Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 05:26, реферат
Страх рассматривается в современной психологической науке в контексте одного из ее перспективных направлений - психологии эмоций. В "Философском энциклопедическом словаре" утверждается, что "страх в психологии - отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям".
Страх рассматривается в
современной психологической
1.Тревога. Первичный модус страха. Основная функция страха в этом состоянии - оценочная. Модели общения дезинтегpиpуются в силу большой концентрации внимания не на его содеpжательной стоpоне, а на оценке возможной угрозы.
2. Испуг
как состояние осознания
3. Собственно
страх как состояние
полной дезорганизации
4. Состояние ужаса
обусловлено вмешательством
ФОБИЯ (PHOBIA)представляется как:
1. Симптом, сутью которого является переживание ненужной или излишней ТРЕВОГИ в определенных ситуациях или в присутствии какого-то определенного объекта.
2. АГОРАФОБИЯ - страх открытых пространств. КЛАУСТРОФОБИЯ - страх замкнутых пространств.
3. НЕВРОЗ, при котором
фобия в значении 1 является ведущим
симптомом. В этом смысле рассматривается
как синоним ФОБИЧЕСКОЙ
Люди с простыми фобиями испытывают смертельный страх перед определенным предметом, местом или ситуацией. Социальные фобии — это когда люди избегают ситуаций, где много народу, например, вечеринок, потому что они боятся что-либо сделать, чтобы себя не скомпрометировать. А страдающие агорафобией являются жертвой сложного феномена, основанного на страхе перед незнакомыми местами.
Социальная фобия - крайне мучительное состояние, поражающее каждого десятого. Она вызывает тяжелый, часто парализующий страх оказаться в ситуации, когда окружающие наблюдают за Вами или оценивают Вас. Этот страх гораздо сильнее обычного чувства робости или нервозности на публике. Страдающие социальной фобией могут перестроить всю свою жизнь, дабы избежать с ситуацией, где вероятность подвергнуться проверке или оценки выше всего. Это крайне отрицательно влияет на личную жизнь, образование и профессиональный рост. Чтобы противостоять страхам, многие страдающие социальной фобией прибегают к медикаментам, алкоголю, наркотикам. В ответ на чувство страха Человек еще в детстве осваивает стратегии, называемые механизмами защиты. Согласно теоретикам психоанализа – это обходной путь для того, чтобы снизить тревогу. К 5-6 годам дети выучиваются пользоваться защитными механизмами, чтобы скрывать или маскировать свои чувства, и продолжают поступать, так став взрослыми людьми. Вот перечень самых распространенных защитных механизмов, усваиваемых детьми.
. Уход. Наиболее распространенный
у маленьких детей механизм.
Уход – это самая прямая
из всех возможных защита.
Если ситуация кажется слишком
трудной, человек просто
. Идентификация представляет
собой процесс
. Проекция Защитный
механизм, при использовании
которого человек приписывает
свои собственные
. Смещение. Подмена реального
источника страха менее
. Отрицание. отказ признать, что тревожащая ситуация действительно существует или что вызывающее тревогу событие произошло на самом деле. Например, при смерти близкого человек может делать вид, что умерший все еще жив и живет вместе с ним.
. Вытеснение.
Как крайняя форма
отрицания, представляет
собой бессознательный акт
. Регрессия – это совладение с тревожащей ситуацией путем возвращения к более ранним, не соответствующим возрасту формам поведения.
. Реактивное поведение.
Защитный механизм, с помощью
которого человек бессознательно
маскирует свою тревогу по
поводу непозволительных мыслей
или желаний, прибегая к
Детские страхи.
Для ребенка семья
становится своеобразной
* Культурой и средой
предписывается любить
* Предсказуемость уменьшает
тревогу, страх и беспокойство,
так как она подразумевает
уменьшение неуверенности и
* Символический образ
обладает одновременно
* Чем раньше и глубже
нарушен процесс символизации, тем
ярче просматриваются тяжелые
личностные расстройства, а невозможность
контроля над страхом
* Возрастные страхи, в идеале, должны проходить по истечении определенного времени, однако у эмоционально чувствительных детей они могут трансформироваться и закрепляться. Реакция родителя на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше - чем больше он говорит, тем меньше боится.
* Однако 90% всех страхов детей порождены семьей и стойко поддерживаются ею. Главное, что нужно сделать родителям в таких случаях, - это устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого внимательно присмотритесь к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом. Необходимо эти страхи родителям поискать в себе и с ними работать. Отработанные страхи в себе, у детей отсеиваются автоматически.
* Страх – одно из
самых настоящих чувств, обмануться
относительно которых очень
Определение понятия "фобия".
Навязчивые страхи (фобии)
– интенсивная и непреодолимая
боязнь, охватывающая больного, несмотря
на понимание ее
* Фобии традиционно
* Большинство отечественных авторов выделяют три основных синдрома невроза навязчивых состояний: фобический, обсессивный и компульсивный, при этом к фобиям относятся навязчивые страхи, под обсессиями понимаются навязчивые мысли (навязчивый счет, навязчивые сомнения, воспоминания, влечения и т. п.), компульсивный синдром включает навязчивые действия (например, постукивание карандашом по столу во время разговора, тики, ритуалы и пр.
* Началом систематического
изучения фобий принято
* Термин "фобия" происходит от греческого "phobos" - страх, ужас. Определения понятия "фобия" весьма разнообразны. Коркина (1995) понимает фобии как "очень мучительное переживание страха, вызываемого различными предметами и явлениями". По Свядощу (1997), "фобия - это страх, связанный с определенной ситуацией или группой представлений и не возникающий в их отсутствие". Оригинальное определение фобий встречается у Каплан и Сэдок (1994): "фобия представляет собой упорно существующий иррациональный страх, в результате которого имеет место осознанное избегание специфического, вызывающего страх объекта, деятельности или ситуации".
* Обобщая определения
фобий, можно выделить
* Фобический синдром встречается в клинике многих психических заболеваний. Наиболее часто фобии сопутствуют различным формам неврозов. Традиционно фобии описываются в рамках невроза навязчивых состояний (наряду с навязчивыми мыслями, представлениями, влечениями и действиями).
* Среди особых форм неврозов, в клинической картине которых доминирует состояние страха, ряд авторов выделяют: невроз страха, невроз тревожного ожидания и невроз испуга, или аффективно-шоковый невроз.
Фобия и страх.
Не каждого страха
в жизни надо пугаться и
не от каждого стремиться