытуемый закрывает попеременно правый и левый глаза. При закрывании ведущего глаза, карандаш резко смещается, тогда как при закрывании неведущего смещение незначительное.
Слухоречевая
асимметрия. Выявление предпочтения
правого и левого уха при
прослушивании телефонной
Мануальная асимметрия. Переплетение пальцев рук. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей – левой.
В качестве
метода математической
Результаты исследования методикой Оценка латеральной организации функций представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования методикой Оценка латеральной организации функций (%)
Название группы |
Количество испытуемых |
% |
1.Левополушарная организация функций |
14 |
56 |
2.Правополушарная организация функций |
11 |
44 |
По результатам, представленным в таблице 1, мы видим, что выборку исследования составили 56 % индивидов с левополушарной организацией функций, 44 % - с правополушарной организацией функций. Индивиды с доминирующей правополушарной организацией функций воспринимают зрительную информацию, разбивая ее на части, детализируют, сравнивают ее, а затем объединяют в группы. Индивиды с доминирующей левополушарной организацией функций оперируют образами, воспринимают информацию глобально, обеспечивая целостность восприятия.
В таблице 2
представлены результаты
Таблица 2
Результаты исследования методикой Цветовые пятна (модификация)
Детальное восприятие, (%) |
Глобальное восприятие, (%) | |
1.Левополушарная организация функций |
52, 5 |
47,5 |
2.Правополушарная организация функций |
83,5 |
16, 5 |
По результатам данной таблицы мы видим, что у индивидов с левополушарной организацией функций преобладает детальное восприятие (52, 5%), у индивидов с правополушарной организацией функций также преобладает детальное зрительное восприятие (83, 5%).
Результаты исследования были математически обработаны с использованием критерия углового преобразования Фишера. Статистически значимых корреляций получено не было.
Таким образом, зависимости между зрительным восприятием и латерализацией головного мозга не выявлено и гипотеза исследования не доказана.
В ходе проведенного исследования было установлено, что индивиды с левополушарной организацией функций не имеют значимых различий в восприятии зрительных образов. 47,5 % индивидов с левополушарной организацией функций воспринимают зрительные образы глобально, 52,5% - детально. Однако, анализируя восприятие зрительных образов индивидов с правополушарной организацией функций, мы видим, что у них преобладает детальное зрительное восприятие (83, 5%) в отличии от глобального, которое составило лишь 16, 5 %.
Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, следует заключить, что восприятие зрительных образов не зависит от латеральной организации функций. По результатам проведенного исследования мы установили, что у индивидов с левополушарной организацией функций значимых различий в восприятии зрительных образов не обнаружено (52, 5 % - детально, 47, 5 % - глобально); у индивидов с правополушарной организацией функций имеются значимые различия в восприятии зрительных образов – из них 83,5 % воспринимают зрительные образы детально, 16,5 % - глобально.
Межполушарная функциональная асимметрия мозга понимается как различный характер обработки предъявляемой информации правым и левым полушариями головного мозга человека с последующим обменом информации, которая находится в рамках единого мозга. Правое полушарие выполняет свои функции в настоящем времени и опирается на прошлое, а левое полушарие функционирует в настоящем времени и обращено в будущее; левое полушарие значимо для абстрактного мышления, а правое - участвует в формировании чувственных образов и конкретного, образного мышления. Характер функциональной асимметрии головного мозга имеет не глобальный, а парциальный характер, в различных системах он может быть неодинаков. Основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития человека механизмы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия усовершенствуются.
Мoтoрная асиммeтрия - это сoвoкупность признaков нeравeнства фyнкций рyк, нoг, пoлoвин тулoвищa и лицa в формирoвании общeго двигатeльного повeдeния и его выразитeльности. Сенсорная асимметрия - совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств. Сенсорные асимметрии, так же, как и моторные, проявляются в целостной нервно-психической деятельности человека. Асимметрия зрения имеет особое значение в поведении человека. Примерно две трети населения имеет правостороннюю асимметрию, т.е. ведущий правый глаз, около трети (1/3) - левостороннюю и только малая часть населения имеет симметрию зрительной функции. Зрительное восприятие — это процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними .
Восприятие различается по скорости формирования перцептивного образа и емкости единиц восприятия. Существует 2 формы восприятия: сукцессивное – развернутое, последовательное; симультанное – свернутое, одномоментное.
В ходе проведенного исследования было установлено, что индивиды с левополушарной организацией функций не имеют значимых различий в восприятии зрительных образов. 47,5 % индивидов с левополушарной организацией функций воспринимают зрительные образы глобально, 52,5% - детально. Однако, анализируя восприятие зрительных образов индивидов с правополушарной организацией функций, мы видим, что у них преобладает детальное зрительное восприятие (83, 5%) в отличии от глобального, которое составило лишь 16, 5 %.
Таким образом,
подводя итоги проведенного
Результаты исследования были математически обработаны с использованием критерия углового преобразования Фишера. Статистически значимых корреляций получено не было.
Таким образом, зависимости между зрительным восприятием и латерализацией головного мозга не выявлено и гипотеза исследования не доказана.
1. Анищенко Т. Г. Физиология высшей нервной деятельности./ Т. Г. Анищенко О.В., Глушковская-Семячкина, Л.Н. Шорина, Н.Б. Игошева.- Саратов: ГосУНЦ «Колледж», - 2001. - 96с.
2. Безруких М.М., Психофизиология: словарь./ М. М. Безруких, Д. А. Фарбер.- М.: «ПЕР СЭ», 2006.-128 с.
3. Брагина Н. Н., Функциональные асимметрии человека./ Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. — М.: Медицина, 1988. — 240 с.
4. I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сборник докладов/
Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В.Ахутиной. - М.: Фак. психологии МГУ, 1998. - 368 с.
5. Мещеряков Б., Большой психологический словарь./ Б. Мещеряков, В. Зинченко.- Спб.: прайм-Еврознак, 2004. – 672с.
6. Русалова М.Н. Функциональная асимметрия мозга: эмоции //Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия. Под ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина. - М.: Научный мир. -2004. С.322-348.
7.Сергиенко
Е. А, Дозорцева А.В. Функциональная асимметрия
полушарий мозга. – URL: http://cerebral-asymmetry.