Стиль общения, его структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:50, контрольная работа

Краткое описание

Стиль общения существенно определяет поведение человека при взаимодействии с другими людьми.
В данной контрольной работе я раскрою основные виды стилей общения, а также модели стилей общения.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Стиль как константная характеристика общения 4
ГЛАВА 2. Структура и функции общения 11
ГЛАВА 3. Роль общения в психическом развитии человека 17
Заключение 21
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

психол общения.docx

— 40.54 Кб (Скачать файл)

8) воодушевленный (частое  использование невербального поведения  — контакт глаз, жестикуляция, движение  тела и т.д.);

9) дружеский (тенденция открытого поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение);

10) открытый (представляющий  стремление безбоязненно выражать  свое мнение, чувства, эмоции, личностные  аспекты своего Я).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Структура и функции общения

 

Общение характеризуется  по следующим параметрам: структура  общения, уровень общения, функции  общения, стороны общения.

Структура общения - с позиций  психологии социальной выделяются такие  стороны общения:

1) сторона коммуникативная  - выражается в обмене информацией,  ее понимании; в ходе общения  адресант и адресат должны  использовать одну и ту же  знаковую систему; общающиеся  влияют друг на друга, у них  возникают взаимоотношения;

2) сторона интерактивная  - выражается во взаимодействии  партнеров при организации и  выполнении совместной деятельности; эта сторона не исчерпывается  лишь формой общения, внешней  картиной взаимодействия, - имеют  значение и мотивы, цели общения  каждой стороны, их взаимодействие; исследованиями установлены такие  виды взаимодействия, как содружество,  конкуренция и конфликт;

3) сторона перцептивная - выражается в восприятии одним партнером по общению другого.

Уровни общения - согласно одному из подходов, выделяются:

1) макроуровень - выражается в том, что человек общается с другими людьми согласно сложившимся общественным отношениям, традициям и обычаям;

2) мезоуровень - общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое;

3) микроуровень - акт контакта, несущий элемент содержания и выражаемый в определенных внешних показателях - простейшие элементы, лежащие в основе других уровней: вопрос - ответ, рукопожатие, акт мимический и пантомимический, и пр.

Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты общения, причем допускается ошибочное отождествление понятий коммуникация и общения.

В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:

1) коммуникативная;

2) интерактивная;

3) перцептивная. Близкая к этой классификация выделяет стороны:

1) информационно-коммуникативную,  охватывающую процессы приема-передачи  информации;

2) регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной;

3) аффективно-коммуникативную, относящуюся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Другая классификация  выделяет:

1) как основную рабочую  - инструментальную функцию общения,  надобную для обмена информацией  в процессе управления и совместного  труда;

2) синдикативную функцию,  выражаемую в сплочении групп  малых и больших;

3) трансляционную функцию,  надобную для обучения, передачи  знаний, способов деятельности, оценочных  критериев;

4) функцию самовыражения,  ориентированную на поиск и  достижение взаимного понимания  (особенно характерную для творческих  личностей).

По критерию цели общения  выделяется восемь функций общения:

1) контактная, цель коей - установление контакта как состояния  обоюдной готовности к приему  и передаче сообщений и к  поддержанию взаимосвязи в виде  постоянной взаимоориентированности;

2) информационная, цель коей - обмен сообщениями (прием-передача  сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами,  решениями и пр.;

3) побудительная, цель  коей - стимуляция активности партнера  для направления его на выполнение  определенных действий;

4) координационная, цель  коей - взаимное ориентирование и  согласование действий при организации  деятельности совместной;

5) функция понимания, цель  коей - не только адекватное восприятие  и понимание смысла сообщения,  но и взаимное понимание - намерений,  установок, переживаний, состояний  и пр.;

6) амотивная, цель коей - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

7) функция установления  отношений, цель коей - осознание  и фиксация своего места в  системе ролевых, статусных, деловых,  межличностных и прочих связей  сообщества, в коем действует  индивид;

8) функция оказания влияния,  цель коей - изменение состояния,  поведения, личностно-смысловых  образований партнера, в том числе  его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.

Коммуникативная сторона  общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими  обмениваются люди. Средствами процесса коммуникативного являются различные  системы знаковые:

1) прежде всего - речь;

2) оптико-кинетическая система  знаков - жесты, мимика, пантомимика;

3) системы паралингвистическая  и экстралингвистическая - интонация,  неречевые вкрапления в речь (например паузы);

4) система организации  пространства и времени коммуникации;

5) наконец, система "контакта  глазами".

Важная характеристика процесса коммуникативного - намерение его  участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию); необходимые условия для этого не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

Интерактивная сторона общения  представляет собой построение общей  стратегии взаимодействия. Различается  ряд типов взаимодействия между  людьми, прежде всего - кооперация и  конкуренция. Но абстрактная оценка этих типов как просто согласия или  конфликта приводит к формальному  описанию взаимодействий. Хотя на этом пути достигнуты определенные результаты, например, расчет и прогноз стратегий  поведения партнера с применением элементов математической теории игр, формальный характер описания исследуемых стратегий и то обстоятельство, что анализируется взаимодействие только двоих, препятствуют применению полученных данных при анализе взаимодействия людей в реальной жизни. Для психологии социальной должно быть нормативно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из понимания его как определенного способа объединения индивидуальных усилий в конкретных формах деятельности совместной.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека - идентификация (уподобление) и рефлексия.

В ходе восприятия и познания межличностного возникает ряд "эффектов" - эффекты первичности, недавности (новизны) и ореола. Большую роль играют и явления стереотипизации и атрибуции каузальной. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Связь общения с определенным характером взаимоотношений проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности - в явлении аттракции (тяготения).

Рассмотрение трех сторон общения в единстве - важное условие  оптимизации деятельности совместной и взаимоотношений. Одна из задач  психологии социальной - разработка средств  корректировки и оптимизации  общения, средств развития способностей и навыков общения, особенно нужных тем, кто профессионально связан с процессами общения: руководителям, педагогам, врачам и пр. Среди различных  форм обучения искусству общения  значительное место занимает тренинг  социально-психологический - овладение разными формами общения с помощью специальных систем заданий (программ).

Общение межличностное значительно  изменилось с развитием радио  и телевидения, хотя замена личных контактов  на опосредованные не была столь же заметна при появлении письма и книг, граммофона и радио. Телевидение  представляет на экране как бы картину  естественного общения; такое общение  оказало значительное влияние на культуру общества и развитие психическое  людей - в частности; через учебное  телевидение и видеофильмы. Новая  область общения открывается  и в связи с компьютеризацией.

 

ГЛАВА 3.  Роль общения в психическом развитии человека

 

         Значение общения

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение  с психологически развиты ми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек  был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни  обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка  имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно - до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребенка  начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который  возникает в онтогенезе и благодаря  которому младенец получает необходимую  для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает  как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо  позже - на втором, третьем году жизни.

В общении сначала через  прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей.

 

       Роль различных видов общения в психическом развитии общения

Выделенные мной выше виды общения служат развитию различных  сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует  и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек  совершенствует умение взаимодействовать  с людьми, развивая у себя необходимые  для этого деловые и организаторские  качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение  также выполняет специфическую  функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, как мы выяснили и главе, посвященной деятельности, выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное  общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его "подзарядкой". Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Информация о работе Стиль общения, его структура и функции