Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 17:44, курсовая работа
Конфликт – частое явление в обществе. С давних времён видна связь объяснения конфликтов с пониманием сущности самого человека и общества. Именно поэтому, корни конфликта уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии.
Так, Конфуций - знаменитый мудрец Древнего Китая - еще в VI в. до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Он говорил: «Трудно бедняку злобы не питать и легко богатому не быть заносчивым». Вредят нормальному общению также корысть, необузданное стремление к выгоде, лживость, лесть, и подобные черты. Напротив, полезны строгое отношение к себе и снисходительность к другим, почтительность к высшим и старшим, благосклонность к простым и малым.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие характеристики социального конфликта………………………………….....6
1.1. Определение социального конфликта……...………………………………………..……...6
1.2. Виды социальных конфликтов и их особенности………………………………………..10
Глава 2. Взаимодействие лидера с группой…………………………………………………..17
Глава 3. Роль лидера в решении конфликтов…………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………………………………………..25
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
факультет социологии
Кафедра общей социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету: «Общая социология»
Тема: Стратегии поведения лидера в условиях конфликта в группе.
Выполнила:
Синёва Мария Ивановна
2 курс. Группа 1013
________________
(подпись)
Научный руководитель:
Меженин Ян Эдуардович
Преподаватель
________________
(подпись)
Оценка ________________
Барнаул – 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.2. Виды социальных конфликтов и их особенности………………………………………..10
Глава 2. Взаимодействие лидера с группой…………………………………………………..17
Глава 3. Роль лидера в решении
конфликтов…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Конфликт – частое явление в обществе. С давних времён видна связь объяснения конфликтов с пониманием сущности самого человека и общества. Именно поэтому, корни конфликта уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии.
Так, Конфуций - знаменитый мудрец Древнего Китая - еще в VI в. до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Он говорил: «Трудно бедняку злобы не питать и легко богатому не быть заносчивым». Вредят нормальному общению также корысть, необузданное стремление к выгоде, лживость, лесть, и подобные черты. Напротив, полезны строгое отношение к себе и снисходительность к другим, почтительность к высшим и старшим, благосклонность к простым и малым. Отвечая на вопрос о том, что составляет человечность, Конфуций пояснил: это значит «держать себя с почтительностью дома, благоговейно относиться к делу и честно поступать с другими»; вести себя одинаково как с простым человеком, так и при встрече с важной персоной; не делать другим того, чего не хотят себе; не вызывать ропота ни в семействе, ни в стране». [17 с. 36]
В одно время с Конфуцием попытку рационально осмыслить природу конфликта предприняли древнегреческие философы. Анаксимандр утверждал, что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» - единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Античный философ Гераклит стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания. Он считал, что в мире все рождается через вражду и распри, что единственный закон, царящий в Космосе, - это война - отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим - людьми, одних она сделала рабами, других - свободными. Эти слова являлись одной из первых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития [7, с.7 1].
Конфликтам уделяли внимание и такие философы античности, как Платон и Аристотель. Они полагали, что человек по своей природе существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого - общества; заложенное в человеке общественное начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. В своем трактате «Политика» Аристотель указывал на источники конфликтов, которые, по его мнению, состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а также в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других [17, с. 120].
В средние века Фома Аквинский развивал мысль, что войны допустимы в жизни общества, определил еще одно условие справедливой войны: должна быть дана санкция со стороны государства.
В период эпохи возрождения известные гуманисты выступали с резким осуждением социальных столкновений и социальных конфликтов: Т.Мор, Э.Роттердамский, Ф.Рабле, Ф.Бекон.
Эразм Роттердамский указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые и новые силы, слои населения и страны. Он обращал внимание на сложность примирения противостоящих в конфликте сторон даже в тех случаях, когда обе они стоят на единых идеологических позициях. Английский философ Фрэнсис Бекон впервые подверг основательному теоретическому анализу совокупность причин социальных конфликтов внутри страны, подробно рассмотрел материальные, политические, психологические условия социальных беспорядков, а также возможные способы их преодоления.
По мнению Георга Гегеля (1779-1831 гг.), главная причина конфликтов кроется в социальной поляризации между накопленным богатством, с одной стороны, и привязанным к труду классом, - с другой. Он считал, что государство должно представлять интересы всего общества и регулировать конфликты [1, с.7-8].
В более позднее время вопросами конфликта занимались: Льюис Козер, который рассматривал причины конфликтов, остроту конфликтов, длительность конфликтов и функции конфликтов. Ральф Дарендорф, разработавший модели теории конфликта и эмпирические условия социального конфликта. Существенный вклад в общую теорию конфликта внес Карл Маркс, который разработал учение о противоречии и развитии модели конфликта революционного класса и социального изменения. Георг Зиммель выделял своеобразные факторы, влияющие на характер протекания конфликта - инстинкты любви и ненависти.
Во все времена существования человечества тема конфликта была и остаётся актуальной, так как в обществе постоянно возникают конфликтные ситуации. Если в древние времена люди конфликтовали из-за добычи на охоте, места собирательства и других бытовых условий, то с течением времени причины и последствия конфликтов становятся всё более разнообразными. К примеру, в настоящее время конфликты в обществе возникают из-за столкновения интересов его членов, территории, природных ресурсов, таких, как нефть, природный газ, различные горные породы и полезные ископаемые и тому подобных причин, которые в полном объёме перечислить невозможно.
Конфликт не только актуален, но и интересен, а особенно его виды, причины, различные классификации, которые очень разнообразны.
В данной работе мы рассмотрим, что такое конфликт, и в частности, социальный конфликт, дадим несколько его определений, выясним, какие существуют виды конфликтов, рассмотрим несколько классификаций конфликтов. Расскажем, кто такой лидер, выделим несколько видов лидеров, его функции в обществе, опишем, как лидер взаимодействует с группой, и выясним, как он помогает группе выйти из конфликта.
Таким образом, цель курсовой работы: выяснить, какую роль играет лидер в условиях конфликта в группе.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Объектом исследования является социальный конфликт.
Предмет исследования – стратегии поведения лидера в условиях конфликта в группе.
Гипотеза: Лидер занимает ведущую позицию в завершении конфликта в группе.
1. Общие характеристики социального конфликта.
1.1. Определение социального конфликта.
Понятие «социальный конфликт» появилось на много позже, чем сам конфликт. О конфликтах упоминалось еще в мифологии и религии разных народов. Например, в греческой мифологии о конфликте рассказывается в сюжете, связанном с «яблоком раздора» и «судом Париса». Это поэтический рассказ о том, как богиня раздора и вражды Эрида бросила на пиршественный стол золотое яблоко с надписью «прекраснейшей» и как заспорили, кому предназначено яблоко, бывшие среди пирующих три влиятельные богини: Гера-супруга Зевса, верховная олимпийская богиня; Афина-богиня мудрости и справедливой войны; Афродита-богиня любви и красоты. За разрешением спора они обратились к Парису - юному царевичу из Трои. Тот отдал предпочтение Афродите, признав ее прекраснейшей из богинь.
Так же конфликт был и в библейском сказание о Каине и Авеле – сыновьях Адама и Евы. Конфликт между ними произошел тогда, когда братья приносили жертвы Богу каждый по своим занятиям: Каин как земледелец «от плодов земли»; Авель как пастух «из первородных стада своего». Бог благосклонно отнесся к дару Авеля, а «Каина и его дар не призрел». Это обстоятельство сильно расстроило Каина, вызвало у него ревность и зависть к брату. Произошла ссора, которая закончилась трагически - убийством Авеля.
Можно вспомнить также русские былины. Отражая события, происходившие в пору становления Древней Руси, они красочно повествуют о защите рубежей своей земли от врагов, общественно-политических конфликтах того времени, богатырских подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, одолевших в трудных противоборствах Соловья-разбойника, Идолище поганое и других чудищ.
В настоящее время существует несколько определений социального конфликта. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Впервые конфликт как социальное явление был сформулирован в работе Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). В ней была высказана мысль о том, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Эти причины и являются движущей силой развития общества. [15, с. 4]
Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. На Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под конфликтом он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению ученых, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.
В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют необходимые различные признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта:
По А. Г. Здравомыслову, конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
У Ю.Г. Запрудского социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.
А. В. Дмитриев утверждал, что под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны. [5, с. 10-11]
Я считаю, что более точное определение, из данных выше, является определение Л. Козера, так как, конфликт он определяет больше с социологической точки зрения. Кроме того, в его определении, конфликт обозначает столкновение интересов и ценностей различных социальных групп. Но, по моему мнению, оно не совсем полное, так как в нём и в определениях, данных остальными авторами, говорится, что конфликт – это противоречие между, либо двумя людьми, либо, человеком и группой, либо, группы с группой, а про внутриличностный конфликт ничего не говорится.
Внутриличностный конфликт – это противоречия человека самого с собой, то есть, когда перед человеком стоит какой-то выбор и он не может решиться как поступить. В таких ситуациях и возникает внутриличностный конфликт, одна часть человека говорит, что нужно поступить так, а другая – иначе. Некоторые авторы не упоминают его, потому что считают, что его нельзя назвать социальным конфликтом, по их мнению, он представляет собой лишь психологический конфликт. Я с этим не согласна, так как личность – устойчивая система социально-значимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько разных потребностей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определённых социальных отношений. Поэтому внутриличностный конфликт считается социальным конфликтом. [5, с. 12]
Чтобы как можно точнее дать определение социального конфликта, нужно учесть все его стороны и свойства. Итак, социальный конфликт – есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. [5, с. 12] В данном определении отражены необходимые свойства конфликта, но чтобы как можно глубже его понять, нужно детально изучить его структуру, причины и динамику.
В данном параграфе мы выделили несколько определений социального конфликта. Каждый автор, который изучал это социальное явление, давал ему своё определение. Таким образом, мы видим, что существует множество позиций и определений данного социального явления. Одни авторы характеризуют его, как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе и, как форму отношений между членами общества, которая мотивирована противоборством интересов и потребностей. Другие авторы говорят, что социальный конфликт является особой формой исторического движения к новому социальному единству. А третьи, берут во внимание конфликт в самом прямом смысле, как прямое противоборство сторон, которое в будущем может перерасти в борьбу, которая принимает форму атаки или обороны.
Информация о работе Стратегии поведения лидера в условиях конфликта в группе