Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 13:57, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть типы дизонтогенеза.
Задачами данной работы являются:
1. Сравнить типы дизонтогенеза
2. Составить коррекционно-развивающее занятие при задерженном типе дизонтогенеза.
Введение ………………………………………………………………………..3
Сравнительный анализ типов дизонтогенеза. ………………………………4
Конспект коррекционно-развивающего занятия при задерженном
типе дизонтогенеза……………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………
Факторы, вызывающие повреждение - ранний детский аутизм, комплекс внешних проявлений, может быть экзогенно обусловлен и иметь органическую природу, быть вторичного психогенного происхождения.
Вторичный психогенный аутизм формируется в ситуации депривации – сенсорной, когнитивной и эмоциональной. Может развиваться в разных ситуациях, при помещении ребенка в приют, концентрационные лагеря, при наличии сенсорных дефектов у ребенка. Первичный аутизм имеет генетическое сходство с шизофренией, протекает как процессуальное психическое заболевание или органическая патология Ц.Н.С.
Тип отклонения развития - клинический вариант – РДА.
Структура дефекта.
Д1 – недостаточность общего и психического тонуса (низкая психическая активность с тяжелой пресыщаемостью); повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражениям; но особенно к человеку.
Д2 – малая переносимость контактов со средой, людьми – самоизоляция.
Д3 – истинно невротические образования, вызванные чувством собственной неполноценности.
Сроки повреждения - наиболее выпукло проявляется в возрасте 3—5 лет.
Вид дизонтогенеза – дисгормоничное развитие
Основные проявления дизонтогенеза - этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или патологическое развитие личности. Дисгармоничность психики изначально обусловлена нарушениями в эмоционально-волевой сфере ребенка, при первично сохранном интеллекте. Для таких больных характерна неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего происходит сбой в поведении ребенка и его адаптации к окружающей среде. Особенности детей с психопатиями и патологическим развитием личности сказываются на их поведении, которое можно охарактеризовать словами: протест, демонстративные или агрессивные реакции, страх и негативизм.
Ребенку становится трудно приспособиться к обычным дисциплинарным требованиям, нарушается процесс его социализации, что, в свою очередь, в значительной степени усугубляет его личностную дисгармонию. Основной задачей психокоррекции детей с дисгармонигным развитием является гармонизация их личностной структуры, семейных взаимоотношений и решение актуальных психотравмирующих проблем. В основе нарушения поведения у детей с дисгармонией развития лежит недостаточность его произвольной регуляции. Трудности осознания своего поведения свойственны многим детям с дисгармонией психического развития. Это проявляется в слабой рефлексии, в незнании своих характерологических особенностей, а также в недооценке ребенком или подростком имеющейся психотравмирующей ситуации, способствующей дезорганизации его поведения.
Факторы, вызывающие повреждение - по своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.
Ядерную группу этих состояний составляют так называемые конституциональные психопатии, как правило имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии. Большинство психопатий формируются как клинически выраженные варианты в юношеском и зрелом возрасте.
На практике часто имеют место сложные сочетания биологических (генетических и экзогенно-органических) и социальных факторов, которые могут приводить к нарушению индивидуального развития на протяжении всей жизни.
Тип отклонения развития - клинический вариант – шизофрения.
Структура дефекта.
Д1 – относительное недоразвитие правого полушария при несколько опережающем развитии левого.
Д2 – расстройства психомоторики; эмоционально-волевой сферы (аутизм, эмоциональное уплощение, неадекватность поведения).
Сроки повреждения - врожденная или рано приобретенная диспропорциональность развития психики ребенка, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
2. Конспект интегрированного занятия для целевой группы детей 4 лет
Тема: «Веселый огородник»
Цель: Социально-средовая адаптация. Интеграция в общество.
Задачи:
Методическое пособие:
Демонстрационный материал - Фланелеграф с набором картинок, изготовленный руками родителей, набор фруктов и овощей;
Раздаточный материал – карточки с указателями, шаблон светофора, карточки: красного, зеленого, желтого цвета.
Предварительная работа:
Цель: Развитие тактильного восприятия, различать фрукты и овощи на ощупь;
Педагог: Дети, сегодня дедушка Матвей прислал нам письмо. В письме он просит приехать к нему в гости и помочь ему. Он живет в деревни, туда можно доехать на машине. Как проехать к нему он написал. Вот слушайте:
На дороге знаков много!
Их должны вы узнавать,
Правила движения должны, вы выполнять.
Вам помогут на пути
И проехать, и пройти
Эти знаки…
(Показывает карточки с изображением знаков). Давайте сядем в машину и поедем. (Движения по условным знакам).
Дидактическая игра «Светофор»
(Разложить сигналы светофора
так, чтобы можно продолжить
Педагог: Вот мы приехали.
Появляется дедушка (Приветствие, знакомство).
Педагог: Предлагает детям помочь подобрать одежду.
Дидактическая игра «Одежда для дедушки»
(Перед детьми разложена одежда: шапка, шарф, сапоги, куртка).
-Что оденем сначала?
Сапоги
-Что потом?
Куртку.
-Сколько рукавов у куртки?
Два.
-На что застегивается куртка?
На молнию.
-Какие застежки бывают у одежды?
Пуговицы.
-Что осталось одеть дедушки?
Шапку, перчатки.
(Педагог предлагает пройти в огород, помочь собрать урожай)
Упражнение «Овощи»
В огород мы побежим, (Бегают по кругу.)
Что растет там, поглядим. (Наклоны вниз.)
Огурцы играют в прятки.
А зеленый кабачок (Наклоны вправо, влево.)
Повернулся на бочок:
Сладко спит на грядке.
Как малыш в кроватке.
И зеленая стрела
Очень быстро подросла.
Жаль, нельзя взлететь стреле-
Крепко держит лук в земле.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем фрукты собирать (Хлопать в ладоши.)
Груши, яблоки и сливы,
Виноград и апельсины.
(Поднимают по очереди то правую, то
Всех знакомых угощать.
Педагог: Молодцы, дети. (Предлагает детям сесть за столы).
Педагог: Ребята, дед Матвей живет в большом доме, а около дома у него растет большой сад, и огород.
Педагог: Дети, а что растет в саду?
Ответы детей.
Педагог: помогите мне, пожалуйста, повесить на дерево фрукты.
(Дети прикрепляют на фланелеграф фрукты).
Педагог: Дети а, что растет в огороде?
Ответы детей.
Педагог: Помогите мне, посадить на грядке овощи.
(Дети прикрепляют на фланелеграф на грядку овощи).
Дедушка: Потрудились мы не зря пора и подкрепиться. Ну, я забыл, из чего варят щи. Помогите мне.
Игра «Сварим щи» (Совместно с педагогом закрепляют культурно-гигиенические навыки)
Дедушка: Спасибо! Без подарков вас не отпущу. Фруктами угощу.
(Приносит угощенье – фрукты).
Педагог: Мы, тоже приехали к тебе с подарком. Дарим тебе картину.
(Дети прощаются, садятся в машину и едут на игровую площадку).
Заключение
Задержанное психическое развитие может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хронические соматические заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного, натального и раннего постнатального периода). При этом задержка развития эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантах инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического). Замедление же темпа познавательной деятельности при соматических заболеваниях будет связано с хронической астенией (общей повышенной истощаемостью), при психогенных формах - в большей мере с явлениями микросоциальной и педагогической запущенности, при церебрально-органических, наиболее часто приводящих к трудностям в обучении, с одной стороны, с нейродинамическими (в первую очередь церебрастеническими) и энцефалопатическими (психопатоподобными, эпилептиформными и др.) расстройствами, а в ряде случаев - и с первичной недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций (праксиса, гнозиса, речи, памяти и т. д.).
Как показывают клинические данные, при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. При ранней детской шизофрении можно наблюдать как задержанное и искаженное развитие, так и более грубую форму - недоразвитие (так называемой «олигофренический плюс») и даже поврежденное развитие (при злокачественном течении процесса). Эта особенность позволяет рассматривать отдельные варианты дизонтогенеза не как самостоятельные независимые образования, а скорее как синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-либо ведущего.
Список литературы
1.Блейхер В.М., Крук И.В.
Боков С.Н. - Клиническая патопсихология,
Москва-Воронеж: Московский психолого-
2. Зейгарник Б. В. Патопсихология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 208 с
3. Лебединский В. В. Нарушения
психического развития в
Информация о работе Сравнительный анализ типов дизонтогенеза