Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 08:17, реферат
Семья - это системно – функциональное объединение, эмоционально – близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства.
Семья (по Н. Я. Соловьеву) – малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношение между мужем и женой, родителей и детьми, проживающими вместе и ведущее общее хозяйства.
Общение – сложный социально – психологический феномен обмена информацией и действиями между людьми, приводящий к развитию деятельности и отношений между ними.
Семья - это системно – функциональное объединение, эмоционально – близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства.
Семья (по Н. Я. Соловьеву) – малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношение между мужем и женой, родителей и детьми, проживающими вместе и ведущее общее хозяйства.
Общение – сложный социально – психологический феномен обмена информацией и действиями между людьми, приводящий к развитию деятельности и отношений между ними.
Общение – взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого общения и неречевого воздействия. Это взаимодействие преследует цели, достижения и изменения в познавательной, мотивационно – эмоциональной и поведенческой сферах, участвующих в общении лиц (Мясищев).
Общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности.
Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет свою структуру. В межличностном общении могут быть выделены три стороны.
1. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний.
2. Интерактивная сторона
общения служит практическому
взаимодействию людей между
3. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения является идентификация, рефлексия и стереотипизация.
Семья – малая социальная группа, отношения в которой основаны на супружеском союзе и родственных связях. Основные векторы общения определяются структурой семейных связей, включающий отношения супружеские, детско – родительские, между братьями и сестрами, отношения с прародительской семьей. Каждая из названных подсистем специфична. Особенности общения в семье обусловлены, с одной стороны – высокой эмоциональной насыщенностью отношений, с другой – функциями семьи.
Немалую роль в развитии представлений семье о себе играют и особенности самой семьи.
1. Развитие процессов коммуникации. Чем интенсивнее и эффективнее члены семьи обсуждают жизнь своей семьи, чем интенсивнее обмениваются эмоциональным опытом, тем более многосторонние их представления о своей семье. В случае интернального (внутреннего) локуса контроля члены семьи верят , что от их усилий зависит дальнейшая жизнь семьи, они стараются понимать ее и направлять. Семья с экстернальным локусом контроля, напротив, «плывет по течению». В обоих случаях имеет место своеобразный замкнутый круг: чем более развито представление о семье, тем эффективнее коммуникация (члены семьи лучше понимают друг друга, шире круг тем, которые они могут обсуждать), тем вероятнее интернальный (внутренний) локус контроля, тем лучше воспринимаются сведения о жизни различных семей, идущие через средства массовой информации. И наоборот, чем менее развито представление о семье, тем менее эффективны коммуникации в ней, тем скорее локус контроля прообретает характер экстернального.
Локус контроля – склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальный л. к.), либо собственным способностям и усилиям (интернальный л. к.). (Д. Роттер)
2. Чрезмерно выраженная «нормативность» жизни семьи и взаимоотношений в ней. Отношения в такой семье построены на словах «должен», «обязан». Не важно, что тот или иной член семьи чувствует или думает, - важно, как он обязан поступить в данной ситуации. Ответ на вопрос «как решить проблему?» члены такой семьи ищут не в осознании своих потребностей, а в морали или религии, и он автоматически заменяется вопросом «как мы обязаны решить проблему?». В этом случае, ни у кого нет стимула, представлять себе будущие обстоятельства, чувства и мысли членов семьи.
3. Устойчивость уклада семьи. Речь может идти о семье с неизменным образом жизни в небольшом городе, где сегодня происходит то же, что вчера, а завтра будет то же, что сегодня.
4. Низкий уровень семейной и психологической культуры. Семья сформировалась в таких условиях, что просто негде было учиться думать о семейных взаимоотношениях и чувствах друг друга, так как отношения построены на соотношении сил между членами семьи и всегда «прав сильнейший».
Таким образом, представление семье о себе – это сложное образование, формирующееся на протяжении длительного времени под влиянием самых различных факторов.
Семья призвана быть системой, в которой удовлетворяются важнейшие человеческие потребности в любви и поддержке, восстановление жизненного потенциала, эмоционального благополучия, счастья. Для эффективной реализации перечисленных функций необходимо согласование усилий участников группы, полноценное межличностное общение. Особую важность приобретают такие особенности общения между членами семьи, как ролевое распределение (включая проблему лидерства и власти), способы разрешения конфликтных ситуаций; принципы построения взаимоотношений с более широким социальным контекстом, в который включена семья.
Отличительной особенностью общения в семье является высокий уровень эмоциональной насыщенности взаимодействия. Связано это с тем, что основой построения современной семьи является чувство любви. Э. Фромм, различая любовь как обладание и любовь как бытие, говорит о стремлении взаимного проникновения.
К. Роджерс указывает на необходимость конгруэнтности. Конгруэнтная коммуникация, честная, искренняя, безоценочная, лишенная попыток манипулирования партнером является основой семейного общения. Характер супружеских отношений зависит от того, насколько зрелой является у партнеров способность любить.
Особый интерес представляет сфера общения ребенка с родителями, которая традиционно описывается как сфера детско – родительских отношений. Качество общения ребенка и близкого взрослого, по мнению М. Эйнсворт, приводит к формированию типа привязанности. Надежная, амбивалентная или избегающая привязанность становится характеристикой не только детско – родительских отношений, но и широкого круга близких отношений во взрослости – дружеских, романтических, супружеских отношений.
Порядок рождения детей определяет такие позиции как единственный ребенок, старший ребенок, средний или младший ребенок. Необходимость распределения родительского внимания и участия создает среди детей ситуацию соревнования.
Среди показателей счастливого супружества одно из первых мест занимает духовная гармония мужа и жены. Формы духовного общения в семье различны. Нормальным считается такое общение, при котором все члены семьи имеют постоянные духовные связи, основанные на общих духовных установках и принципах по кардинальным проблемам жизни, испытывают чувства взаимной привязанности, ответственности, готовности к взаимопомощи, получают в семье поддержку, одобрение, признание. Нравственной основой культуры духовного общения между супругами является уважение и равноправие. Только общение супругов, основанное на взаимном уважении и равноправии, может принести удовлетворение и сблизить их. В ходе такого общения они учатся понимать друг друга, прощать мелочи, приспосабливаться к индивидуальным особенностям каждого, совершенствуя себя и свое умение взаимодействовать с другими людьми. Решения, которые принимают муж и жена в результате спокойного и всестороннего обсуждения по важнейшим вопросам жизнедеятельности семьи, как правило, рациональны. В отличие от этого общение «свысока» всегда несет в себе опасность непонимания друг друга, рождает конфликты, деформирует нравственный мир семьи. Такое общение не может принести чувства удовлетворения, а только способно уничтожить любовь, разрушить семью.
Сейчас общение в семье чаще представляет некий партнерский союз, где люди живут друг с другом, пытаясь успеть за стремительно меняющимся миром «на лету», решая бытовые проблемы, проблемы воспитания детей. В погоне за благами, мы становимся нетерпимы, раздражительны и забываем о том, как важна эмоциональная и духовная поддержка для здоровых отношений. Поэтому психология общения в семье должна строиться по следующим правилам:
1. взаимоуважении и взаимопонимании;
2. доверии и поддержке;
3. отступление от индивидуальных потребностей на благо общих;
4. современном воспитании детей и участии в их жизни;
5. развитии духовного единения между членами семьи;
6. нахождении компромисса при разрешении конфликтных ситуаций;
7. отсутствие или минимизация
нервно – психического
В современной семье большую часть времени дети общаются с матерью. Именно с ней обычно складываются доверительные отношения, обсуждаются основные жизненные вопросы. Однако для детей не менее важным является и общение с отцом. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за ним, тем сильнее и глубже его родительские чувства. Установлено, что чем больше времени тратят родители на беседы, игры с детьми, тем лучше дети развиваются. Дети, лишенные возможности общаться с родителями или одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет безэмоциональное, пусть даже и полноценное, удовлетворение его физиологических потребностей при одновременном недостатке в общении, ласке, теплоте, добром слове. Только постоянное общение ребенка с родителями способствует созданию глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
1.Захарова, Е. И., Петрова, А. А. Материнские представления о будущем ребенке и их роль в становлении родительства // Семейная психология и семейная терапия. 2004 г.
2. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 656с.: (Серия «Мастера психологии»).
3. Янчук, В. А. Введение в социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005. – 768с.