Специфика семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:19, практическая работа

Краткое описание

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания.
Рассмотрение подросткового возраста требует четкого выделения его границ. Существует несколько определений рубежей данного возраста. Г. Гримм ограничивает подростковый период возрастом 12 - 15 лет у девочек и 13 - 16 лет у мальчиков, а, по Дж. Биррену, этот период охватывает 12 - 17 лет. В классификации Д.Б. Бромлей данный возраст определяется 11 - 15 годами. Ж. Пиаже относит к подростковому возрасту от 12 до 15 лет. Д.Б. Эльконин устанавливает границы подросткового возраста между 10 - 15 годами .

Содержание

Введение............................................................................................................... 3
1 Характер детско-взрослых отношений.......................................................4
2 Проблемы понимания подростков взрослыми..........................................8
3 Специфика семейного воспитания ..............................................................10
Заключение...........................................................................................................18
Литература.............................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по семейной психологии.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Дефицит внимания к ребёнку  приводит к ухудшению его успеваемости, нередко к агрессивному и асоциальному поведению как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых. Это также проявляется в злобности, агрессивности, мрачности, замкнутости, а также в формировании вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) и совершении противоправных действий.

Нередко родители из лучших побуждений жёстко контролируют круг общения подростка, его свободное  время, решают за него все возникающие  проблемы, отказывают ребёнку в праве  на собственное мнение, навязывая  свой образ мыслей.

Тотальный контроль родителей  и неблагоприятная семейная ситуация в целом вызывают естественный протест  подростка, ведут к конфликтам, появлению  суицидальных мыслей и намерений, уходам из дома, когда доминирующее влияние  будет оказывать уже улица.

Одной из наиболее распространённых форм нарушения поведения в подростковом возрасте является совершение противоправных действий как корыстного, так и насильственного типа.

Компенсацией недостатка семейных отношений для подростков становится участие в различных  асоциальных группах под руководством старших товарищей, под влиянием и вместе с которыми они совершают преступления и противоправные действия .

Как известно, эмоциональным  центром семьи, задающим тон в  семейных отношениях, является чаще всего  мать, женщина. Характер отношений матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом определяет характер и судьбу уже взрослых детей. Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери, которое в настоящее время нередко проявляется у многих женщин. Такого рода жесткое авторитарное поведение депривирует психическое развитие детей и чревато разными неприятными последствиями. В том случае, если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям. В случае же, когда у ребенка сильный тип нервной системы, доминантность, жесткость матери приводят к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, к эмоциональной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, к агрессивности, что может привести к жестоким тяжким преступлениям.

С.А. Беличева выделяет наиболее типичные, неправильно сложившиеся  педагогические стили в функционально  несостоятельных семьях, не справляющихся  с воспитанием детей, которые  приводят к формированию нарушений  поведений у подростков.

 

 Попустительски -снисходительный, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что все дети такие. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль ,когда родители, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывают углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль над своим поведением, а также происходит озлобление по отношению к родителям и остальным взрослым.

Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят и не доверяют своим детям, подвергают их тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения. Под влиянием этого ребёнок вырастает хмурым, озлобленным, не может испытывать ни к кому привязанности.

Жестко-авторитарный,-присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу применить силу в отношении ребёнка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием: физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях вырастают агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых,маленьких,беззащитных.

Увещевательный  в противоположность жестко-авторитарному характеризуется тем, что родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя при этом никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях чувствуют себя безнаказанными, и в итоге - садятся на голову родителям и другим взрослым.

Отстраненно -равнодушный возникает в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Такие подростки с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старших, в роли которых зачастую выступают лидеры различных асоциальных групп.

Воспитание по типу кумир  семьи часто встречается по отношению к поздним детям, когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный характеризуется тем, что у родителей не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми: от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших и родителей.

Перечисленными примерами  далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания. Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание.

Господствующие в семье  нормы поведения определяют и  эмоциональный тон отношений  между родителями и детьми: к большинству  подростков из таких семей педагогические требования также предъявляются  родителями в ссорах и скандалах. Принятые в семье образцы поведения переносятся и во внешнюю среду . Отсутствие надлежащих семейных контактов особенно пагубно для девочек. Во-первых, почти все отвергнутые семьей девочки слишком рано начинают половую жизнь, становятся легкой сексуальной добычей более взрослых молодых людей, быстро деморализуются, их интимные связи приобретают беспорядочный характер. Во-вторых, оторвавшись от семьи, школы, выйдя за пределы нормального человеческого общения, таким девушкам очень трудно, иногда и невозможно вернуться к обычной жизни, завоевать уважение окружающих .

Исследователи выделяют следующие психологические особенности  внутрисемейных отношений у подростков с различными нарушениями поведения:

1) неустойчивость воспитания, выражающаяся в колебании между гипопротекцией и гиперпротекцией;

2) предпочтение в подростке  детских качеств, стремление игнорировать  взросление детей и способствовать  развитию непосредственности, наивности,  игривости, то есть желание  затормозить социализацию ребенка;

3) проекция на подростка  собственных нежелательных качеств,  когда родитель в подростке  как бы видит черты собственного  характера, которые чувствует,  но не признает в самом себе;

4) вынесение конфликта  между супругами в сферу воспитания, когда ребенок становится жертвой конфликтующих родителей, которые, манипулируя ребенком, пытаются доказать свою правоту противной стороне;

5) нарушения супружеских  отношений между родителями;

6) неразвитость родительских  чувств, когда родители предпочитают  не иметь дело с ребенком, плохо переносят его присутствие, поверхностно относятся к интересам и потребностям;

7) воспитательная неуверенность  родителя, когда он идет на  поводу у ребенка, уступая и  потакая ему во всем.

Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожиданий взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и потребности; дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение других людей, их часто осуждают за действия и чувства их родителей; родители не разделяют чувств и не одобряют поведения ребенка; осуждение родителями поступков ребёнка формирует отрицательную оценку его личности в целом; дети чувствуют себя заброшенными; родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее своей собственной ценностью, могут считать, что ребенок должен чувствовать и делать то же, что и они, выглядеть так же, как они; самооценка родителей может зависеть от поведения ребенка; родители могут относиться к ребенку как к равному, взрослому, не давая ему возможности быть ребенком; чувства, которые когда-то возникли у ребенка в ответ на ситуацию в семье - вина, страх, обида, злость, - становятся движущими силами в его дальнейшей жизни.

Иногда семейный разлад переходит в жестокое физическое обращение родителей со своими детьми. Здесь важно отметить, что опыт физического насилия в детстве является предвестником делинквентности вообще и совершения насильственных преступлений, в частности.

Матери чаще травмируют своих детей, чем отцы. Это происходит потому, что женщина чаще, чем мужчина, оказывается в ситуации одиночки-воспитателя, что способствует увеличению риска насилия. Кроме того, занятость женщины хозяйством и заботами о доме, а также обязанностями по воспитанию детей увеличивает вероятность ее стресса .

Основными последствиями  физического насилия для детей  являются отсутствие контроля над своей  импульсивностью, снижение способности  к самовыражению, отсутствие доверия  к людям, повышенная агрессивность, депрессии. Непосредственно после травмы могут возникать острые состояния страха. Кроме того, отсроченными последствиями физического насилия могут быть садистские наклонности.

Во взрослой жизни  последствия насилия проявляются  в форме психосоматических заболеваний, различных злоупотреблений (наркотиками, алкоголем, лекарственными препаратами), различных нарушений, связанных с неприятием своего тела. Насилие, пережитое в детстве, может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно может способствовать формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. Люди, которые подвергались насилию в детстве, обычно приобретают склонность к агрессии и проявлению насилия в своей семье по отношению к близким. Семья выполняет важные функции в жизнедеятельности индивида. Отсутствие семьи либо одного из родителей, нарушения внутрисемейного взаимодействия родителя и ребёнка, распространённость негативных форм поведения (алкоголизм, наркотизация, судимость родителей) являются факторами, повышающими восприимчивость личности к негативным воздействиям.

 

Заключение

Родители с высокой  выраженностью "позитивного интереса" к своему ребенку определяют низкий уровень тревожности подростков, чем родители с высокими показателями по шкалам "директивности", "враждебности", "автономности" и "непоследовательности", что отражается в результатах исследования.

Выявленный в настоящем  исследовании факт преобладания высокого уровня важности для подростков родителей  с высокой выраженностью "позитивного интереса" позволяет сделать вывод о неудовлетворенности потребности подростка в информации, которая необходима для адекватной социализации и может быть получена именно через жизненный опыт взрослых. Однако приобщение к этому опыту и стоящим за ним ценностям затруднено, если взрослые используют неадекватные стили отношения к подростку.

Испытывая по отношению  к себе прежде всего равнодушное  по сути отношение родителей (высокая  автономность), подростки приобретают  опыт безразличных и формальных взаимоотношений в семье, что является источником их неуверенности и беспокойства по поводу создания в будущем собственной счастливой семейной жизни. В то же время они испытывают высокую потребность в близких в психологически безопасных внутрисемейных взаимоотношениях. Внутренняя опасность этой ситуации состоит в том, что актуально сами подростки не осознают этих проблем, на данном моменте своей жизни они оценивают отстраненность родителей как доверие к себе, отсутствие авторитарности и отвержения и приравнивают такой стиль взаимоотношений к позитивному для себя.

 Отмечаемая подростками  непоследовательность воспитательных  воздействий со стороны родителей  способствует формированию у  них высокой тревожности, неуверенности  в себе и отсутствие ощущения  постоянства окружающего мира. Наверное, это приводит и к формированию недостаточной ответственности у детей, поскольку, несмотря на предоставляемую им свободу (высокая автономность, низкая директивность), подростки не испытывают в достаточной мере наличия жестких и незыблемых правил и, соответственно, следующих за их нарушениями санкций. Все это приводит к формированию у них экстернальной жизненной позиции, то есть к привычке перекладывать ответственность за происходящее с ними на других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных использованных литературных источников

1 Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура. - М., 1997. - 56 с.

2 Жинот Х. Родители и подросток / Х. Жинот. - Ростов н/Дону: Феникс, 1997. - 224 с.

3 Кравченко А.И. Родителям о подростках / А.И. Кравченко. - М., 2002. - 432 с.

4 Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М., 1999. - 215 с.

5 Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.


Информация о работе Специфика семейного воспитания