Сравнение психики животных и человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 23:31, реферат

Краткое описание

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует ни одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, несводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, тем не менее, развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.
Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

Содержание

1.Введение: понятие психики; истоки психики живых существ-стр.2
2.Основная часть: сравнение психики животных и человека-стр.5
2.1 Познавательные процессы-стр.8
2.2 Учение, мышление, интеллект-стр.11
2.3 Мотивация и эмоции-стр.15
3.Заключение-стр.18
4.Список использованной литературы-стр.19

Вложенные файлы: 1 файл

Сравнение психики животных и человека.docx

— 40.34 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Учение, мышление, интеллект.

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных  вида живых существ чуть ли не с  рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном  плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта — в  наглядно-образном и словесно-логическом мышлении — между ними обнаруживаются разительные различия.

Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке  остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков  этого типа интеллекта, так как  ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.

Ученых также  давно волновал вопрос, способны ли животные чему-нибудь научиться. В 1912 году Йеркс пытался выяснить, на какой ступени эволюции животного мира появляется эта способность чему-то научаться. Ее зачатки с несомненностью обнаруживались уже у дождевого червя. Действительно, Йеркс сумел научить некоторых особей поворачивать направо в Т-образном лабиринте. Чтобы достичь такого результата, потребовалось больше 150 проб, в которых червь, если он поворачивал налево, натыкался на сетку, находившуюся под током. Тем не менее, было доказано, что простая нервная система этих животных может накапливать информацию, способную изменять их поведение.

У высших млекопитающих, главным образом у обезьян  в человека, благодаря высокому уровню развития головного мозга появляются новые способности, позволяющие  решать задачи без предварительных  пробных манипуляций.

Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяны и, разумеется, человек смогли выработать эту способность улавливать связь между различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение, путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым наудачу,

Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях  повседневной жизни, идет ли речь о выполнении какой-нибудь задачи, о перемещении из одного места в другое или о получении и осмысливании информации, исходящей от среды, в которой живет индивидуум.

У позвоночных, стоящих  на вершине эволюционной лестницы, в частности у приматов, возникают  новые формы индивидуально-изменчивого  поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как "интеллектуальное” поведение.

Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться  особенно сложные виды поведения  со сложной структурой, включающей:

— ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схемы решения  задачи;

— формирование пластически  изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели;

— сличение выполненных  действий с исходным намерением. Характерным  для такого строения сложной деятельности является ее саморегулирующийся характер: если действие приводит к нужному эффекту, оно прекращается, если оно не приводит к нужному эффекту — в мозг животного поступают соответствующие сигналы и попытки решить задачу начинаются снова.

Систематические исследования интеллектуального поведения высших животных (обезьян) были начаты известным немецким психологом В.Келлером. Для изучения этой формы поведения Келлер ставил обезьян в сложные условия, когда непосредственное достижение цели было невозможно.

Обезьяна должна была либо использовать обходной путь, чтобы получить приманку, либо использовать для этой цели специальные орудия. Так, например, обезьяну помещали в большую клетку, рядом с которой клали приманку на таком расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее дотянуться. Достать ее она могла, лишь использовав обходной путь через дверь, расположенную в задней стене клетки.

Исследования, проведенные  Келлером, позволяли наблюдать следующую  картину. Сначала обезьяна безуспешно пыталась непосредственно достать  приманку: тянулась к ней или прыгала. Затем она бросала эти безуспешные  попытки, и наступал период, когда  обезьяна неподвижно сидела и лишь рассматривала ситуацию, что сопровождалось соответствующими движениями глаз, до тех пор, пока не приходила к правильному  решению задачи. Характерно, что  решение задачи перемещалось из периода  непосредственных проб в период предшествующего  попытке наблюдения, и движение обезьяны становилось лишь исполнением ранее  выработанного “плана решения”.

Очень сложно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному  решению задачи, и процесс этот трактуется различными исследователями  по-разному. Одни считают возможным  сблизить эти формы поведения  обезьяны с человеческим интеллектом  и рассматривают их как проявление творческого озарения. Австрийский  психолог К.Вюлер полагает, что использование  орудий обезьянами следует рассматривать  как результат переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветви). С точки зрения современных исследователей, основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений  между отдельными предметами. Животные способны уловить отношения между предметами и предвосхитить результат данной ситуации. И.П. Павлов, проводивший наблюдения над поведением обезьян, называл интеллектуальное поведение обезьян “ручным мышлением”.

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно  высшим млекопитающим и достигает  особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю  границу развития психики, за которой  начинается история развития психики  уже совсем другого, нового типа, свойственной только человеку, — история развития человеческого сознания. Предысторию человеческого сознания составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развития психики животных. Если окинуть единым взглядом этот путь, то отчетливо выступают его основные стадии и управляющие им закономерности. Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новым внешним условиям существования животных и новым шагом в усложнении их физической организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Мотивация и эмоции.

Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность  его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных — антропоидов — и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

Вот один довольно забавный пример. Демонстрация оскала - широчайше распространенная у позвоночных  инстинктивная программа. Ее цель - предупредить при встрече с кем-либо, что вы вооружены и готовы за себя постоять. Приматы очень широко пользуются ею при контактах.

Человек тоже скалит зубы при сильном страхе или гневе. Оказаться адресатом такой демонстрации неприятно и совсем не хочется. Но у программы показа зубов есть еще два куда более мягких варианта. Первый - заискивающая улыбка. Так улыбается  человек, вступая в контакт с  тем, кого побаивается. Второй - это  широкая улыбка. Так улыбается  другому спокойный, уверенный в  себе человек. В сущности, он тоже показывает вам, что вооружен и готов за себя постоять и в вашем снисхождении не нуждается. Но эта форма демонстрации настолько мягкая, что не только не вызывает у вас страха, а напротив, действует приветливо и умиротворяюще. Мы чувствуем: "Вот, по-видимому, хороший  человек, ему от меня ничего не надо, мне от него тоже, но если бы он мне  понадобился, мы бы легко вступили в  контакт". Давно замечено: когда  человек, всю жизнь проживший  при тоталитарном режиме, попадает в страну, где люди чувствуют себя свободно, его поначалу удивляет, почему окружающие все время улыбаются  друг другу и ему тоже. Путешественник, привыкший, что вокруг никто не улыбается, а если и улыбается, то заискивающе, впервые дни думает, что от него чего-то хотят.

Вы замечали, наверное, не раз, как склонный к авторитарности начальник, видя в зале совещания  улыбающихся друг другу подчиненных, приходит в волнение и требует  прекратить улыбаться. Во-первых, начальник  привык, что ему при встрече  сотрудники улыбаются иной улыбкой - заискивающей. Во-вторых, когда начальник  подсознательно ощущает, что среди  подчиненных есть люди, чувствующие  себя свободно, он настораживается: "Свободны от кого? От начальника? Не боятся? Значит, не уважают? Я этого не заслужил!"

Вместе с тем  у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и человеком.

Есть также ряд  потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно не решаемым, т.е. спорным. Это — потребности в общении (контактах c себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор неизвестно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.

У человека имеются  и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это — духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность  в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

Одну из главных  проблем психологии составляет выяснение  вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие — подчиненными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Заключение.

Итак, человек, в  своих психологических качествах  и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и  социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет в  то и другое.

До сих пор  в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена  истории не переставал быть отчасти  животным, т.е. биологическим существом  не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в  социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

1.Дольник В.Р.  “Вышли мы все из природы”, М., 1996.

2.Годфруа Ж. “Что  такое психология”, М., 1996.С. 34-36,41.

3.Немов Р.С. “Психология”  том 1, М., 1999. С. 110-112,125-129.

4.Рогов Е.И. “Общая  психология. Курс лекций”, М.,1999. C.36-39,40-42.

5.Журнал “Знание-власть”  № 68, 1998. С. 3.

 

~ ~


Информация о работе Сравнение психики животных и человека