Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 02:03, доклад
В настоящее время современная психология предлагает различные формы решения этой проблемы. Песочная терапия – одна из них. В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей. Издавна психологи и психиатры подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. Однако страх в дошкольном возрасте не является устойчивой чертой характера, и относительно обратим при адекватном к нему подходе со стороны взрослых. Таким образом, при работе со страхами детей дошкольного возраста необходим комплексный подход к решению данной проблемы, а также последующая коррекция детских страхов, в частности, привлечения семьи.
Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов. Таким образом, становится понятно, что ребенок сам должен преодолеть внутренний психологический барьер неуверенности и боязни своих страхов, тогда произойдет постепенная дезактуализация страха в его сознании и увеличится вера в свои силы, возможности, способности.
Метод избавления от страхов с помощь игр.
Как показывают наблюдения, игра может оказать серьезную помощь в борьбе с детскими страхами вплоть до полного их исчезновения.
• Подвижные игры. Данный метод избавления от страхов включает в себя несколько этапов, первый из которых - это простые подвижные игры. Желательно проводить их на воздухе, но, если нет такой возможности, можно проводить их дома, желательно, в присутствии нескольких сверстников.
• Ролевые игры Следующий, и наиболее важный этап игровой терапии страхов - это так называемые ролевые игры. Этот метод широко применяется в психологии как один из эффективнейших методов преодоления фобий. Ролевые игры проводятся в группе детей и взрослых. Подготовительный период ролевых игр заключается в следующем: взрослые вместе с детьми читают сказки, наблюдая за реакцией детей при появлении персонажа страха. Желательно на время чтения сказки постараться обеспечить музыкальное сопровождение событий, которое должно соответствовать происходящим в сказке событиям. Чтение сказки не должно быть односторонним.
Таким образом обеспечивается очень важный психологический момент — косвенное участие ребенка в сказочных событиях. Взрослому необходимо внимательно следить за реакциями страха, возникающими у ребенка в тот или иной момент повествования. Уже на этом этапе возможно и непосредственное включение ребенка: ему предлагается изобразить кого-либо из героев, выражение его лица, поведение и т.д. Однако это должно быть добровольным со стороны ребенка.
На следующем этапе ролевых игр из прочитанных сказок выбираются те, которые вызвали наибольший интерес и наиболее интенсивный эмоциональный отклик у ребенка (детей). По мере обсуждения характеров сказочных персонажей взрослому следует спрашивать у ребенка, как бы он поступил в той или иной ситуации и почему, стимулируя, таким образом, воображение ребенка и поощряя его активность. После этого переходят к следующему этапу — подготовке декораций. При этом, распределение ролей — очень важный момент. Цель данного этапа — добиться того, чтобы ребенок самостоятельно выбрал роль «злодея». При вхождении ребенка в образ источника собственного страха достигается поставленная цель.
Успех в достижении поставленной цели может быть достигнут в том случае, если: — обеспечивается полное эмоциональное погружение ребенка в игру; — взрослые и дети во время ролевой игры находятся в равных позициях; — свобода действий и поступков ребенка не ограничивается; — полностью соблюдаются организационные моменты игры — ее продолжительность и периодичность; — обеспечивается свобода выбора и чередование «добрых» и «злых» ролей. Все описанные выше игры способствуют активизации эмоционального тонуса ребенка, укреплению его уверенности в собственных силах. В течение двух месяцев результаты игровой терапии становятся наглядными и очевидными: эмоциональное напряжение ребенка ослабевает, он начинает более открыто выражать свои чувства и смотреть на мир оптимистично. При проведении игр главным является поддерживать у детей интерес к ним. В том случае, если игра ребенку надоела, ее нужно отложить до того времени, пока ребенок снова сам не захочет играть в нее.
Метод анатомирования и манипулирования страхами.
Метод анатомирования страхов - один из наиболее старых методов, успешно использующийся в комплексной терапии детских страхов. Те опасные и страшные качества, которые ребенок приписывает персонажу, предмету или явлению, пугающему его, зачастую появляются в его воображении только оттого, что ребенок не понимает этого явления. Эти проблемы в сознании ребенка и порождают страх.
Метод анатомирования страха направлен на то, чтобы ребенок осознал и принял ситуацию, которая вызывает у него страх. Кроме того, имеет место и десенсибилизация страхов — это привыкание ребенка к своему страху путем узнавания и понимания того, что именно представляет собой объект страха.
Метод десенсибилизации можно применять и в том случае, когда ребенок боится темноты. Теоретические уверения взрослых о том, что темная комната — это то же самое, что и освещенная комната, что в темноте нет ничего пугающего, как правило, воспринимаются ребенком с настороженностью и недоверием. В данном случае ребенку необходим личный опыт познания, ему необходимо, преодолев себя, остаться на некоторое время в темноте и понять, что темнота не грозит опасностью. Достаточно существенным фактором становится уже то, что ребенок хотя бы однажды сумел противостоять своему страху. Привыкание должно происходить постепенно, тогда мысль о том, что темнота не таит в себе опасностей, надежнее закрепится в сознании ребенка, подкрепленная собственным, неоднократно повторяющимся опытом. Манипулирование предметом страха также в ряде случаев дает хорошие результаты в борьбе с детскими страхами.
Суть этого метода заключается в следующем: исходя из способности детского воображения абстрагироваться от действительности, ребенку предлагается некий предмет его страха (Баба Яга, красочно разрисованная и вырезанная из картона, кукла в виде Кащея Бессмертного и прочее). Возможность манипулировать, т.е. управлять предметом страха очень часто становится для ребенка способом его преодоления. Подмена мысленного образа реальным, осязаемым объектом, предполагающим для ребенка наличие возможности манипулировать им, создает возможность избавления от страха.
Песочная терапия.
Песочная игра - это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Малыш играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит.
Для детей песочная терапия - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - это необходимая, естественная и любимая деятельность. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Фигурки, использованные в песочнице, могут символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен ребенок. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых дети испытывают определенные трудности. В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений.
Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, он получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок может перенести в реальность.
Куклотерапия - одно из направлений арт-терапии.
Среди известных методов предупреждения и преодоления детских страхов в последние годы куклотерапия начинает приобретать достаточно большое значение. Работа с куклой в психологии творчества позволяет отделить страх от конкретного ребенка. У ребенка появляется реальная возможность попробовать себя в роли храброго защитника своей любимой игрушки. В данном исследовании работу психолога с детскими страхами мы проводили с помощью техники песочной терапии.
Можно провести опрос по следующей схеме - вначале задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься…»
1.Когда остаешься один?
2. Заболеть?
3. Умереть?
4. Каких-то детей?
5. Учителей?
6. Того, что они тебя накажут?
7. Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?
8. Страшных снов?
9. Темноты?
10. Волка, медведя, собак, пауков, змей?
11. Машин, поездов, самолетов?
13. Когда очень высоко?
14. В маленькой тесной комнате, туалете?
15. Воды?
16. Огня, пожара?
17. Войны?
18. Врачей (кроме зубных)?
19. Крови?
20. Уколов?
21. Боли?
22. Неожиданных резких звуков?
На основе ответов делается вывод о наличии у детей страхов. Наличие большого количества разнообразных страхов – важный показатель преневротического состояния (группа риска). Все перечисленные страхи можно разделить на группы: «медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни); страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, пожар, стихия, война); страхи смерти (себя); страхи животных и сказочных персонажей; страхи кошмарных снов и темноты; социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества); «пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутые пространства.
«Вряд ли нужно говорить, что эмоция страха особенно вредна для здоровья ребенка, и потому надо избегать всего, что приводит ребенка в испуг и вгоняет в страх!» (Бехтерев В.М.)