Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 11:55, реферат
История любой области научного знания с большей или меньшей степенью убедительности свидетельствует, что ее возникновение всегда было обусловлено практическими потребностями людей. Не является исключением и становление этнологии как самостоятельной науки. Многочисленные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях не только о своей жизни, традициях и обычаях, но и о культуре окружающих народов. Наличие их знаний позволяет сейчас легче ориентироваться в окружающем мире, надежней и уверенней чувствовать себя в нем.
То обстоятельство, что этнография первоначально воспринималась как описательная наука, фиксирующая культурно-бытовые и социальные отличия между народами, прежде всего отличия неевропейских народов от европейских, породило представление о ней, как о науке, изучающей культурно отсталые народы. Вместе с тем особое внимание, которое уделяет этнография отжившим или отживающим явлениям культурной и социальной жизни этносов с целью ретроспективного анализа человеческой истории, объективно способствует оценке ее как науки о пережитках, следовательно, не имеющей будущего. Современная историческая практика свидетельствует об ошибочности такой оценки, поскольку интерес этнологии к традиционным основам жизни народов усиливается с обострением общей этнической ситуации во многих регионах мира. И сегодня (и в обозримом будущем) все этносы стремятся сохранить свои особенные черты, которые отличают один этнос от другого. А многочисленные этнические конфликты постоянно сохраняют потребность в изучении этих особенностей этнографией и теоретического обобщения ее данных этнологией.
Весьма важное значение для этнологических исследований имеет взаимосвязь этнологии с психологией. Психология, как известно, изучает психические состояния личности, стереотипы поведения и восприятия, психические отклонения, типичные характеры и является одной из наиболее, динамично развивающихся научных дисциплин. Внутри психологии проблемой взаимосвязи индивида с окружающей средой занимается социальная психология, знания которой зачастую оказываются полезными и для этнологии. Особенно это относится к вопросам ролевого, нормативного и отклоняющегося поведения человека, механизмов формирования стереотипов сознания и этнического самосознания.
Взаимодействие этнологии с другими науками стало основой для формирования целого ряда прикладных наук: палеоэтнографии, изучающей культурно-бытовые особенности народов по археологическим материалам; этнолингвистики, рассматривающей проблемы происхождения языков во взаимосвязи с этническими процессами; этнопсихологии, исследующей влияние этнических процессов на психическую деятельность человека и этносов в целом. Таким образом, этнология — это новая и интересная область научного познания.
1. Брамлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
2. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб., 1994.
3. Иванов В.В. Культурная антропология и история культуры. М., 1989.
4. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.
5. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.,1994.
6. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.
Министерство образования и
« Шуйский Государственный
Реферат по этнологии
Тема: «Становление этнологии как науки »
Выполнила студентка