Страхи младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 20:52, научная работа

Краткое описание

Страхи, выявленные в результате исследования можно разделить на следующие группы:
1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь),
2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки),
3. Страх смерти (умереть),
4. Животных и сказочных персонажей,
5. Кошмарных снов, темноты,
6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания),
7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство).

Вложенные файлы: 1 файл

Statya_v_Krasnoyarsky_kray.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

УДК 159.9 Я не смогла найти правильное УДК

 

«ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ГРУППЫ СТРАХОВ У МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ»

 

Резник М.В.

научный руководитель канд. психол. наук, доцент Ефанова М.И,

Алтайская государственная академия

 

В воспитании современного ребенка можно выделить ряд неблагоприятных факторов, которые влияют на него(влияющих на него). Они способны как затормозить развитие личности, так и вернуть развитие на предыдущие ступени. Одним из таких факторов является наличие(это слово точно нужно?) страхов. Проблеме страхов сегодня  уделяется все больше внимания.

Данная ситуация вызвана тем, что в последнее время увеличивается число детей со(навязчивыми?) страхами, беспокойством, неуверенностью, робостью, эмоциональной неустойчивостью. Этот факт связан со средой, в которой протекает развитие ребенка-дошкольника: дефицит взаимодействия с родителями, общение становится формальностью, инволюция детской субкультуры, ограничение и упрощение игровых форм освоения действительности, избыточность информации, которая не соответствует возрастными  особенностями детей.

  Вопросом страхов  занимались такие ученые: Эпикур, Платон, А. Августин, Г.Ф. Гегель, Р.Декарт, Б. Спиноза, И.Кант, З.Фрейд, Э. Фромм,   К. Юнг, Кэррол Э. Изард,  М.И. Буянов  и другие. Освещением вопроса  детских страхов в отечественной психологии занимается Александр Иванович Захаров.

Страх в большом толковом психологическом словаре определяется, как эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула.

В современном психологическом словаре под редакцией Б.Г Мещерякова, В.П. Зинченко можно встретить следующее определение «страх - это аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека».

Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. в кратком психолого-филологическом словаре «Тысяча состояний души» дают следующее определение страха: «сильный испуг; эмоциональное состояние, возникающее при действии опасного или вредного стимула или при представлении о его возможности, тревожное состояние души ввиду грозящей или воображаемой беды, неприятности».

Детский страх - эмоциональная реакция детей на ситуации или объекты, которые воспринимаются ими как опасные (угрожающие). Детские страхи(состояние страха?) вызывают у детей дискомфорт, возбуждение, желание избегнуть(избежать) соответствующей ситуации, убежать или спрятаться. Такое определение дается в  словаре по психологии развития под редакцией А.Л. Венгера.

Наше исследование направлено на изучение особенностей страхов у младших школьников. Гипотеза(вместо гипотеза-мы предполагаем) : у большинства детей преобладают социальные страхи.

В исследовании  использовался опросник, направленный на выявление детских страхов (А.И. Захаров).  Исследование проводилось  на базе МБОУ "Гимназия №42" г. Барнаула.

В исследовании приняли участие 29 учащихся 2 класса. Возраст учащихся 8-9 лет. Данная выборка не подразумевала выявления гендерных особенностей проводимого исследования, а также зависимость исследования от социальных статусов детей (троечник, хорошист, отличник), поэтому дети были выбраны произвольным образом.

В результате исследования заполняется диаграмма  (рис 1)

рис 1. Наличие и группы страхов у младших школьников.

 

Данная диаграмма показывает, что (почти) у всех детей  существуют страхи, хотя бы один выше перечисленных.

Страхи, выявленные в результате исследования можно разделить на следующие группы:

  1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь),
  2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки),
  3. Страх смерти (умереть),
  4. Животных и сказочных персонажей,
  5. Кошмарных снов, темноты,
  6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания),
  7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство).

Медицинские страхи испытывают 55 % (16 человек), при этом можно выделить троих учащихся: у первого из 5 утверждений 3 отмечены плюсам, у второго 4, у третьего  все 5 отмечены положительным знаком, что свидетельствует об интенсивном переживании по поводу своего здоровья

Страх физических ущербов выявлен у  72 %  (21 человек) опрашиваемых. Двое респондентов отметили плюсам наличие страха, по 5 критериям из 6, двое по 4, 3 по трем, т.е. они боятся физических объектов.

Страх смерти испытывают 72 % (21 человек). Данный вид страха содержал всего один критерий.

Страх по отношению к животным и сказочным персонажам испытывают 48%  (14 человек).

Кошмарных снов, темноты боятся 37% (11 человек)

Социальные страхи, т.е. страхи, связанные с общением, взаимодействием с людьми, выявлены у 34% учащихся (10 человек)

Пространственные страхи испытывают 20% (6 человек). По таким группам  страха как: животных и сказочных персонажей; кошмарных снов, темноты; социальные страхи; пространственные не было больше двух положительных ответов, что говорит о не выраженности данных типов страха у детей младшего школьного возраста.

Исследование, проведенное с помощью опросника выявления детских страхов, позволило определить, что у трех учащихся явно выраженный страх, связанный с медициной (уколы, болезнь кровь, боль и т.д.)

У семерых - страх физических ущербов, при этом у 4 данный вид страха явно выражен.

Выявлены также дети, у который преобладает и медицинский страх и страх физических ущербов.

У 21 учащегося присутствует, есть страх смерти.

Страх смерти для детей младшего школьного возраста обусловлен осознанием категории времени и пространства, необходимости происходящих возрастных изменений. Он является универсальным.

Страх физического ущерба связан с тем, что учащиеся живут в городе, переполненном машинами, и шумами, как(не нужно) от различной техники.

В результате исследования выявлен один ребенок, не обладающий ни одним видом страха.

Таким образом, страхи у учащихся 2 класса можно проранжировать следующим образом

1-2 страх физических ущербов  и страх смерти;

3 -   медицинские страхи;

4 - страх по отношению  к животным и сказочным персонажам;

5 - социальные страхи;

6 – страх кошмарных  снов, темноты;

7 – пространственные страхи.

Согласно А.И. Захарову в младшем школьном возрасте должны преобладать социальные страхи  (страхе ухода из дома, разлуки с родителями, страх опоздания в школу) Ведущий страх в данном возрасте — это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают, дети боятся сделать что-то не правильно. Страх не соответствовать общепринятым нормам поведения, требованиям ближайшего окружения (родителей, учителя и т.п.) также можно отнести к социальным страхам.

Согласно проведенному исследованию, социальные страхи оказались не на первом месте. В начале списка стоят страх физических ущербов и страх смерти. Страх смерти свойственен младшему школьнику, только он трансформируется в страх смерти родителей. Страх физических ущербов присутствует и в дошкольном и в младшем школьном возрасте и связан с окружение, где воспитывается ребенок. Данное окружение состоит из травмирующих факторов транспорта, резких звуков, различных стихий.

Таким образом, у младших школьников преобладают страхи физического ущерба и смерти. На данный момент социальный страх не ярко выражен. Такое несоответствие, возможно, общепринятым страхом, может быть вызвано стилем учения,  обучением в городе, где преобладают факторы, вызывающие  страх физического ущерба, и многими другими факторами, которые наложили отпечаток на восприятие учеником окружающего мира и близких взрослых. (таким образом, у младших школьников преобладают страх физического ущерба и страх смерти, а социальные страхи на данный момент не ярко выражены. Такое несоответствие с результатами исследований Захарова, долгое время занимающегося этим вопросом может быть вызвано стилем воспитания, обучения в городе, где преобладают факторы, вызывающие  страх физического ущерба, и многими другими факторами, которые наложили отпечаток на восприятие учеником окружающего мира и близких взрослых).

 

 

То, что мне написала Ефанова

 

Марина, эту статью необходимо доделать. Во-первых, написать гипотезу и уже на основе этой гипотезы сделать сильные выводы. Во-вторых, проверить граматические ошибки.


Информация о работе Страхи младших школьников