Спец психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название "характер"). Характер человека - это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле - тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств управляется ими. Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни - Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.

Содержание

1. Введение
2. Акцентуации характера как крайний вариант нормы
3. Типы акцентуаций характера подростков по А.Е. Личко
4. Типы характеров А. Е. Личко
5. Акцентуации характера
6. Заключение
7. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР по спец.психологии.docx

— 36.35 Кб (Скачать файл)

типах акцентуаций характера аналог данного  вида психопатий отсутствует. 

7. Эпилептоидная  группа психопатий (и соответствующий  тип акцентуаций) характеризуется  сочетанием трех основных признаков:  а) крайней раздражительностью, вплоть  до ярости; б) приступами аффективных  расстройств (тоски, гнева, страха) и в) моральными дефектами (асоциальными  установками). Впрочем, последняя  особенность может быть скрытой  и обнаруживаться, напротив, в преувеличенной  гипер-социальности, в подчеркнуто  строгом соблюдении моральных  норм, доходящем до ханжества.  Эпилептоиды обычно очень активны,  напряженно деятельны, настойчивы  и даже упрямы, в общении –  эгоистичны, нетерпеливы и крайне  нетерпимы к мнениям других, резко  реагируя на любые возражения. Характерная для них страстность  и любовь к сильным ощущениям  нередко выражается в отсутствии  чувства меры (в азартных играх, 

коллекционировании, обогащении и т.д.). Их мышление –  инертно, вязко, нечувствительно к  новому опыту. Эпилептоидные подростки  отличаются аккуратностью, бережливостью, которая может переходить в жадность, ревность, требовательность при разделении как материальных благ, так и дружеского участия. В компаниях они стремятся  к авторитарному лидерству, к  власти, но если это не удается, жестокие к слабому, они заискивают перед  сильными. Охотно упражняют свою физическую силу, тренируют ручные и др. навыки, предпочитая заниматься ими не в  коллективе, а наедине и получая  при этом особое чувственное удовольствие.

8. Истероиды  (истероидный тип) отличаются, прежде  всего, желанием обращать на  себя постоянное внимание, для  чего часто представляют себя  и других намеренно неверно.  Требующие признания, они любой  ценой хотят казаться значительнее (как лучше, так и хуже), чем  на самом деле. Это стремление  выражается в эксцентричных поступках,  оригинальных идеях, в рассказах  о своих особых редко встречаемых  (но объективно мнимых) заболеваниях, а также в демонстративных  обмороках, припадках, попытках  к суициду (как правило, "неудачных"). Их привязанности, интересы, чувства  – поверхностны и во многом  зависят от окружающих, так как  рассчитаны на внешний эффект. Истероидные акцентуации часто  встречаются у подростков, сопровождаясь  инфантильностью и нередко смешиваясь  с другими типами, например, гипертимным.  Особую группу истероидов составляют (по П.Б. Ганнушкину) так называемые  патологические лгуны, которые  стремятся привлечь к себе  внимание своей неумеренной фантазией. 

9. Неустойчивые (неустойчивый тип) характеризуются  полной реактивностью в поведении,  которое целиком определяется  внешней социальной средой. Не  имея глубоких интересов и  привязанностей, они скучают в  одиночестве, но хорошо чувствуют  себя в компаниях, умеют поддержать  беседу. Неустойчивые легко внушаемы, в манере поведения часто берут  пример с наиболее ярких своих  приятелей. В работе они несамостоятельны, хотя и способны увлечься ею (но ненадолго), беспорядочны, неаккуратны  и, наконец, ленивы. Неустойчивые  особо склонны к приему наркотических  и подобных им средств, под  действием которых становятся, как  правило, эгоистичными и жестокими,  а по его окончании – горько  раскаиваются, сетуя на случайные  внешние обстоятельства. Слабоволие  является основной чертой и  неустойчивых подростков, оно делает  их равнодушными к учебе, к  любому, требующему усилий труду, к собственному будущему и требует постоянной, достаточно жесткой опеки. 

10. Конституционально-глупые (конформный тип) – под этим  названием сгруппированы психопатические  индивиды с выраженной умственной  недостаточностью. Однако это не  единственный (а подчас и не  главный) отличительный признак  этой группы людей, которые,  кстати, могут хорошо успевать  в школе, средней и даже высшей, благодаря механическому запоминанию  материала. Более точной является  вторая ее характеристика –  чрезмерная конформность, а именно  – почти полное отсутствие  собственной инициативы. Представители  этой группы обычно ориентируются  на свое непосредственное социальное  окружение, однако не ищут в  нем наиболее ярких примеров  для подражания (как неустойчивые  психопаты), но стремятся думать, действовать, "быть – как все". Неумение противостоять любому  внешнему влиянию, внушаемость  и консерватизм делают их ревностными  слугами общепринятых мнений, дежурной  моды и др., способными выражать  банальные истины в напыщенной (нередко – усложненной) форме  и с самым торжественным видом.  Умелое и точное следование  шаблону (например, модному фасону  одежды или авторитетному, но, как правило, частному, лишенному  констекста, предписанию) сопровождается  ощущением собственной значительности, доходящим до горделивого самодовольства. Судьба подростков конформного  типа определяется их средой, они могут становиться хорошими  работниками (если их задания  четко регламентированы), а попав  в дурную компанию – втянуты  в асоциальные действия из  групповой "солидарности". 
 
 
 
 
 
 

6. Заключение

Терапевтическая работа с людьми, обладающими отклонениями или акцентуациями характера, направлена, прежде всего, на их социальную адаптацию. Основное значение приобретает, конечно, знание "уязвимых мест" этих людей. Такие "места", как мы видели, могут  быть связаны с влиянием внешних  условий или их внутренним тревожным  ожиданием (мнительностью). К первым относится, например, отсутствие социальной поддержки со стороны ближайшего окружения (у сензитивов и конформных), ко второму -беспокойство о собственном  здоровье (у неврастеников), в том  числе – опасение "заразиться" (у эпилептоидов), или страх перед  будущим – своим и своих  близких (у психоастеников). Знание ситуаций, приводящим к болезненным  расстройствам, позволяет моделировать благоприятные условия для нормальной жизни этих людей или их окружения. Так, если эти расстройства чисто  реактивного характера, то нужно  создать атмосферу доброжелательного, устойчивого социального отношения (для сензитивов и лабильных), допускающую  смену основной деятельности (для  гипертимиков), или, напротив, ее нормативную  регламентацию (для неустойчивых). Если же отклонения и акцентуации характера  имеют активные "природные" проявления (как, например, у параноидов и эпилептоидов), можно предупредить их нежелательные  социальные последствия с помощью  соответствующих фармакологических  воздействий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. К.Леонгард. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д; изд-во ЛРНЦ "Феникс", 2000.- 544с.

2. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.- 416с.(серия "Психология - ХХ века").

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. -М.: Педологическое общество России. - 1999. - 442с.


Информация о работе Спец психология