Страх. Типы страха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 05:26, реферат

Краткое описание

Страх рассматривается в современной психологической науке в контексте одного из ее перспективных направлений - психологии эмоций. В "Философском энциклопедическом словаре" утверждается, что "страх в психологии - отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям".

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему страх. Выполнил студент ИЗФиР группы НО-321 Сивцев Айтал.docx

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Страх рассматривается в  современной психологической науке  в контексте одного из ее перспективных  направлений -  психологии эмоций.  В "Философском энциклопедическом  словаре" утверждается, что "страх  в психологии - отрицательная эмоция, возникающая  в  результате  реальной  или воображаемой опасности, угрожающей  жизни  организма,  личности,  защищаемым его  ценностям".  В   "Кратком  психологическом словаре" страх  трактуется как "эмоция, возникшая  в  ситуации угрозы биологическому или социальному существованию  индивида и  направленная на источник действительной или  мнимой  опасности".  H.И.Рейнвальд  считает, что "потребность в самосохранении может,  в зависимости от  обстоятельств, выразиться в пассивно-обоpонительной эмоции - страхе".  Таким образом, страх можно рассматривать и как своеобразный  защитный механизм внутреннего "Я" личности. В коммуникативном аспекте исследования проблемы страха целесообразно выделить  его дезоpганизующую  функцию.  Она проявляется прежде всего на уровне разрушения  коммуникативных отношений и коммуникативных умений субъекта общения. страх - явление динамичное.  Модусы стpаха  можно классифицировать  по  степени выраженности,  имея   в   виду экспpессивныйхаpактеp  стpаха.  Это   дает   возможность   построить   такой динамический ряд стpаха:

       1.Тревога.  Первичный модус страха. Основная  функция  страха  в  этом  состоянии -  оценочная.  Модели  общения  дезинтегpиpуются  в силу  большой концентрации  внимания  не  на  его содеpжательной  стоpоне,  а на  оценке возможной угрозы.

       2. Испуг  как состояние осознания опасности  и неподготовленности к  ее  отражению.

      3.   Собственно   страх   как    состояние    полной    дезорганизации психологической  структуры личности или ее  гипеpсентогpация.

    4. Состояние ужаса  обусловлено вмешательством дезорганизующей функции. На этом этапе возможны: - деструкция отражательного механизма, -  деградация личности, - разрушение организма. Пребывание личности как субъекта  общения в том или ином модусе стpаха не дает ему возможности перейти на  адекватный целям уровень общения...

      ФОБИЯ (PHOBIA)представляется  как:

   1. Симптом, сутью  которого является  переживание   ненужной  или  излишней  ТРЕВОГИ   в  определенных  ситуациях   или   в   присутствии   какого-то  определенного объекта.

   2.  АГОРАФОБИЯ  -  страх  открытых  пространств.  КЛАУСТРОФОБИЯ  -  страх замкнутых  пространств.

   3. НЕВРОЗ, при котором  фобия в значении 1 является ведущим   симптомом.  В этом смысле рассматривается  как синоним ФОБИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ   и  ИСТЕРИИ, ТРЕВОГИ. Отсюда  Страхи (фобии) делятся на 3 типа: простые,  социальные  и  агорафобии.

Люди с простыми фобиями  испытывают  смертельный  страх  перед  определенным предметом, местом или ситуацией. Социальные фобии  — это когда люди  избегают ситуаций, где много народу, например, вечеринок, потому что они боятся  что-либо сделать, чтобы себя  не  скомпрометировать.  А  страдающие  агорафобией являются жертвой сложного феномена, основанного на страхе перед незнакомыми местами.

Социальная фобия - крайне мучительное  состояние,  поражающее  каждого десятого.  Она  вызывает  тяжелый,  часто  парализующий  страх  оказаться  в ситуации, когда окружающие наблюдают за Вами или оценивают Вас.  Этот  страх  гораздо  сильнее  обычного  чувства  робости  или  нервозности  на  публике. Страдающие  социальной  фобией  могут  перестроить  всю  свою  жизнь,   дабы избежать с  ситуацией, где  вероятность  подвергнуться  проверке  или  оценки выше всего. Это  крайне   отрицательно   влияет   на   личную   жизнь,   образование   и профессиональный  рост.  Чтобы  противостоять  страхам,  многие   страдающие социальной фобией прибегают к медикаментам, алкоголю, наркотикам.  В ответ на чувство  страха Человек еще в детстве  осваивает  стратегии, называемые  механизмами  защиты.  Согласно  теоретикам  психоанализа  –  это обходной путь для того, чтобы  снизить тревогу. К 5-6 годам дети  выучиваются пользоваться защитными  механизмами,  чтобы  скрывать  или  маскировать  свои чувства, и  продолжают поступать, так став взрослыми  людьми.  Вот перечень самых распространенных защитных  механизмов,  усваиваемых  детьми.

. Уход. Наиболее распространенный  у маленьких детей механизм.  Уход  –  это самая прямая  из всех возможных  защита.  Если  ситуация  кажется  слишком  трудной, человек просто уходит  от нее, физически или мысленно.

. Идентификация  представляет  собой  процесс  инкорпорирования  ценностей, установок и  взглядов  других  людей.  дети  перенимают  установки  таких могущественных в их глазах людей, как  их  родители,  чтобы  стать  более  похожими на них, то есть более привлекательными, сильными и  признанными. Это  помогает  ослабить   тревогу,   испытываемую   детьми   из-за   свей относительной беспомощности.

.  Проекция  Защитный  механизм,   при   использовании   которого   человек приписывает  свои собственные непозволительные  действия или мысли  кому-то  другому и тем самым искажает  действительность.

. Смещение. Подмена реального  источника страха менее  опасной   фигурой  или объектом.

.  Отрицание.  отказ  признать,  что  тревожащая   ситуация   действительно существует или что вызывающее тревогу событие произошло  на  самом  деле. Например, при смерти близкого человек может делать вид, что умерший все еще жив и живет вместе с ним.

.   Вытеснение.   Как   крайняя   форма   отрицания,   представляет   собой бессознательный акт пугающего  события или обстоятельства  в   той  области памяти, к которой  у человека есть сознательный  доступ.

. Регрессия – это совладение  с тревожащей  ситуацией  путем   возвращения  к более ранним, не соответствующим возрасту  формам поведения.

. Реактивное поведение.  Защитный  механизм,  с  помощью   которого  человек  бессознательно  маскирует свою тревогу по  поводу  непозволительных  мыслей  или желаний, прибегая к поведению  прямо противоположного типа. Такие  механизмы защиты, конечно помогают нервной системе справиться  с возникшим эмоциональным напряжением, но они не дают  решение проблемы.  Так как человек не воспринимает свой страх, то он не может с ним справиться.

 

 

Детские страхи.

 Для ребенка семья  становится своеобразной психодрамой, где смешиваются любовь и ненависть, ревность и зависимость, страх и тоска. Амбивалентность (противоречивость впечатлений от одного объекта) достигает своего пика. Родители, которые его любят и защищают, могут также на него напасть, покинуть, умереть, упасть духом, ругать, пытаться контролировать и т.д.

* Культурой и средой  предписывается любить родителей,  поэтому негативные впечатления  находят свое выражение в фигурах  ведьм, бабы-Яги и др. А. Фрейд  писала, что дети бегут от объекта  своего страха, но при этом  попадают под его очарование  и непреодолимо тянутся к нему. Потому что ребенку возвращается  возможность сознавать свои негативные  впечатления и переживания от  этого мира, в том числе внутриутробные  и младенческие впечатления. Хотя  и в таком виде, но можно  проживать присутствие в мире  хорошего и плохого.

* Предсказуемость уменьшает  тревогу, страх и беспокойство, так как она подразумевает  уменьшение неуверенности и беспомощности,  которые являются основными факторами  появления этих чувств. В доказательство  этого утверждения можно привести  ряд проявлений того, как дети  любят, чтобы им читали и  рассказывали сказки, которые их  вначале очень пугали, любят смотреть  и слушать "страшные" истории,  триллеры и ужасы. Маленькие  дети и подростки смотрят фильмы  ужасов, чтобы испугавшись, вновь  обрести контроль над своими  страхами.

* Символический образ  обладает одновременно интрапсихическими и межличностными функциями. Выполняя интрапсихические функции, символы являются средством выражения ярких чувств; временно снимают проблему амбивалентности; выражают тревогу в понятной форме и дают возможность контролировать ее; стабилизируют и легитимизируют бурную фантазию. Символам присущ прогрессивный аспект. В них содержится образное представление тех явлений, которые человек должен преодолеть для того, чтобы стать более зрелым. Символический образ (или ситуация в игровом пространстве) одновременно выражает эмоцию и сдерживает ее. Развитие символизации способствует правильному развитию индивида, помогает справиться с тревогой, взять под контроль беспокойство и страхи. Это развитие объединяет внешнее и внутреннее пространство (реальный и фантазийный мир) ребенка.

* Чем раньше и глубже  нарушен процесс символизации, тем  ярче просматриваются тяжелые  личностные расстройства, а невозможность  контроля над страхом выливается  во всевозможные его виды. Приступы  паники наблюдаются, когда индивид  не в силах обуздать страх  и чувствует, что его захлестывают  неосознанные, безымянные эмоции, которые  часто ведут к психическим  расстройствам. 

* Возрастные страхи, в  идеале, должны проходить по истечении  определенного времени, однако  у эмоционально чувствительных  детей они могут трансформироваться и закрепляться. Реакция родителя на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше - чем больше он говорит, тем меньше боится.

* Однако 90% всех страхов  детей порождены семьей и стойко поддерживаются ею. Главное, что нужно сделать родителям в таких случаях, - это устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого внимательно присмотритесь к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом. Необходимо эти страхи родителям поискать в себе и с ними работать. Отработанные страхи в себе, у детей отсеиваются автоматически.

* Страх – одно из  самых настоящих чувств, обмануться  относительно которых очень тяжело (в отличии от других чувств, особенно по отношению к тем или иным людям). Если уж он есть, то это слишком очевидно. Перечислим лишь некоторые варианты страхов: страх пауков и змей, страх темноты, страх замкнутых пространств, страх перед агрессией, страх психических заболеваний, страх за близких людей, страх преступности, страх начальства, страх изменений в личной жизни, страх перед старостью, страх за свое сердце, страх перед бедностью, страх экзамена, страх перед снижением своего социального статуса, страх смерти, страх высоты, страх перед конкретными событиями в будущем, страх порчи, страх заболеть неизлечимым заболеванием, страх наказания, страх быть высмеянным и униженным, страх потерять расположение значимых лиц, сексуальные страхи, страх публичных выступлений, страх перед собственными мыслями.

Определение понятия "фобия".

 Навязчивые страхи (фобии)  – интенсивная и непреодолимая  боязнь, охватывающая больного, несмотря  на понимание ее бессмысленности  и попытки с ней справиться.

* Фобии традиционно рассматривались  в рамках навязчивых состояний,  относящихся к расстройствам  мышления. Навязчивые состояния  - это такого рода переживания,  когда у человека помимо его  воли возникают ("навязываются") какие-то страхи, сомнения, мысли,  влечения, действия. Несмотря на  критическое отношение к подобным  явлениям, избавиться от них человек  не может. Навязчивые состояния  не обязательно свидетельствуют  о психическом расстройстве, они  могут встречаться и у здоровых людей, например, каждому из нас знакомо навязчивое повторение каких-либо слов (так называемых "слов - паразитов"), навязчивое напевание понравившейся мелодии и т. д.

 * Большинство отечественных авторов выделяют три основных синдрома невроза навязчивых состояний: фобический, обсессивный и компульсивный, при этом к фобиям относятся навязчивые страхи, под обсессиями понимаются навязчивые мысли (навязчивый счет, навязчивые сомнения, воспоминания, влечения и т. п.), компульсивный синдром включает навязчивые действия (например, постукивание карандашом по столу во время разговора, тики, ритуалы и пр.

* Началом систематического  изучения фобий принято считать  1871 г., когда Westphal была описана агорафобия; он указал, что фобии всплывают в сознании человека помимо его воли при незатронутом в других отношениях интеллекте и не могут быть произвольно "изгнаны" из сознания.

* Термин "фобия" происходит  от греческого "phobos" - страх, ужас. Определения понятия "фобия" весьма разнообразны. Коркина (1995) понимает фобии как "очень мучительное переживание страха, вызываемого различными предметами и явлениями". По Свядощу (1997), "фобия - это страх, связанный с определенной ситуацией или группой представлений и не возникающий в их отсутствие". Оригинальное определение фобий встречается у Каплан и Сэдок (1994): "фобия представляет собой упорно существующий иррациональный страх, в результате которого имеет место осознанное избегание специфического, вызывающего страх объекта, деятельности или ситуации".

* Обобщая определения  фобий, можно выделить следующие  их диагностические критерии: навязчивый  характер страха, четкость фабулы, интенсивность и упорность течения,  сохранение критического отношения  больного к своему состоянию.  Каплан и Сэдок, основываясь на психоаналитическом подходе, подчеркивают иррациональный характер страха (его необоснованность, нелогичность), обращая внимание на то, что причина, вызвавшая формирование фобии, часто оказывается вытесненной из сознания больного.

* Фобический синдром встречается в клинике многих психических заболеваний. Наиболее часто фобии сопутствуют различным формам неврозов. Традиционно фобии описываются в рамках невроза навязчивых состояний (наряду с навязчивыми мыслями, представлениями, влечениями и действиями).

* Среди особых форм  неврозов, в клинической картине  которых доминирует состояние  страха, ряд авторов выделяют: невроз  страха, невроз тревожного ожидания  и невроз испуга, или аффективно-шоковый  невроз.

Фобия и страх.

 Не каждого страха  в жизни надо пугаться и  не от каждого стремиться избавиться. Страх – это нередко проявление "инстинкта самосохранения". Тот  же страх высоты, очень распространенный, является часто естественным  нашим ощущением. И если вы  просто "от греха" избегаете  слишком сильно высовываться  из окна на высоком этаже  – это, что называется, "понятно  и в пределах нормы". А вот  если вы в результате по  этому поводу ни жить, ни работать  не можете выше первого этажа  – вот тогда уже можно говорить  о фобии как о невротическом  явлении. 

Информация о работе Страх. Типы страха