Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрытие кинесики и проксемики как особенности невербального общения.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
раскрыть особенности невербальной коммуникации;
выделить структуру кинесики
изучить взаимодействие невербальной и вербальной коммуникации
рассмотреть невербальные сигналы на: врождённые, генетические, приобретённые и культурно – обусловленные.
Введение……………………………………………………….. 3
Глава 1. Основы невербального общения
Особенности невербальной коммуникации……………..7
Врожденные, генетические, приобретённые и культурно – обусловленные сигналы …………………………………..10
Взаимодействие вербальной невербальной коммуникации….12
Глава 2. Невербальное общение и культура
2.1 Кинесика и её структура…………………………………..15
2.2 Проксемика и культура …………………………………...17
Заключение……………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………....22
Вот что пишет учёный в своей работе: «Мы провели еще один эксперимент, который оказался для испытуемых не таким простым. Один из людей, говоривших на пиджин, читал слушателям какую-то историю, а затем просил их показать, как бы выглядело их лицо, если бы эта история приключилась с ними. Позднее эти неотредактированные видеозаписи были показаны студентам колледжа в США. Если бы выражения эмоций менялись от культуры к культуре, то тогда эти студенты не могли бы правильно их интерпретировать.»16
Для того, чтобы окончательно закрепить эту теорию нужно было, чтоб учёный не согласный с Полом Экманом провёл тоже исследование. Карл Хайдер поставил себе задачу опровергнуть эти выводы, но проводя исследования, столкнулся с теми же особенностями и все сомнения рассеялись. Следовательно работа Чарльза Дарвина "Выражение эмоций у людей и у животных", опубликованная в 1872 году, была правильной.
Когда мы скрещиваем ноги, кладем левую ногу на правую или правую на левую? Мы не задумываемся над этим, пока нас не спросят. В одном случае нам будет удобно – в другом – нет. Отсюда следует, что это возможно генетический жест, который не может быть изменён.
Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине. Женщина же, как правило, проходит, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно, защищая грудь? Является ли это врожденным жестом женщины, или она научилась этому неосознанно, наблюдая за другими дамами?
Эти данные заставляют нас задуматься над значением “невербалики” для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка - языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого.
1.3 Взаимодействие вербальной невербальной коммуникации
Существует два подхода
к анализу соотношения
В подобной ситуации наиболее оптимальным подходом к изучению взаимодействия вербальной и невербальной коммуникации является когнитивно – функциональный, позволяющий выявить общее и различное в функциональных и структурно – системных свойствах.17
Особенные способы и формы передачи информации в невербальном общении, позволяют нам сделать вывод о существенных различиях между вербальной и невербальной коммуникацией. Невербальные сообщения всегда ситуативные, по ним можно понять, что происходит в данный момент, но нельзя получить информацию об отсутствующих предметах или событиях, которые происходят далеко. Невербальные сигналы невозможно разделить, их всегда нужно читать в комплексе, так как иначе мы упустим правильный смысл. Вербальные же сигналы легко передают события на расстоянии и их можно легко разделить на предложения, фразы или слова. Невербальные средства спонтанны по своей природе и сложно поддаются контролю, когда вербальными сообщениями можно легко манипулировать и доносить неправильную информацию не раскрыв себя.
Точка зрения о преобладании невербальных средств над вербальными отстаивается в работе Н. И. Горелова. По его мнению, «…процесс выражения мысли можно рассматривать принципиально иначе: невербальная внутренняя программа эксплуатируется так, что вербальные средства замещают всякие иные средства общения только в случае, если последние оказываются менее эффективными и экономичными при достижении коммуникативных целей».18
Он считает, что человек общаясь, реализует невербальную форму общения и накладывает на неё вербальную, таким образом, вторая становится лишь вспомогательной и уточняющей.
До сих пор некоторые учёные не приняли во внимание, что общение начинается ещё до того, как люди начинают говорить. Огромная роль принадлежит оптической системе. Отсюда следует, что у невербального общения есть приоритет в создании образа партнёра и всей ситуации общения.
Взаимодействие между
вербальными и невербальными
средствами, отличаются гармоничностью,
они выполняют функции
Следовательно, невозможно выделить, что главнее – вербально и невербальное общение. Поодиночке эти системы теряют глубокий смысл. Без невербалики наша речь станет механической, а без вербалики – многозначной и непонятной.
Глава 2. Невербальное общение и культура
2.1 Кинесика и её структура
Наука, занимающаяся исследованием языка тела, называется кинесикой. Она различает два вида сигналов – аналоговые и цифровые.20
Аналоговые – существуют в окружающем природном мире. К ним относятся крики стаи обезьян, виновато опущенная голова. Цифровые – символические, абстрактные, специфически человеческие. Это может быть несловесное приглашение к столу или просьба выйти вон.
Итак, человек может общаться
с помощью как цифровых, так
и аналоговых сигналов. Только цифровые
сигналы перед применением
Кинесика представляет собой совокупность жестов, телодвижений, поз, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения.
«Кин» - мельчайшая единица движения тела, с помощью которой можно считывать сообщения. Поведение человека складывается из кинем, как речь человека складывается из слов. Они имеют как физиологические происхождения (зевота, потягивание), так и социокультурные (сжатый кулак, как символ угрозы).
Большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорённый характер. Их можно классифицировать следующим образом:
• Иллюстраторы – описательно изобразительные и выразительные жесты, сопровождающие речь и вне речи теряющие смысл. Они сопровождают разговор и подробно раскрывают его содержание. Они могут усиливаться, если увеличивается интерес к объекту разговора или если слушатель чего-то не понимает.
• Конвенциональные – (проще их можно назвать эмблемы), они могут быть прямо переведены в слова и являются условными движениями. Иногда их применяют вместо слов, которые неприлично сказать вслух.
• Модальные – жесты выражающие эмоциональное состояние человека, его оценку окружающего, отношение к предметам.
• Жесты различных ритуалов (христиане крестятся, мусульмане в конце молитвы проводят двумя ладонями по лицу сверху вниз).
Поскольку все эти жесты культурно обусловлены, создаётся масса проблем с их пониманием. Самый разнообразный пример это жест приветствия, который выражается поклоном, поднятием бровей, кивком головы, ударом руки, поцелуем, объятием, биением черепа.
Жесты и телодвижения свидетельствуют
о принадлежности к какой-либо культуре,
даже если вы в совершенстве знаете
язык. Так существует немало случаев,
когда разведчиков
Поза тоже является значимой формой невербальной коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных форм невербальных знаков. С детства нас учат следить за лицом и контролировать проявление чувств на нём, поэтому намерения человека легче читать именно по позе.
Специалистам известно более 1000 устойчивых положений, которые может принимать человеческое тело. Принято выделять 3 группы поз:
• Включение или исключение из ситуации общения
• Доминирование или зависимость
• Противостояние или гармония
Мимика представляет собой все изменения выражения лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения. Человеческое лицо пластично и может принимать самые разные выражения. Она позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление, ужас и презрение. При этом одно и то же мимическое выражение может передавать мого смыслов. Лучше всего известна улыбка, с помощью которой можно передать симпатию, либо снисхождение, свое не плохое настроение, притворство по отношению к партнеру.21
Визуальный контакт является
исключительно частью общения. Человек
зрительно фиксирует все
2.2. Проксемика и культура
На сегодняшний день наука накопила довольно много разнообразных фактов, которые указывают на то, что действия дистанцирования являются следствием некоторых человеческих инстинктов.
Особое внимание проксемике в разных культурах уделил доктор Э. Холл. По его мнению, скученность людей в Японии является признаком теплой и приятной интимной близости. Он отмечает, что в некоторых ситуациях люди предпочитают находиться как можно ближе друг к другу.
В японском языке нет слова для обозначения "уединение". Для них понятие "уединение" связано только с семьёй. Они рассматривают эту область как свою собственную, и отвергают вторжение в нее.
Как и японцы, арабы стремятся быть как можно ближе друг к другу. Но, если на людях арабы держатся скученно, то внутри арабских домов много пустоты. Арабские дома большие и пустые, а люди внутри них собраны на небольшом пространстве. Перегородок между комнатами обычно нет, потому что, несмотря на желание иметь в своем распоряжении как можно больше пространства, арабы не любят быть в одиночестве и скучиваются вместе в своих просторных домах.22
Между арабской и японской скученностью существует принципиальное различие. Араб любит дотрагиваться до своего компаньона, осязать и обонять его.
Хотя японцы стараются быть поближе к другим людям, они сохраняют определенную формальность. Они могут притрагиваться друг к другу и в то же время сохранять жесткие границы вокруг себя. Араб убирает эти границы.
Точно так же, как отсутствие у японцев специального слова для "уединенности" выражает их отношение к другим людям, отсутствие у арабов специального слова для "изнасилования" показывает их отношение к телу. Для европейца и американца тело - священно. Для араба, которому ничего не стоит толкнуть человека на улице, агрессия против тела - не столь страшное преступление. Однако насилие против личности, совершенное в виде оскорбления, для араба - серьезная проблема.
В то же время, как подчеркивает Холл, араб вне зависимости от того, насколько близко он хочет оказаться к своим ближним, время от времени стремится побыть один. Для того, чтобы остаться одному, он перерезает линии коммуникации. Он уходит в себя, и этот уход уважают его окружающие.
Если с таким уходом
в себя столкнется американец, он будет
считать такое поведение
Когда два араба разговаривают друг с другом, они напряженно смотрят в глаза друг другу. В американской культуре не принято, чтобы мужчины смотрели друг другу в глаза с такой интенсивностью, это вызывает напряжение.
Пространство играет огромную роль в нашей жизни, Мы сами не замечаем, как разделяем, занимаем и воспринимаем то или иное пространство. Нужно с уважением относиться к обычаям других культур и пытаться соответствовать им при взаимодействии с другими народами.
Заключение
За последние десятилетия заметно повысился интерес к невербальным способам общения. Стало ясно, что невербальный компонент играет важную роль во взаимодействии между людьми. Язык тела порой даже лучше, чем слова дает нам информацию о физическом и психологическом состоянии партнера, об эмоциональном отношении человека к чему-либо и кому-либо, о возможных вариантах поведения в той или иной ситуации.
Умение вести себя с людьми надлежащим образом является важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успехов, облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.