Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:27, реферат
В области искусства представления о периодах человеческой жизни нашли отражение на многих итальянских гравюрах XVI-XIX вв., в живописи, скульптуре. В большинстве этих произведений возраст человека соответствует не столько биологическим стадиям, сколько социальным функциям людей. Так, например, на одной из фресок Эремитани в Падуе:
возраст игрушек символизируют дети, играющие с деревянным коньком, куклой, ветряной мельницей и птичкой;
школьный возраст - мальчики учатся читать, носят книги, а девочки учатся вязать;
возраст любви и спорта - юноши и девушки вместе гуляют на празднике;
возраст войны и рыцарства - человек, стреляющий из ружья;
зрелость - изображены судья и ученый.
Введение 3
1.Детство и юность: психологические особенности 5
2.Психологические особенности зрелого возраста 12
3.Старость как заключительный период жизни человека 15
Заключение 17
Список литературы 18
В течение жизни человек проходит через все возрастные периоды, начиная от детства до глубокой старости. Для характеристики возрастных периодов жизни в научных сочинениях XVI-XVII вв. использовалась терминология, которая до сих пор употребляется в научной и разговорной речи: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость, сенильность (глубокая старость). В старину периоды жизни соотносились с четырьмя временами года, с семью планетами, с двенадцатью знаками зодиака. Совпадение чисел воспринималось как один из показателей фундаментального единства Природы.
В области искусства представления о периодах человеческой жизни нашли отражение на многих итальянских гравюрах XVI-XIX вв., в живописи, скульптуре. В большинстве этих произведений возраст человека соответствует не столько биологическим стадиям, сколько социальным функциям людей. Так, например, на одной из фресок Эремитани в Падуе:
Видный отечественный психолог Б.Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причём в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути».
Проблема развития человека, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека очень широко представлены в печати. Однако до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология развития детей. Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. В период после детства и ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости. Завершается этот цикл смертью человека, которая может наступить и на более ранних этапах, чем старость - из-за неизлечимой болезни, несчастного случая, суицида и т.п.
В своем исследовании я хотела бы остановиться на 4 основных периодах жизни человека: детстве и юности, зрелости и старости.
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство - это период усиленного развития, изменения и обучения.
Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества1. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
В учебнике «Педология» П.П. Блонский писал: «Детство - возраст развития. Чем развитей животное, тем длительней в общем время его развития и тем в то же время быстрее темпы этого развития. Иметь короткое детство, значит, иметь мало времени для развития, а иметь при этом еще и медленные темпы развития, значит развиваться медленно и недолгое время. Человек развивается дольше и быстрее, чем какое бы то ни было животное. Современный человек при благоприятных социальных условиях развития развивается дольше и быстрее человека прежних исторических эпох… Детство - не вечное неизменное явление: оно - иное на иной стадии развития животного мира, оно иное и на каждой стадии исторического развития человечества»2.
Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.
В исследовании А.В. Толстых показана общая картина изменения продолжительности детства в нашей стране на протяжении ХХ в. Он пишет о трех типах определенности детского возраста, характеризующих общественно-организационные и институционально оформленные рамки ее формирования3:
"Конвенция о правах ребенка", принятая ЮНЕСКО в 1989 г. и ратифицированная большинством стран мира, направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке Земли. В ней говорится, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше4.
Таким образом, продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня развития общества, его материальной и духовной культуры.
Особенностями психического развития ребенка в младенческом возрасте являются его ситуативностъ и эмоциональность. Ситуативность проявляется в том, что малышу интересно только то, что он видит. Еще не умея что-то обдумывать или воображать, ребенок действует с предметом, познавая мир. В момент предметно-манипулятивных действий наиболее ярко проявляется и эмоциональность малыша. Новая яркая вещь способна отвлечь его от того, к чему он настойчиво стремится. Если в этот момент попробовать отобрать у ребенка понравившуюся игрушку, то это вызовет взрыв эмоций. Выполнение любого практического задания часто зависит оттого, в какой степени кроха видит предмет. Если при выполнении просьбы взрослого малыш натыкается на яркую интересную игрушку, то забывает про задание. Единство эмоционального и действенного отношения к воспринимаемому миру - главная особенность ребенка 1-3 лет.
Одной из специфических особенностей эмоционального развития в раннем возрасте является эмоциональная заражаемость. Отрицательное эмоциональное состояние родителей, и особенно матерей, быстро передается малышу и затем приобретает самостоятельную побудительную силу и стимулирует различные негативные проявления в его поведении5.
Дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных корм и формирование произвольности поведения.
Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение дошкольников начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы.
Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественно значимые. У детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении со взрослыми. Ребенок стремится получить эмоциональную оценку взрослого — одобрение, похвалу, ласку. Потребность в оценке у ребенка настолько велика, что он часто приписывает себе положительные качества.
Постепенно в процессе совместной деятельности дошкольников у ребенка формируются и общественно значимые мотивы, выражающиеся в форме желаний сделать что-то для других людей.
В дошкольном возрасте ребенок начинает руководствоваться в своем поведении нравственными нормами. У него формируются моральные представления и оценки. В среднем дошкольном возрасте ребенок активно переживает события, поступки, о которых слышал, которые наблюдал. Проявляются сочувствие, заботливость. В формировании нравственных качеств личности ребенка большую роль играет ориентация его на взрослого. В образе взрослого ребенок в первую очередь выделяет занятость общественно полезным делом.
Формы поведения, которым хочет подражать ребенок, на всем протяжении дошкольного возраста эпизодичны, неустойчивы, часто меняются под влиянием общения ребенка со взрослыми, прослушанных книг, рассказов, просмотренных кинофильмов.
В дошкольном возрасте появляется определенное отношение к себе и своим возможностям. Усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводит к формированию первых задатков произвольного поведения, т. е. такого поведения, для которого характерны устойчивость, неситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции.
Начавшийся в среднем дошкольном возрасте процесс формирования произвольного поведения продолжается в старшем. В этом возрасте ребенок в достаточной степени знает свои возможности, он сам ставит цели действия и находит средства для их достижения. У него появляется возможность планировать свои действия и производить их анализ и самоконтроль.
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
Младший школьный возраст благоприятен для развития учебных навыков, знаний, умений. Это связано с определенной готовностью психофизиологического аппарата для развития именно этой психической функции.
Анатомо-физиологическое и психическое развитие обеспечивает включение ребенка в учебную деятельность и формирование ряда особенностей личности. Большая уравновешенность и подвижность нервных процессов помогает ребенку перестраивать свое поведение в соответствии с изменившимися условиями, с возросшими требованиями старших, что важно для достаточно продолжительного этапа его жизни учебы в школе.
Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды младший школьный возраст 7-10 лет; младший подростковый – 11-13 лет; старший подростковый – 14-15 лет; юношеский возраст 16-18 лет6. Каждый из этих периодов развития характеризуется своими особенностями.
В подростковом возрасте происходит физическое созревание человека, бурный рост его самосознания, формирование мировоззрения. Этот возраст исключительно богат и многообразен.
Юношеский возраст как стадия перехода от детства к зрелости имеет своей биологической основой половое созревание, поэтому его часто называют пубертатным периодом. Но физическая зрелость, способность к деторождению еще не делают человека взрослым.
Переход от детства к взрослости в человеческом обществе предполагает не только физическое созревание, но также приобщает к культуре, овладение определенной системой знаний, норм и навыков, благодаря которым индивид может трудиться, выполнять общественные функции и нести вытекающую отсюда социальную ответственность. Созревание предполагает, таким образом, социализацию и не может осуществляться вне и помимо ее7.. Поэтому и переходный возраст мыслится уже не только и не столько как фаза развития организма, сколько как этап развития личности, как процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми, к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека
При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.
Одно из достижений юношеского возраста - новый уровень развития самосознания.
· открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности.
· стремление к самопознанию.
· формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.
· самоуважение
· становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!"
Информация о работе Старость как заключительный период жизни человека