Сравнительный анализ семейных пар, проживающих в гражданском браке и семейных пар, состоящих в официально зарегистрированном браке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление удовлетворенности браком между супружескими парами, проживающими в гражданском браке и супружескими парами, состоящими в официально зарегистрированном браке;
Гипотеза исследования: зависит ли удовлетворенность браком от того является ли брак официально зарегистрированным либо гражданским;
Предмет исследования: сравнительный анализ семейных пар, проживающих в гражданском браке и семейных пар, состоящих в официально зарегистрированном браке;
Объект исследования: удовлетворенность браком;
Задачи исследования: - изучение теоретического материала по проблеме исследования;
- подбор психодиагностического материала;
- проведение эмпирического исследования удовлетворенности браком и семейного климата;
- анализ и обобщение полученных результатов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические подходы в изучении проблем брака и семьи…...5
Брак……………………………………………………………………8
1.2.Семья. Сущность, структура и функции современной семьи………..10
1.3. Студенческая семья как особая категория молодых семей………….17
1.4. Конфликты, развод как социальное явление, способы разрешения конфликта в семье.....................................................................................................23
Выводы……………………………………………………………………….34

Глава II. Эмпирическое исследование удовлетворенности
браком и конфликтности молодых супружеских пар.
2.1. Характеристика выборки………………………………………………35
2.2. Методы исследования…………………………………………………..35
2.3. Интерпретация полученных результатов…………………………...…35
Заключение…………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

      Лучший  пример - это  пример  родителей.  В  большинстве  случаев  дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная  функция  на  этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

      Если говорить  о ребенке,  то  в  семье  он  получает  первые  трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому,  приобретает опыт заботы о родителях, братьях и  сестрах,  а  главное,  учится  разумному потреблению материальных и духовных благ.

      Эффективность  семейного  воспитания  зависит,  с  одной  стороны,  от социально-экономического  потенциала  семьи,  с  другой  —  от  нравственно-психологического климата[41].

      Семья оказывает  влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале жизненного пути,  когда  закладываются  нравственные, психологические,  эмоциональные  основы   личности.   Как   никакая   другая социальная  группа,  семья  обладает  огромным  диапазоном   воспитательного воздействия. Это особенно доверительная нравственно-эмоциональная  атмосфера между ее членами, наглядный пример родителей в  выполнении  общественных  их семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на  интересующие  их темы, наконец, авторитет родителей в  решении  ряда  сложных  и  важных  для ребенка и подростка проблем и т.д.

      Семья легче  и эффективнее всего осуществляет индивидуальный  подход  к человеку, вовремя замечает просчеты в воспитательной  деятельности,  активно стимулирует  проявляющиеся  (порой  очень  рано)  положительные  качества  и борется с отрицательными чертами характера. При этом если учитывать, что  на первые  годы  жизни  ребенка  приходится  ряд  важных  «сенситивных   пиков» развития  (эмоций,  познавательной  активности,  характера),   то   значение семейного воспитания оказывается практически незаменимым  компонентом  среди других социальных институтов. Вот почему,  упуская  возможности  воздействия на ребенка в дошкольные годы, семья часто лишается их вообще.

      Конечно, у  каждой семьи, каждого взрослого  свои формы и  свои  пределы возможностей работы с  детьми.  Это  зависит  не  только  от  экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда  от  педагогических  способностей  того  или  иного  родителя  (они  могут   быть направлены и на воспитание ханжеских и корыстных качеств).  Эти  возможности определяются  всей  совокупностью  духовно-нравственных,   личностных   черт каждого из супругов и членов семьи, ее морально-психологической атмосферой.

      Подлинный  авторитет завоевывается не просто  дидактическими назиданиями (как это пытаются делать в семье, а  особенно  в  школе),  а  своим  образом жизни, поведением. Обычно такой авторитет  не  подвержен  никакой  инфляции. Авторитет  же   силы,   зависимости,   страха   легко   переходит   в   свою противоположность,  как  только  лишается  своих   подпорок.   Например,   у подростка появляется физическая сила, и родители  уже  не  в  состоянии  его наказать.  Или:  молодой  человек  начинает  сам,   любыми   путями,   порой нечестными,  добывать  деньги,  и  родители  не  могут,  как  раньше  своими подачками,  заставить  его  «уважать»  себя,  прислушиваться  к  их  мнению. Проблема нравственного внутрисемейного авторитета очень важна  и  актуальна,

так как ее решение выходит далеко за рамки семьи и школы.

      Настоящее  воспитание в семье — большой труд: и физический, когда  мать ухаживает  за  малышом,  и  умственный,  когда  речь  идет  о  его  духовном развитии.  К  сожалению,  это  требование  в  должной  мере  не   осознается обществом   (воспитание   недостаточно    стимулируется    материально,    а нравственная  и  социальная   ценность   труда   матери-воспитательницы   не приравнена ни в  общественном  мнении,  ни  в  трудовом  законодательстве  к профессиональному труду), да  и  самой  семьей,  которая  часто  воспитывает (иногда и неплохо) лишь своим «бытием»[6].

      Восстановительная  функция  семьи  состоит  в  поддержании   здоровья, жизненного  тонуса,  организации   досуга   и   отдыха,   семья   становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на  заботливое отношение родных и близких.  Для  этого  требуется  не  только  нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда  и  отдыха,  режима

питания и прочее.

       Организация  досуга играет большую роль  в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных  сил  человека.  Часто  досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ,  слушает  музыку  и  т.д. это   является   пассивным   отдыхом.   Человек   нуждается    в    активном отдыхе–путешествия, прогулки. Это  приносит  больше  здоровья  для  семьи  в целом и каждого её членов.

      Под  структурой  семьи  понимается  совокупность  отношений  между  ее членами, включая помимо отношений родства и систему  духовных,  нравственных  отношений, в  том  числе  отношений  власти,  авторитета,  и  т.д.  Выделяют авторитарную   структуру,   где   семьи   делятся    на    авторитарные    и демократические. Аналог этому –деление на  патриархальные,  матриархальные  и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают  лидирующее положение в развитых странах15].

      Ролевое  взаимодействие в  семье  есть  совокупность  норм  и  образцов

поведения одних членов семьи  по  отношению  к  другим.  Традиционные  роли, когда женщина  вела  домашнее  хозяйство,   воспитывала  детей,  а  муж  был хозяином,    собственником    имущества    и    обеспечивал    экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день  подавляющее  число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом  обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных  решениях.  С  одной  стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности  супругов,  но  с другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.

      Основой современного брака становятся не экономические или  статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Студенческая семья  как особая категория молодых  семей

Студенческая семья... Десять лет назад семейный студент был редкостью, исключением. Как правило, это были молодые люди, отслужившие в армии, живущие с родителями или после свадьбы снимающие «угол». Все семейные проблемы, материальное обеспечение и т.д. решались самостоятельно этой парой. Единственное, в чем шли навстречу такому студенту (студентке), – прощали снижение его общественной активности, понимая, что это происходит за счет увеличения хлопот и забот в семье. В основном семейные союзы заключались ребятами, пришедшими из армии или закончившими подготовительное отделение. В.А. Каблуков пишет, что за годы совместной учебы ребята узнавали друг друга и уже на первом-втором курсах женились. Брак в институте между слушателями подготовительного отделения был очень распространенным явлением, но сейчас он уже не является типичным. Сегодня смело начинают строить семьи студенты всех курсов, уверенные в том, что даже с ребенком на руках они сумеют окончить институт, стать специалистом с высшим образованием.

Как видим, студенческая семья – достаточно сложный и еще малоизученный объект исследования. В нашем исследовании под студенческой семьей понимается такая семья, в которой оба супруга – студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т.е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 3 лет [3].

Сегодня исследователи студенческой семьи отмечают, что семейные студенты и учатся не хуже других студентов и воспитывают детей не хуже опытных родителей. Вне зависимости от нашего желания, пишет П.П. Звидриньш, число женатых и замужних студентов растет, и это устойчивая тенденция, а вовсе не исключение.

Можно с уверенностью утверждать, что прочность семьи базируется на взаимной любви, общности интересов, способности к сопереживанию, заботливом и уважительном отношении друг к другу.

В наше время нет и не может быть национального или какого-либо другого, например, социального барьера для заключения брака. Поэтому, выбирая себе спутника жизни, юноша или девушка стремится найти в нем черты характера, импонирующие ему или ей.

Идеальный вариант мы имеем в студенческой среде. Молодые люди, поступив в институт, объединены общностью взглядов, интересов, общей целью. 
Они практически постоянно находятся вместе: на занятиях, в общежитии, совместно проводят досуг и т.д. Поэтому понятна и причина их выбора себе в мужья или жены именно однокурсника (однокурсницу).

Как правило, вступление в брак для студенческой молодежи не является опрометчивым решением. Бывает, конечно, что женятся и 18-19-летние. Понятна тревога родителей за судьбу своих детей. Но боязнь того, что, создав семью, студенты обязательно оставят учебу, не должна пугать родителей. В ходе опроса студентов Киевского политехнического Университета выяснилось, что намерения оставить учебу после вступления в брак или после появления ребенка нет ни у кого из семейных студентов. Ко всему и успеваемость у семейных студентов стабилизируется, учеба становится более организованной. В.А. Каблуков пишет, что, наблюдая за приезжающими на встречу через пять-десять лет выпускниками, можно заметить, что наиболее удачные браки у тех, кто создал семью в институте.

Статистика свидетельствует, что к возрасту 25 лет в брак вступают более 80% женщин и около 70% мужчин. Студенты не являются исключением. 
Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление последних создать семью в наиболее благоприятные для этого годы.

По данным «Службы семьи», сегодня до 20 лет выходят замуж более 55% девушек. Главной причиной ранних браков (по данным опроса, проведенного работниками одного из ЗАГСов) среди девушек является страх остаться одной. 
Если учесть еще, что в стране каждый четвертый-пятый одинокий, и это обстоятельство весьма серьезное, то понять молодежь нетрудно .

Студенты заключают браки чаще всего на старших курсах, когда близится окончание ВУЗа и распределение на работу (хотя бы для одного из супругов). 
Возраст вступления в брак у мужчин 22-24 года, у женщин – 20-22. Наиболее многочисленную группу составляют семейные пары со стажем от года до двух лет (39.8%), чуть меньшую – со стажем до одного года (37.7%). Остальные 
(22.5%) имеют стаж семейной жизни более двух лет.

Нередко студенты полагают, что во время обучения в ВУЗе города легче создать семью, особенно женщинам, так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, с изменением места жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий и т.д.).

Специалисты утверждают, что социальное происхождение супругов, место их рождения, состав и величина родительской семьи в большей степени могут сказываться на характере семейных отношений супругов, чем их национальная принадлежность. Наследование сходных образцов и норм поведения, распространенных в среде, где выросли будущие супруги, способствует более полному взаимопониманию и единству интересов.

Молодые семьи наследуют многие образцы семейной жизни родителей. Как правило, те, кто оценивают брак родителей как идеальный, так же подходят и к своему браку. И чем больше конфликтов было в родительских семьях, тем чаще они возникают и в семьях детей. Родители, чье супружество сложилось благополучно, дают детям самый наглядный и убедительный пример того, как должна строиться совместная жизнь мужа и жены.

Поэтому, как видим, значение личного примера родителей для будущей семейной жизни детей очень велико. Психологические установки относительно числа детей в семье, распределение обязанностей между супругами во многом носит традиционный характер. Однако молодости свойственно стремление к новому, собственному пониманию ценностей брака. Студенческим семьям, например, присущи иные подходы к вопросам лидерства в семье, здоровья, психологического комфорта, свои особенные ценностные ориентации. И в то же время, слабая подготовка молодых людей к супружеству и семейной жизни, психологические перегрузки и повышенные требования к брачному партнеру нередко приводят к конфликтам, которые разъедают семейные устои.

В молодежной среде, в том числе и студенческой, достаточно широко распространены добрачные интимные связи. Почти 70% студентов ВУЗов считают добрачные сексуальные отношения допустимыми. Констатируя факт широкого распространения добрачной половой жизни студентов, следует все же отличать интимную связь влюбленной пары от половой распущенности некоторых молодых людей. Если оценивать причины добрачного сексуального общения, то следует заметить, что большинство студентов допускают возможность вступления в сексуальные связи только с любимым человеком. И лишь немногие не видят никаких препятствий для полной свободы добрачных отношений. Большинство студентов считают добрачную близость допустимой и нравственно оправданной, если ей сопутствует любовь и планы будущего заключения брака. Больше половины опрошенных семейных пар составили такие, где супруги были знакомы до брака от года до трех лет.

Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.

Было доказано, что преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания.

В работах советских социологов С.И. Голода, З.И. Файнбурга, А.Г. 
Харчева и других отмечается довольно большое разнообразие мотивов, лежащих в основе принятия решения о вступлении в брак: это и любовь, и общность интересов, и совпадение вкусов, стилей жизни, материальные соображения, случайность и пр. При этом каждый специалист пользуется своим «набором» наиболее значимых с его точки зрения мотивов.

Любовь как эмоциональная основа брачного союза преобладает над другими мотивами. В браке любовь остается для большинства супругов высшей ценностью. Сохранение взаимной любви супругов в браке считается одной из субъективных характеристик успешного функционирования семьи. На основе сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации. Характер и сила чувств определяют уровень «социального оптимизма» супругов-студентов, а именно: невосприимчивость к внешним неблагоприятным для семьи условиям существования, в первую очередь материально-бытовым[8].

Информация о работе Сравнительный анализ семейных пар, проживающих в гражданском браке и семейных пар, состоящих в официально зарегистрированном браке