Сравнительный анализ основных типологий темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взаимоотношений друг с другом интересовала людей с древних времен. Люди пытались понять, почему они такие разные. Разобраться в себе. Одним из первых, кто попытался как-то классифицировать людей по типам и объяснить их поведение в зависимости от этого типа, был Гиппократ. Уже тогда (и еще раньше) человечество задумывалось о причинах ссор и разногласий. А в последнее время изучение темперамента и его свойств стало еще более популярным среди людей всех возрастов.
Рассмотрим такой пример. Юноша и девушка недавно
познакомились и в скором времени решили пожениться. Сначала
они были на седьмом небе от счастья, но через несколько месяцев
начали возникать разногласия, мелкие ссоры по пустякам. А потом
нередко бывали и довольно крупные ссоры со всеми вытекающими
отсюда последствиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Понятие «темперамент»………………………………………………………….5
2. Гуморальные теории……………………………………………………………...7
3. Морфологические теории……………….………………………………………..9
а) типологическая модель Э. Кречмера…………………………………………….9
б) типологическая модель У. Шелдона…..…………………………………………18
4. Нейродинамические теории……………..………………………………………22
а) учение И.П. Павлова……………………………………………………………….22
б) исследования В.Д. Небылицына………………………………………………….24
5. Факторные теории темперамента………………………………………………25
6. Сравнительный анализ теорий темперамента………………………………..28
7. Темперамент и деятельность…………………………………………………….29
8. Темперамент и характер…………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...32
СЛОВАРЬ……………………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по общей психологии на тему_ «Сравнительный анал.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Как выяснилось в дальнейших исследованиях (например, в исследованиях Г. Айзенка), существует аналогия между преобладанием первичной функции и экстраверсией и между преобладанием вторичной функции и интроверсией в поведении индивидов. В отличие от гуморальной и конституциональной теории, в границах этих исследований было высказано утверждение, что каждое свойство, которое входит в темперамент, имеет индивидуальную степень выраженности. Поэтому в человеческой популяции существуют индивиды с разной степенью выраженности того или другого свойства. Как подчеркивала А. Анастази, этот подход дал возможность утверждать, что распределение признаков темперамента происходит вдоль беспрерывной шкалы. Ч. Спирмен применил факторный анализ, с помощью которого попробовал сводить большое количество свойств к небольшому числу наиболее важных в психическом составе индивида. Так, благодаря использованию факторного анализа появились в психологии факторные теории темперамента, построение которых продолжили Гилфорд, Л. Терстоун, Г. Айзенк и прочие. Надо подчеркнуть, что слово "фактор" в психологии начал использоваться не в математическом понимании, а в том первоначальном значении, которое означает движущую силу, как причину явления, процесса. Иначе говоря, факторы в структуре формально-динамических составных психики -темпераменте, выступают причинами проявления его свойств в поведении индивида. Дж. Гилфорд, используя метод анкетирования на протяжении 20-ти лет, создал 13-ти факторную теорию темперамента. В основу, как известно, были положены полярные проявления свойств, или, точнее говоря, одно свойство, которое может иметь или минимальную, или максимальную степень выраженности у субъекта. Такими факторами Гилфорд считал:

  1. Активность.
  2. Доминантность.
  3. Мужество.
  4. Уверенность в себе.
  5. Самообладание.
  6. Общительность.
  7. Рефлексивность.
  8. Депрессия.
  9. Эмоциональность.
  10. Сдержанность.
  11. Беспристрастность.
  12. Доброжелательность.
  13. Толерантность.

Основным недостатком в теории 13-ти факторов темперамента считается  отсутствие четкой границы между  стойкими свойствами, которые проявляются  независимо от обстоятельств, и пластическими свойствами, которые, наоборот, формируются во время развития индивида. Здесь мы снова встречаем "смесь" тех составных, одни из которых относятся к темпераменту, а другие к характеру человека.

7-ми факторную теорию темпераментов разработал Л. Терстон. Он тоже использовал анкетный метод и выделил такие факторы:

  1. Активность.
  2. Энергичность.
  3. Импульсивность.
  4. Доминантность.
  5. Стабильность.
  6. Социабельность.
  7. Рефлексивность.

Терстоун использовал  такой же прием, как и Гилфорд. Каждый фактор имеет два полюса выраженности -минимальный и максимальный. Измеряя степень выраженности того или другого фактора в баллах, Терстоун предложил графическое изображение - профиль темперамента. Сравнение лишь нескольких факторных теорий позволяет обратить внимание на то, что к свойствам темперамента относятся разные качественные и количественные показатели. Среди них есть как постоянные, стойкие свойства, так и изменяющиеся свойства. Но большинство исследователей темперамента сходятся на том, что свойства темперамента - это формально-динамические свойства, которые остаются неизменными на протяжении жизни. Поэтому факторные теории, возвратились к главному толкованию: темперамент - это сложная смесь свойств, которые у каждого индивида все же находятся в надлежащем отношении.

 

 

 

 

  1.  Сравнительный анализ теорий темперамента

 

Рассмотренные выше теории темпераментов  несогласованны между собою и  отличаются одна от одной. Прежде всего  возникает вопрос: с чем имеют  дело исследователи - с типами или  типологическими группами? Дальше, имеет ли значение количество типов (групп) и их порядок? Эти вопросы имеют важное значение в понимании природы и сущности темперамента. Вопрос о количестве типов, исходя из факторных теорий, не имеет значения и вообще, как считает А. Анастази, эти вопросы бессмысленны. Но при всей бестолковости, почти все исследователи, начиная от Гиппократа, сводят количество типов к конечному числу. Так, например, последователь Гиппократа, Гален сначала выделяет девять типов темпераментов, но в дальнейшем отдает предпочтение четырем типам и сохраняет верность типологии Гиппократа. Э.Кречмер выделяет четыре конституциональных типа (лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик), хотя у него был еще один тип, названный неопределенным. Но в дальнейших исследованиях Кречмер рассматривает лишь три типа. Аналогичным образом поступает У. Шелдон. Выделив четыре типа (висцеротоник, соматотоник, цереребротоник, смешанный), Шелдон для рассматривания оставляет три. И. П. Павлов сначала выделяет три типа ВНД (возбудимый, центральный, тормозной). Выделив в центральном типе две модификации, Павлов получает четыре типа, которые согласовывает со старинной классификацией. Четыре типа остаются и у Г.Айзенка, который положил в основу по два полярных фактора: екстраверсия - интроверсия, стабильность - тревожность. Такое же количество оставляет К. Леонгард на основе клинических исследований акцентуированных личностей. П. В. Симонов, используя схему четырех мозговых структур, находит новое объяснение происхождения четырех классических типов, выделенных Гиппократом. Накопленные факты показывают, что в большинстве теорий исследователи как будто привязаны к конечному числу типов, которое равняется четырем. Это нельзя назвать случайным совпадением. Условие, что число типов должно равняться четырем, никаким образом не вытекает ни из одного подхода, приведенного выше. Как справедливо отмечал В. Д. Небылицин, древность научной теории еще не говорит о ее правильности. По всей видимости, вопрос о количестве типов (ли групп?) к настоящему времени в приведенных выше теориях еще не получил удовлетворительного ответа, хотя для построения научной теории темпераментов он имеет принципиальное значение. Не менее запутанным оказался вопрос о порядке типов. Как известно, Гиппократ расположил выделенные им типы в линейном порядке. При том он считал холериков и флегматиков противоположными типами, а сангвиников и меланхоликов разместил между ними. Сангвиники располагались за холериками, а меланхолики перед флегматиками. У Кречмера также имеет место линейное расположение в следующем порядке: пикник, лептосоматик, атлетик, диспластик и неопределенный. В более компактном расположении с учетом признаков, которые напоминают психические заболевания, Кречмер сохраняет линейный порядок типов, ограничивая ряд тремя, но меняет их порядок. На одном крае находится циклотимик (пикник), на противоположном шизотимик (лемтосоматик), а между ними находится иксотимик (атлетик). Шелдон размещает на одной стороне тяжелого и мешковатого ендоморфа (висцеротоник), а на противоположной хрупкого и тонкого ектоморфа (церебротоник). Между ними находится стройный и крепкий мезоморф (соматотоник). И. П. Павлов сохраняет линейное расположение типов нервной системы. Причем крайними Павлов считал сильный "безудержный" (холерик) и слабый "тормозной" (меланхолик) типы. Между ними находятся сильный уравновешенный инертный (флегматик) и сильный уравновешенный подвижный (сангвиник) типы. Флегматик в этой схеме располагается за холериком, а сангвиник перед меланхоликом. В отличие от предшествующих линейных схем Г. Айзенк разместил четыре типа темперамента по этому же “кругу”. Простое сравнение разных схем позволяет обнаружить несогласование между ними Как видно из таблицы, схемы Кречмера и Шелдона несогласованы со схемой Гиппократа и между собою. Эти схемы, как говорилось выше, неоднократно критиковались за их непоследовательность деления на типы. Кроме того, несогласование с типами Гиппократа еще раз говорит о том, что конституциональные теории не дают удовлетворительного объяснения связи строения тела с темпераментом. Такое же несогласование наблюдается между схемами Гиппократа и Павлова.

Порядок типов темпераментов  в линейных схемах

Автор

Порядок типов

Гиппократ

холерик

сангвиник

меланхолик

флегматик

Кречмер

пикник (сангвиник)

атлетик (флегматик)

лептосоматик (меланхолик)

Шелдон

висцеротоник (сангвиник)

соматотониик (холерик)

церебротоник (меланхолик)

Павлов

сильный неуравновешенный (холерик)

сильный уравновешенный инертный (флегматик)

сильный уравновешенный подвижный (сангвиник)

слабый (меланхолик)


 

 

7. Темперамент  и деятельность

 

Динамические черты  личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и  особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в  нормальной, несстрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.

В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов.  Были проведены исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Перед сангвиником следует  непрерывно ставить новые, по возможности  интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь  в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать  с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония.  Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол. Отрицательную оценку следует использовать как можно  осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

От темперамента зависит, каким способом человек реализует  свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

 

 

 

 

 

8. Темперамент и характер

 

Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент  ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой  и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости  и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется  под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Процесс изучения этой темы был очень интересен для меня. Было увлекательно тестировать людей. Особенно интересно было, когда я  тестировала знакомого мне человека. Я знала все его привычки и повадки и уже сама давала ему определенный темперамент; и при тестировании темперамент оказывался таким же! Изучив материал, я уже могу, в общем, по внешнему виду человека определить его темперамент, конечно же, не всегда точно. А знание темперамента человека дает мне возможность правильно общаться с ним. Например, если это холерик, то он - суетливый человек, не любит медлительность, его привлекает все новое, он не может усидеть на одном месте. Я тоже холерик, и уже буду знать, что мне с таким человеком будет легко общаться, мы поймем друг друга с полуслова. А если мой собеседник или партнер флегматик, то я уже знаю, что его не следует торопить, перебивать; это обстоятельный человек, он не любит спешки и суеты. И не действуя ему на нервы, я смогу установить с ним контакт. Меланхолики же очень нежные и ранимые натуры, любое грубое или сказанное не к месту слово может их легко обидеть и задеть. С такими людьми надо обходиться очень бережно и осторожно.

Значит, если, изучив тему, я ее освоила и поняла, я могу передать свой опыт другим и научить их тем самым проще общаться с людьми, найти новых друзей и не потерять старых. То же самое применимо и ко мне. Также я могу постараться уладить конфликт между людьми, определив их темперамент и объяснив, почему они себя так ведут. Я могу посоветовать им обратить внимание на особенности друг друга и считаться с ними, а не отбрасывать их в сторону. Мы живем в обществе и зависим от него, поэтому нам следует учиться понимать друг друга, прислушиваться не только к себе, но и к окружающим, тогда будет меньше ссор и конфликтов и мы будем меньше тратить свое здоровье и свои нервы.

Таким образом, знание изученного материала дает возможность легче  устанавливать социальные контакты и проще улаживать конфликты. Вообще, эта тема мне очень понравилась и мне было интересно работать над ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛОВАРЬ

 

АУТИЗМ - уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией.

Информация о работе Сравнительный анализ основных типологий темперамента