Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 21:57, реферат
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует ни одно, а два начала : материальное и идеальное.Они независимы,вечны,не сводимы и не выводимы друг из друга.Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам.На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.
Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики : материалистическое и идеалистическое
I. Введение: понятие психики; истоки психики живых существ.
Чтобы начать сравнение психики человека и животных нужно сначала дать определение этого понятия.
Психика – совокупность душевных
процессов и явлений (ощущения, восприятия,
эмоции, память и т.п.); специфический аспект
жизнедеятельности животных и человека
в их взаимодействии с окружающей средой.
Находится в единстве с соматическими
(телесными) процессами и характеризуется
активностью, целостностью, соотнесенностью
с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью,
адаптацией и т. д.
Появляется на определенной ступени биологической
эволюции. Высшая форма психики – сознание
– присуща человеку.
Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики : материалистическое и идеалистическое.Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует ни одно, а два начала : материальное и идеальное.Они независимы,вечны,не сводимы и не выводимы друг из друга.Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам.На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.
Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.
Ученые, склонные к идеалистической
философии, представляют дело иначе. Согласно
их мнению психика не является свойством
живой материи и не есть продукт ее развития.
Она, как и материя, существует вечно.
Также как в преобразовании со временем
материального можно выделить низшие
и высшие формы (по тому такое преобразование
называется развитием), в эволюции идеального
(психического) можно отметить свои элементарные
и простейшие формы, определить собственные
законы и движущие силы развития.
В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения.
Вместе с тем имеется множество
фактов, которые определенно свидетельствуют
о зависимости, существующей между мозговыми
и психологическими процессами, материальными
и идеальными состояниями.
Это говорит о прочных связях, имеющихся
между идеальным и материальным.
Биологические исследования
человеческого организма и животных многократно
продемонстрировали, что человеческая
физиология почти полностью подобна таковой
у некоторых видов животных (например,
приматов). Вместе с тем с точки зрения
развития природы человек является принципиально
новым по сравнению с животным миром видом.
Уникальность человека как природного
вида определяется его психическим устройством,
значительно отличающимся от психики
животных.
Человеческое сознание и обусловленный
им феномен человеческой личности не имеют
"аналогов" ни у одного из животных
видов даже с наиболее развитым интеллектом.
По меткому выражению М. Шелера, человек
"не знает, что он такое и знает, что
он этого не знает".
Личность отдельного человека
складывается из собственно самого индивида
и его положения в обществе других людей.
Индивид представляет собой биологическое
тело, возникающее и развивающееся по
законам развития природы. Развитие его
психики и определяющийся им социальный
статус человека зависят от законов развития
общества. В свою очередь, общественные
законы обычно складываются как традиции
в отношениях между людьми и имеют тесную
связь с глубинами человеческой психики.
Очевидно, что, познав ее устройство, присущие
ей причинно-следственные взаимосвязи
и обусловленные ими мотивы поведения
людей, можно научиться успешно решать
многие психологические и социальные
задачи в повседневной жизни.
Но почему же порой мы, люди,
бываем так беспричинно жестоки и агрессивны?
Почему иногда людей, которые не любили
работать руками, да и не умели, тянет на
дачу, поближе к свежему воздуху и тишине.
И меняются люди. А иинстинкт собственности
– один из самых мучительных для детей
человека. Ребенок может быть добрым, не
жадным, но если у него силен этот инстинкт,
он не может не отнимать у других и не отстаивать
то, что считает своим. Может быть, человек
еще не совсем отделился от природы, и
ответы нужно искать у предков людей и
у животных, наших братьев, так как вышли
мы все из природы.
II. Основная часть: сравнение психики животных
и человека:
История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.
Примерно до середины XVII в. многие думали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность механики тела, но оставалась разобщенность психики и поведения (XVII—XVIII вв.).
В прошлом столетии теория эволюции
Ч.Дарвина шатким мостиком эмоциональной
экспрессии перекрыла психологическую
и поведенческую пропасть, веками разделявшую
эти два биологических вида, и с тех пор
начались интенсивные исследования психики
человека и животных.
Поначалу под влиянием Дарвина они касались
эмоций и внешних реакций, затем перекинулись
на практическое мышление.
В начале текущего столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П.Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. оказались связанными с поисками идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизмах научения у человека и животных.
Казалось бы, в психике человека к настоящему времени уже почти не осталось ничего такого, чего нельзя было бы обнаружить у животных. На самом деле это не так. Но, прежде чем выяснить существующие между человеком и животными принципиальные различия, необходимо ответить на вопрос о том, для чего педагогу необходимо знать результаты подобного рода исследований.
Почти все, что имеется в психологии
и поведении животного, приобретается
им одним из двух возможных путей: передается
по наследству или усваивается в стихийном
процессе научения. То, что передается
по наследству, обучению и воспитанию
не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно,
может возникнуть и у человека без специального
обучения и воспитания. Это, следовательно,
также не должно вызывать повышенного
беспокойства со стороны педагогов.
Внимательное изучение психологии и поведения
животных, их сравнение с психологией
и поведением человека позволяют установить
то, о чем нет необходимости проявлять
специальную заботу при обучении и воспитании
людей.
У человека кроме наследуемого и стихийного прижизненно приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием. Если, изучая человека и сравнивая его с животными, мы обнаруживаем, что при наличии одинаковых анатомо- физиологических задатков человек в своей психологии и поведении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это является результатом научения, которым можно сознательно управлять через обучение и воспитание. Таким образом, сравнительное психолого- поведенческое исследование человека и животных позволяет более правильно, научно обоснованно определять содержание и методы обучения и воспитания детей.
Первое отличие всякой деятельности
животных от деятельности человека состоит
в том, что она является деятельностью
непосредственно биологической. Иначе говоря, деятельность
животного возможна лишь по отношению
к предмету, жизненной биологической потребности,
всегда оставаясь в пределах их инстинктивных,
биологических отношений к природе. Это
общий закон. В связи с этим и возможности
психического отражения животными окружающей
их действительности также являются принципиально
ограниченными, так как включают лишь
стороны и свойства предметов, связанные
с удовлетворением их биологических потребностей.
Поэтому у животных в противоположность
человеку не существует устойчивого объективно
предметного отражения действительности.
Таким образом, для животного всякий предмет
окружающей действительности всегда выступает
неотделимо от его инстинктивной потребности.
Еще одна особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного, заключается в том, что подавляющее большинство знаний и умений человека формируются путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в общественной истории и передающегося в обучении. То есть подавляющее большинство знаний, умений и приемов поведения, которыми располагает человек, не является результатом его собственного опыта, а приобретается усвоением общественно-исторического опыта поколений, что коренным образом отличает сознательную деятельность человека от поведения животного.
1. Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, речь).
Как человек, так и животные
обладают общими врожденными элементарными
способностями познавательного характера,
которые позволяют им воспринимать мир
в виде элементарных ощущений (у
высокоразвитых животных — и в виде образов),
запоминать информацию.
Все основные виды ощущений: зрение, слух,
осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность
и др. — с рождения присутствуют у человека
и животных. Их функционирование обеспечивается
наличием соответствующих анализаторов.
Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.
Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие — предметностью, константностью, осмысленностью, а память — произвольностью и опосредствованностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.
Во-вторых, память животных по
сравнению с человеком ограничена.
Они могут пользоваться в своей жизни
только той информацией, которую приобретают
сами. Следующим поколениям себе подобных
существ они передают лишь то, что как-то
закрепилось наследственно и отразилось
в генотипе. Остальной благоприобретенный
опыт при уходе животного из жизни оказывается
безвозвратно утраченным для будущих
поколений.
Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.
Любая группа, для того чтобы выжить, должна обладать средством, которое позволяло бы ее членам общаться между собой, направлять и координировать действия каждого из них.
Почти у всех видов животных имеются способы передачи информации, с помощью которых каждая особь может сообщать другим представителям своего вида об опасности, привлекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Эти сигналы, однако, всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией. По- видимому, ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к данному моменту. Только человеческие существа могут при помощи слов возвращаться в прошлое, делая доступным познание давних событий, а также сообщать заранее о некоторых событиях или действиях, предстоящих в будущем, или необходимых шагах для их осуществления.
Исследователи еще не пришли к единому мнению о том, в какой именно момент возник язык. Некоторые авторы считают, что это произошло очень давно, возможно 2 млн. лет назад, в эпоху, когда Нотo habilis изготовлял свои первые орудия. Разнообразие этих орудий и передача соответствующих навыков были бы невозможны без языка.
Особенности взаимоотношений
животных друг с другом определяют и особенности
их «речи». Как известно, общение животных
выражается нередко в том, что одно животное
воздействует на других с помощью звуков.
Имеем ли мы в этом случае процесс, похожий
на речевое общение человека? Некоторое
внешнее сходство между ними несомненно
существует.
Внутренне же эти процессы в корне различны.
Человек выражает в своей речи некоторое
объективное содержание и отвечает на
обращенную к нему речь не просто как на
звук, а как на отраженную в речи реальность.
Голосовое общение животных в корне отличается
от нее. Легко доказать, что животное отвечает
на голос сородича вне зависимости от
того, что отражает данный ключевой сигнал:
он имеет для него лишь определенный биологический
смысл. Или, например, у птиц, живущих стаями,
существуют специфические крики, предупреждающие
стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся
птицей всякий раз, когда она чем-нибудь
напугана. При этом совершенно безразлично,
что действует в данном случае на птицу:
один и тот же крик сигнализирует и о появлении
человека, и о появлении хищного животного
и просто о каком-нибудь необычном шуме.
Следовательно, эти крики связаны с теми
или иными явлениями действительности,
сходством объективного отношения к ним
животного.
Иначе говоря, упомянутые крики животных
лишены устойчивого объективного предметного
значения. То есть общение животных и по
своему содержанию и по характеру осуществляющих
его конкретных процессов также полностью
остается в пределах их инстинктивной
деятельности.