Сравнительный анализ образовательных систем Беларуси и Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 21:17, реферат

Краткое описание

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.
Как известно, в системах образования в ведущих странах мира в настоящее время происходят процессы демократизации. Существенным ее признаком – наряду с доступностью, вариативностью и дифференциацией – является открытость, преемственность всех ее ступеней.

Содержание

Введение
3
Глава 1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ
5
Дошкольное образование
5
Начальное образование
6
Среднее образование
11
Высшее образование
15
Высшее образование – «короткий цикл»
17
1.4.2. Высшее образование – «длинный цикл»
19
Глава 2. СИСТЕМА ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
22
2.1. Система дошкольного образования
22
2.2. Система общего среднего образования
22
2.3. Система профессионально-технического образования
25
2.4. Система среднего специального образования
26
2.5. Система высшего образования
27
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Сравнительный анализ образовательных систем Беларуси и Франции.docx

— 57.20 Кб (Скачать файл)

1. Отделения высшего технического  образования в лицеях. Они готовят  к получению ВТS (breret de technichien superieur) – диплома о высшем техническом образовании. В некоторых классах лицеев готовят в течение двух лет к получению аттестата о высшем техническом образовании (АВТ). Однако по некоторым специализациям существует испытательный год. Зачисления на эти отделения производятся согласно школьному досье до получения степени бакалавра. Абитуриенты должны сдать экзамены на бакалавра по специальности, которую они выбрали.

2. Университетские технологические  институты (institut universitairedetechnologie) существуют при университетах и ведут к получению DUT (diplome universitairedetechnologie) – университетского технологического диплома. Основная цель выдаваемого диплома - обеспечить заинтересованным лицам профессиональную классификацию. Они обеспечивают в рамках университетов общую и технологическую краткосрочную подготовку в промышленном секторе и секторе услуг. Они доступны для абитуриентов, обладающих степенью бакалавра либо равнозначной ему, для поступления на выбранную ими кафедру и утвержденных приемной комиссией после прохождения конкурса аттестатов или собеседования. Продолжительность обучения 2 года. Перевод на второй курс утверждается заведующим кафедрой после совещания с преподавательским составом, организованным в комиссию. В случае неудовлетворительных результатов студент может быть отчислен или допущен к повторному обучению. В случае исключения дается ориентация по профориентации. Повторно можно обучаться лишь на одном из курсов. После окончания обучения выдается диплом, который содержит оценку по преподававшейся специализации и выбранному направлению, если оно было.

3. Специализированные школы  готовят в течение 2-х лет или 3-х лет по специальностям здравоохранения  и для социальных служб: акушерок, медсестер и т.п. Специализированные  высшие школы. Существуют различные  подготовительные классы для  поступления в высшие научные  школы: классы биологии, математики, технические подготовительные классы, по физиологии. Классы подготовки  в высшие школы (КВПШ) готовят  к специализированному долгосрочному  высшему образованию. Каждая школа  выдает свой диплом. Дипломы инженера  могут выдавать лишь государственные  и частные школы, получившие на  это разрешение. Для того чтобы  определить уровень подготовки  какой-либо французской школы, нужно  принимать во внимание:

уровень приема, учитывая степень подготовки (бакалавр) и отбор при зачислении;

сложность вступительных экзаменов. Уровень конкурса устанавливается каждый год исходя из результатов, достигнутых учащимися;

продолжительность обучения (1,2,3,4 года).

Помимо этого, «высшие школы отличаются высоким уровнем получаемого в них образования»[1].

1.4.2. Высшее образование, «длинный» цикл

В развитых странах практически завершено внедрение трехступенчатой модели организации стационарного послесреднего образования. Она представляет собой три более или менее самостоятельных и вместе с тем взаимосвязанных цикла обучения. Каждый цикл рассматривается как одна из ступеней высшего образования и завершается предоставлением соответствующего диплома.

В университетах и приравненных к ним высших школах первый цикл закрепляет общеобразовательные знания, полученные в школе, и закладывают первоначальную основу подготовки квалифицированного специалиста по избранному профилю образования. Сеть автономных специализированных учебных заведений с 2-3- летними сроками обучения интенсивно развивается на уровне первого цикла. Первый цикл готовит специалистов среднего звена.

Доступ к первому циклу имеют бакалавры. По окончанию двух лет обучения выдается диплом общеуниверситетского образования (ДОУО) или диплом научно-технического университетского образования (ДНТУО), оба государственные. ДОУО являются классическими или обновленными и могут сосуществовать в одном университете, но по разным дисциплинам. Отличие ДОУО в том, что они «многопредметны» и более узкие специальности. Они содержат оценки по предметам, которые подразделяются на разделы. Например: право, экономические науки, литература и искусство.

Основная цель диплома о научно-техническом университетском образовании (ДНТУО) – обеспечить заинтересованным лицам профессиональную квалификацию, поэтому университеты приглашают преподавателей, ведущих практическую деятельность по той или иной специальности диплома. Специалисты готовятся для работы в промышленности и сфере услуг.

Второй цикл дает законченное высшее образование по конкретной профессии (инженер, юрист и т.д.). После двух-трех лет учебы на этом цикле студент получает степень бакалавра. Затем, кто желает повысить свою квалификацию и получить степень магистра, занимаются еще 1-2 года, сдают экзамен по ряду дисциплин на повышенном уровне и представляют диссертацию, аналогичную по уровню хорошей дипломной работе выпускника российского вуза.

Третий цикл предназначен для тех, кто уже получил степень магистра. Это могут быть студенты, только что окончившие второй цикл обучения и проявившие наибольшие успехи в учебе, самостоятельность мышления, способность к усвоению сложного теоретического материала, склонность к исследовательской или конструкторской работе. Образование третьего цикла получают также магистры, уже проработавшие несколько лет и стремящиеся к более высокому социальному и академическому статусу. Успешное завершение обучения на третьем цикле дает степень доктора наук. Получившие эту степень ориентируются на научно-исследовательскую или опытно- конструкторскую деятельность, а также на преподавание в высшей школе. По окончании третьего цикла выдается:

диплом о высшем специализированном образовании (ДВСО), высокоспециализированная исследовательская работа в течение одного года, готовящая непосредственно к профессиональной деятельности.

диплом о расширенном образовании (ДРО) после первого года доктората, необходимого для продолжения подготовки диссертации, т.к. ДРО, в отличие от ДВСО, является настоящим посвящением в исследовательскую работу, путь к которой он открывает. Срок работы над диссертацией – от 2-х до 4-х лет. Различные сроки обучения при докторате отныне приведены в единый ритм (с отменой государственного доктората), и в принципе учебные заведения не могут выдавать этот диплом, если запись на докторат была сделана после установления нового режима.

университетские дипломы об исследовательской работе, не признаваемые в общегосударственном масштабе.

«Каждый цикл, согласно своим целям, являются частью профессиональной ориентации, общей подготовки, приобретения профессиональной квалификации, научной работы, личного развития, подготовки к осознанию своих обязанностей, работа в индивидуальном порядке и в коллективе»[1, с.4].

 

 

 

 

Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1.Система дошкольного  образования

В Беларуси каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Реализовать его в полной мере позволяет сложившаяся в стране многоступенчатая образовательная система[8, c.9].

В его структуру входит сеть дошкольных учреждений, такие  как ясли, ясли-сад, детский сад, санаторный ясли-сад, санаторный детский сад, дошкольный центр развития ребенка. Дошкольные учреждения посещают дети раннего возраста (от 2 месяцев до трех лет) и дошкольного возраста (от трех до приема в учреждения общего среднего образования (6 -7 лет)). Время пребывания воспитанников в учреждениях  дошкольного образования в соответствии с запросами законных представителей  составляет от 2 до 24 часов[8, c.187].

Воспитанники объединяются в группы:

первого раннего возраста (до одного года);

второго раннего возраста (от одного года до двух лет);

первую младшую (от двух до трех лет);

вторую младшую (от трех до четырех лет);

среднюю (от четырех до пяти лет);

старшую (от пяти до семи лет);

разновозрастную (от одного года до семи лет).

Основными формами организации образовательного процесса является игра, занятие.

2.2. Система общего  среднего образования

Общее среднее  образование - следующий этап в получении образования в Республике Беларусь. Обучение на этом уровне начинается с 6 лет.

Современная модель общего среднего образования включает в себя три ступени:

Iступень –начальное образование (1- 4 классы);

II ступень – базовое образование (5-9 классы);

IIIступень – среднее образование (10 – 11 классы).

I и  II ступени общего среднего образования составляет общее базовое образование, которое является в Республике Беларусь обязательным.

I, II и IIIступениобщего среднего образования составляет общее среднее образование.

Срок получения общего базового образования составляет девять лет, общего среднего образования одиннадцать лет [8, c.204].

Получить его можно в общеобразовательных школах, гимназиях и  лицеях[8, c.204].

Базовые общеобразовательные школы (осуществляют обучение на I, IIступенях общего среднего образования)  и средние школы  (осуществляют обучение и воспитание на I, II, IIIступенях общего среднего образования)  реализуют образовательные  программы общего среднего образования.

Гимназии – это учреждение общего среднего образования, функционирующие в составе V-XI классов,  осуществляют обучение и воспитание на II, IIIступенях общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне. Для поступления в гимназии по окончании 4 класса  законные представители учащихся подают заявление на имя директора гимназии и проходят конкурсный отбор в виде экзаменов по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика» и годовых отметок по ним, полученные участвующими в конкурсе лицами по завершении обучения и воспитания на Iступени общего среднего образования.

 Лицей – это учреждение  общего среднего образования , функционирующее  в составе в составе X-XIклассов, в котором осуществляется обучение на и воспитание на IIIступени общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне. Прием в Xкласс  лицея осуществляется на конкурсной основе в зависимости от выбранного направления. Направлений может четыре: филологическое, обществоведческое, химико-биологическое, физико-математическое.

По окончании обучения учащиеся на IIступени  общего среднего образования  учащиеся сдают 4 обязательных выпускных экзамена по учебным предметам: «Белорусский язык »  (в письменной форме), «Русский язык» (в письменной форме), «Математика» (в письменной форме), «История Беларуси» в устной форме.

Общее базовое образование дает право на продолжение образования на IIIступени общего среднего образования, а также на уровне профессионально-технического и среднего специального образования.

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования сдают 4 выпускных экзамена. Из них обязательными являются: «Математика» в письменной форме, «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащихся) в письменной форме, «Иностранный язык» в устной форме. Четвертый выпускной экзамен – по выбору учащегося.

Документом, подтверждающим освоение обучающимися содержания соответствующей  образовательной программы являются: свидетельство об общем базовом образовании (по окончании обучения на II ступени общего среднего образования) и аттестат об общем среднем образовании (по окончании обучения на IIIступени общего среднего образования).

Общее среднее  образование дает право на продолжение образования на уровне профессионально-технического и среднего специального, высшего образования.

В последние годы в учебных заведениях Республики Беларусь существует 10-балльная система оценки знаний.

Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Образовательный процесс  организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю  и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения.

2.3.  Система  профессионально-технического образования

В Республике Беларусь существует развитая сеть учебных заведений в системе профессионально-технического образования. В настоящее время она включает в себя профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи. Они предоставляют профессионально-техническое и общее среднее образование с присвоением квалификации рабочего по массовым профессиям и выдачей диплома о профессионально-техническом образовании[8, c. 243].

Срок получения профессионально-технического образования в дневной форме получения образования составляет:

- на основе базового  образования без получения общего  среднего образования  - от одного  года до двух;

- на основе общего базового  образования с получением общего  среднего образования – от  двух лет шести месяцев до  трех лет;

- на основе общего среднего  образования – от одного года  до двух[8, c.246].

Образовательный процесс при реализации программ образовательных программ профессионально-технического образования организуется по годам. Учебный год делится на два полугодия. Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Не менее 40 % от общего количества часов, отводимых на реализацию образовательных программ профессионально-технического образования,  составляет производственное обучение.

Информация о работе Сравнительный анализ образовательных систем Беларуси и Франции