Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 01:46, статья
Стресс рассматривается как прямые потери психического здоровья, это экстраординарное состояние организма и поведение при стрессе также становится необычным. Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности - это поведенческие проявления, которые ранее у ребенка не наблюдались:
- трудное засыпание и беспокойный сон;
- усталость после нагрузки, которая раньше его не утомляла;
- беспричинная обидчивость, плаксивость или наоборот повышенная агрессивность;
- рассеянность, невнимательность;
- беспокойство и непоседливость;
- упрямство;
- повышенная тревожность.
Стрессы и психологический комфорт |
- отсутствие уверенности
в себе, ребенок все время ищет
одобрения взрослых, буквально жмется
к ним; |
Внешние угрозы:
1. Физические:
- неблагоприятная погода;
- недостаток пребывания на свежем воздухе;
- нерациональное питание, скудное, однообразное,
плохо организованное;
- несоблюдение гигиенических требований
к содержанию помещения, в первую очередь,
отсутствие проветривания;
- некомфортность, враждебность окружающей
ребенка предметной среды, когда ему ограничен
доступ к игрушкам, не продумано цветовое
и световое оформление помещения, нет
условий для реализации естественной
потребности в движении; действуют необоснованные
запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности
ребенка.
2. Социальные:
- манипулирование детьми, наносящее серьезный
ущерб развитию личности, когда взрослые
стремятся все решать за ребенка, лишая
его самостоятельности и инициативы как
в принятии решений, так и в поступках;
- неблагополучные взаимоотношения со
сверстниками: часто детское сообщество
отвергает кого-либо из детей, а воспитатели
долгое время этого не замечают или не
находят достаточно эффективных средств,
чтобы изменить положение изгоя. Кроме
того в детском коллективе уже в раннем
возрасте могут проявляться грубость
и жестокость, на которую нет должной реакции
педагогов.
- Интеллектуально-физические и психоэмоциональные
перегрузки из-за неправильно построенного
или несоблюдаемого режима жизнедеятельности
детей и однообразия будней;
- Неправильная организация общения, преобладание
авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности
ребенком со стороны взрослых;
- Отсутствие понятных ребенку правил
поведения в детском сообществе.
Как видим, большинство внешних угроз
зависят от взрослых, которые рядом с ребенком
– воспитателей и родителей.
Но существует так называемая
общая угроза, то есть она по своей природе
и внешняя (приходит к ребенку извне), и
внутренняя (ребенок принимает ее, что
называется, близко к сердцу и она очень
сильно на него влияет)– это информация.
Статистика говорит о том, что современный
ребенок особенно раннего возраста растет
в условиях дефицита информации, ее явно
недостаточно: с ним мало гуляют, не дают
самостоятельности даже там, где это вполне
возможно, так что не вся информация угрожает
детской психике.
Наиболее вредоносной считается неверная
информация, когда взрослые обманывают
ребенка в его ожиданиях. Это может привести
к психологическому срыву (например, чтобы
успокоить,говорят, что мама скоро придет,
и достигают обратного эффекта ребенок
постоянно в состоянии напряженного ожидания).
Для обеспечения психологической
безопасности ребенка рекомендуются следующие
мероприятия:
- обеспечение психоэмоционального комфорта
средствами физического воспитания: гимнастики,
специальные оздоровительные игры;
- обеспечение комфортности предметно-развивающей
среды: доступность игрушек, не раздражающее
цветовое решение интерьера, наличие растений
с ароматом, способствующим снятию напряжения
(корица, ваниль, мята) и проч.;
- работа с природными материалами – глиной,
песком, водой, красками; арт-терапия (лечение
искусством, творчеством) увлекает детей,
отвлекает от неприятных эмоций;
- музыкальная терапия – регулярные муз.паузы,
игра на детских музинструментах. Положительное
влияние на развитие творчества, на оздоровление
оказывает музыка Моцарта (и стихи Пушкина
– «золотое сечение»), его современников,
музыка барокко с ритмическим размером
60-64 такта в минуту;
- предоставление ребенку максимально
возможных в его возрасте самостоятельности
и свободы;
- Специально подобранные игры по развитию
коммуникативных качеств,
эмоциональной сферы, творческих способностей ребенка.
Личностное
развитие и здоровье взаимосвязаны с проблемой
стресса и стрессоустойчивости человека,
конструктивным преодолением стрессовых
ситуаций.
Понятие «стресс» стало в настоящее
время достаточно популярным. Основное
значение стресса - это защита организма
от вредных воздействий при столкновении
человека с различными жизненными трудностями
и влияниями. Это понятие заимствовано
из техники, где обозначало внешнюю силу,
приложенную к физическому объекту и вызывающую
его напряженность. Примем следующее определение:
стресс - это состояние психической напряженности,
которое является комплексной реакцией
на значимые для благополучия человека
взаимоотношения со средой его жизнедеятельности
и проявляется на следующих функциональных
уровнях:
когнитивном – изменение восприятия,
памяти, внимания, мышления;
эмоциональном – возникновение эмоционально
- чувственных реакций и состояний (радость,
интерес, гнев, тоска, беспокойство, тревожность,
раздражительность и т.д.);
социально - психологическом – изменение
активности общения (увеличение количества
контактов или самоизоляция), склонность
к конфронтации с окружающими и т.д.;
физиологическом - напряжение мышц, нервный
тик, изменение дыхания, цвета кожных покровов,
работы органов пищеварения, повышение
давления.
Различные факторы, к которым
можно отнести чрезмерное усилие, утомление,
страх, гнев, необходимость сосредоточиться
или неожиданный успех, наполняющие нашу
жизнь, могут запустить в организме любого
человека, независимо от пола и возраста,
однотипную комплексную реакцию. Эта реакция
не зависит от того, какой именно стрессор
воздействует на человека. Сценарий стрессовых
изменений в организме при переживании
радости или неприятности стереотипен,
и, как это ни покажется странным, их влияние
на результативность деятельности и здоровье
также может оказаться одинаковым. Например,
школьник, получивший на экзамене желанный
билет, может испытать огромную радость
в предвкушении ожидаемой пятерки и…
запутаться при ответе также как, если
бы он испытывал страх, связанный с экзаменационной
процедурой.
В современных исследованиях
подчеркивается системность стресса,
определяется уровень не только физиологических,
но и психологических реакций. Психологический
стресс является реакцией, опосредованной
отношением к событию, оценкой угрозы
или защитными процессами. Появляющееся
при этом напряжение становится промежуточной
переменной между его источником и поведением
человека. Настоящие или будущие события
несут информацию, под влиянием которой
организм занимает определенную позицию.
Реактивная фаза этого приема имеет решающее
значение для возникновения стресса, степени
его воздействия и возможных последствий.
Для компетентного педагога или самого
школьника, открываются при этом различные
возможности как для коррекции образовательных
условий, так и личностного развития.
Не физиологический, а психологический
уровень адаптации является наиболее
чутким индикатором стресса.
Стресс как комплексный процесс
затрагивает все стороны жизнедеятельности
человека, по-разному влияя на ее эффективность,
личностное развитие и здоровье.
Сценарий стрессовых изменений
в организме школьника может быть один
и тот же при получении двойки или долгожданной
пятерки.
При стрессе в кровь выделяются определенные
гормоны, которые изменяют режим работы
многих органов и систем организма. Основное
их назначение – приумножить силы человека,
чтобы спасти ему жизнь. Организм начинает
активно обеспечивать мышцы кислородом
и питательными веществами, чтобы развить
максимальное мышечное усилие и дать отпор,
сильнее ударить или убежать. Такая реакция
оправдана, если она адекватна внешней
опасности и длится недолго. Но проявить
физическую агрессию или убежать для школьника
в большинстве случаев означает вступить
в противоречие с правилами школьной жизни,
нарушить моральные нормы. Да и причины
для школьного стресса чаще не представляют
жизненной угрозы: забытая дома тетрадь
с выполненным домашним заданием; нехватка
времени для всего того, что нужно успеть
сделать современному школьнику; обида
на одноклассника или несправедливого
педагога и т.п. В результате никакого
действия не происходит, а возникшее напряжение,
эта неизрасходованная, невостребованная
подготовка к несовершившемуся действию,
остается.
Проблема заключается в том, что такая
реакция приносит вред здоровью, если
дать ей возможность продлиться слишком
долго. К.Э.Изард [1] приводит результаты
исследований, которые доказывают, что,
если человек постоянно подавляет свой
гнев, он более подвержен риску психосоматических
расстройств. Происходящее прерывание
естественного биологического процесса
является чрезвычайным событием для организма.
В такой ситуации в психике остаются его
беспорядочные записи – блокированные
«участки», доступ к которым открывается
в аналогичной обстановке. Поэтому причиной
возникновения стресса нередко становится
прошлый опыт, полученный в той или иной
ситуации. Например, неудачный опыт ответа
у доски может вызывать неприятные ощущения
у школьника в аналогичной ситуации даже
тогда, когда он хорошо подготовлен и уверен
в своих знаниях.
Стрессовая запись биологически
целесообразна и ее смысл именно в том,
чтобы обеспечить автоматическое реагирование
при повторении угрожающей ситуации. В
случае естественной разрядки накопившегося
напряжения событие прошло бы бесследно,
но если этого не происходит, то напряжение
нарастает. В результате механизм, играющий
защитную роль в определенных ситуациях,
создает при подобных же процессах в других
ситуациях опасные для организма условия.
Опасные последствия затянувшегося стресса
- разрушение нервной системы, частые простудные
и инфекционные заболевания и т.п. Исследования
показывают, что «стресс часто становится
первоисточником бактериальных заболеваний
горла у детей. Более того, наследственные
соматические болезни – астма, аллергия
и диабет – могут проявиться под влиянием
испытанного в детстве стресса.» [14,21].
Т.е. вредное действие стрессовых реакций
может быть отсроченным.
Неизрасходованная энергия стресса может
формировать устойчивое состояние ребенка,
которое носит название «гиперактивности»
и является источником многих школьных
проблем.
Под воздействием стресса может
изменяться поведение ребенка. Доброжелательный,
общительный прежде школьник становится
замкнутым, агрессивным, перестает учиться.
Не разобравшись в причинах происходящих
с ним перемен, родители или педагоги сами
становятся источником стресса для него,
воздействуя на средовые условия или самого
школьника неадекватными методами, например,
усиливая контроль выполнения домашних
заданий, хотя причиной происходящих перемен
могут быть нарушенные взаимоотношения
с одноклассниками. Существует единственный
путь решения этой проблемы: субъектная
позиция самого школьника в процессе управления
стрессом и формирования стрессоустойчивости.Знание
и понимание сигналов стресса, представление
о его физиологических механизмах и причинах
разрушительного воздействия на организм
способствует определению оптимальных
стратегий взаимодействия человека с
окружающим миром, людьми и самим собой,
поэтому представляется целесообразным
включение этой информации в содержание
учебных предметов (биологии, литературы
и др.).
Причинами психологического
стресса могут стать любые жизненные обстоятельства,
трудности или угроза, которые заставляют
адаптироваться или приспосабливаться.
Угроза при этом рассматривается как состояние
ожидания вредного, нежелательного воздействия
и существует благодаря способности человека
предвидеть реальные или лишь возможные
столкновения с опасной ситуацией. Например,
школьник испытывает стресс, думая о предстоящем
экзамене, контрольной работе. Самостоятельным
стрессовым фактором при отсутствии необходимой
компетентности может стать угроза возможных
стрессовых изменений, происходящих в
организме в значимых ситуациях (покраснение
лица в ситуациях учебного взаимодействия,
тремор рук у музыканта и т.п.). Характер
и интенсивность стрессовой реакции будут
в основном определяться степенью расхождения
между требованиями ситуации и ресурсными
возможностями, которыми человек обладает.
В основе психологического стресса,
возникающего в образовательном процессе,
лежат объективные и субъективные процессы
реализации потребностей его субъектов,
среди которых такие, как потребность
в безопасности, самоуважении, саморазвитии,
поддержке и принятии своей индивидуальности
со стороны окружающих, овладении средствами
самовыражения.
Для возникновения психологического
стресса существенным является эмоциональный
настрой личности по отношению к стрессовому
событию, поэтому его часто отождествляют
с эмоциональным. Помимо эмоционального
структура психологического стресса включает
информационный стресс, возникновение
которого связано с необходимостью переработки
больших объемов разнообразной нередко
противоречивой информации или, наоборот,
с ее недостатком для принятия необходимого
решения. Информационный и эмоциональный
стресс взаимосвязаны. Именно информационный
стресс нередко становится первопричиной
эмоционального неблагополучия субъектов
образовательного процесса. Например,
подготовка педагогов к профильному обучению
без учета условий их профессиональной
деятельности приводит к следующему результату:
«Попытка учителей встроить новую информацию
в сложившийся стереотип профессиональной
деятельности часто приводит к дезориентации,
потере критериев оценки эффективности
своей работы…» [18,12]. Аналогичная ситуация
нередко складывается и при обучении школьников.
Информационный стресс может приводить
не только к потере педагогом критериев
эффективности своей профессиональной
деятельности, но и к потере осознанности
своего профессионального статуса в целом,
выбору неэффективной стратегии профессионального
и личностного развития. При этом возникает
угроза благополучию школьника и качеству
образовательного процесса.
В обществе стало
складываться отрицательное отношение
к стрессовому состоянию, стремление
к полному избавлению от стрессовых ситуаций.
Но основное значение стресса
– это защита организма. Разрушение является
следствием некомпетентного отношения
человека к самому себе и окружающим людям.
Например, отрицательные
эмоции (злость, ярость и даже отчаяние)
обладают мощным энергетическим ресурсом.
Они могут побудить к принятию необходимого
решения, стать источником личностного
роста, конструктивных преобразований
окружающей действительности. Известна
роль в обеспечении высоких спортивных
достижений такого состояния как «спортивная
злость». Однако в школьной жизни подобные
эмоции и состояния, переживаемые школьниками,
проявляются в нарушениях дисциплины,
приводят к срывам уроков, становятся
источником стресса для окружающих.
В то же время возникновение
отрицательных эмоций – естественная
реакция на многие события, происходящие
вокруг нас.
Источником стресса являются и положительные
события. Состояние радостного возбуждения,
на создание которого у школьников нередко
ориентированы здоровьесберегающие технологии,
также может привести к усталости и переутомлению,
нарушению адекватного восприятия объективной
реальности, окружающего мира и себя.
Умеренный стресс
расширяет и укрепляет возможности человека,
«тренирует» защитные механизмы личности,
расширяет опыт решения жизненных задач.
Опасным для личностного
становления, развития и здоровья школьника
становится стресс, превышающий его адаптационные
возможности, ставший хроническим.
В образовательном процессе школьник
часто оказывается в ситуациях, не имеющих
черт экстремальности (грубость одноклассника;
отметка ниже ожидаемой; несправедливое
замечание учителя; неумение учителя закончить
урок, в результате чего школьник с грузом
нерешенных проблем идет на следующий,
и т.п.), которые приводят к слабо выраженному
стрессу, т.е. состоянию эмоциональной
напряженности. Однако влияние названных
факторов на поведение, учебную деятельность,
личностное развитие и здоровье школьников
нельзя недооценивать. При этом необходимо
помнить, что обучение, построенное на
генерировании положительных эмоций,
также может приводить к усталости, потере
эффективности образовательной деятельности
и здоровья.
Знание природы стресса, умение определять
границы его положительного влияния поможет
стать успешнее, сохранить свое здоровье
и взрослому, и ребенку.
2.4. Понятие стрессоустойчивости школьника
Одни и те же события для одних школьников
могут стать источником стресса, отнимающего
силы и здоровье, для других – стимулом
к самосовершенствованию, а мимо третьих
вообще пройти незамеченными. Бывает так,
что на одно и то же событие в разное время
школьник реагирует неодинаково. Зависит
это от разных причин, в том числе от актуального
состояния, прошлого опыта, личностных
особенностей и связано со стрессоустойчивостью.
Под стрессоустойчивостью понимается
обобщенное свойство личности, которое
характеризует способность человека противостоять
стрессовым факторам, сохраняя высокую
эффективность жизнедеятельности и здоровый
эмоциональный тонус [35].
Исходя из определения стрессоустойчивость
имеет двойственный характер и включает
деятельностный и личностный уровни. Например,
есть школьники, которые показывают высокие
результаты в учебной деятельности, достигаемые
ценой неадекватных усилий на фоне высокого
уровня напряженности, утомления, сильных
эмоциональных реакций. В этом случае
на личностном уровне может быть выработана
система защиты от дистрессового состояния.
Преодоление стресса включает сознательные
действия, в результате которых приобретается
состояние душевного комфорта.
Конструктивное поведение при стрессе
предполагает: достижение цели своими
силами (пройти через стрессовую ситуацию,
добиться своего); принятие в случае необходимости
помощи других людей; анализ различных
способов решения проблемы и выбор наиболее
оптимального; изменение своего отношения
к ней; изменение самого себя. Конструктивное
преодолевающее поведение, т.е. ориентированное
на решение возникающих проблем и личностный
рост, включает:
постановку цели;
поиск и рассмотрение возможных способов
достижения поставленной цели;
определение необходимых ресурсов для
реализации каждого из способов и возможных
последствий;
осознание своих возможностей и выбор
наиболее приемлемого варианта;
определение критериев движения к цели
в ходе практической реализации выбранного
способа;
практическую реализацию принятого решения.
Конструктивное преодоление стресса представляет
целенаправленную активность школьника
и имеет деятельностную структуру. Развитие
стрессоустойчивости связано с освоением
необходимых для конструктивного преодолевающего
поведения познавательных, деятельностных
и личностных компетенций. Ее механизмами
личностного уровня определены мотивационные,
рефлексивные, эмоционально – волевые
и коммуникативные характеристики [34,35].
Прежде чем рассматривать проблему формирования
стрессоустойчивости в учебном процессе,
необходимо определить содержание понятия
«формирование», которое широко используется
в педагогике, но считается еще не установившейся
категорией.
Формирование стрессоустойчивости представляет
собой процесс усвоения (присвоения) школьником
различных способов адаптации к возникающим
стрессовым ситуациям, развития ее личностных
и субъектно – деятельностных механизмов.
Формирование стрессоустойчивости в образовательном
процессе является при существующих формах
обучения его косвенным, побочным результатом.
Не меняет ситуацию и переход на компетентностный
подход, так как в поле зрения оказывается
только деятельностный уровень стрессоустойчивости.
Но положительный результат локальных
изменений не всегда приводит к необходимому
системному эффекту.
Например, в настоящее время ведущей тенденцией
при оценке успешности школьников становится
приоритет внешних оценок: оценка результатов
учебной деятельности школьника членами
его семьи, достижения в учебной деятельности,
мнение учителей, признание референтной
группой, на основании которых осуществляется
рейтингование учащихся [31].
При этом не учитывается, что такой подход
формирует мотивационные характеристики,
снижающие стрессоустойчивость, создает
предпосылки развития качеств зависимой
личности, стремлений успешно взаимодействовать
с людьми, подстраиваясь под их требования
и ожидания. Школьники могут быть успешными
в образовательном процессе, добиваясь
высоких результатов и демонстрируя высокий
уровень освоенности оцениваемых компетенций,
получают одобрение и поддержку своего
поведения и способов осуществления учебного
взаимодействия от учителей и родителей.
Однако выстраивая свою образовательную
траекторию по навязанному извне сценарию,
могут испытывать внутренний дискомфорт,
недовольство собой. Их постоянным спутником
нередко становится страх не оправдать
ожидания значимых людей (педагогов, родителей,
сверстников).
В современном образовательном процессе
профессиональная деятельность педагога
направляется на достижение двух основных
целей: создание условий для развития
индивидуальности учащегося и освоение
учащимися компетенций, необходимых для
полноценной жизни в обществе.
На основании сказанного и в соответствии
с выбранной методологией используется
следующая концепция формирования стрессоустойчивости.
В связи с признанием основного приоритета
образования - здоровья и личностного
развития школьников - формирование стрессоустойчивости
должно стать целенаправленным процессом
развития и саморазвития устойчивых свойств,
качеств и компетентностей ее повышающих.
Результатом формирования должен стать
такой уровень стрессоустойчивости, который
позволит школьнику преодолевать стрессовые
ситуации, возникающие на пути его личностного
роста и физического самосовершенствавания,
сохраняя высокую жизненную эффективность
и здоровье (эмоциональное, нравственное
и физическое благополучие). Под развитием
понимается взаимосвязанный процесс количественных
и качественных изменений, которые происходят
при анатомо – физиологическом созревании
человека, в совершенствовании его нервной
системы и психики, а также его познавательной
и творческой деятельности, в обогащении
мировоззрения, нравственности, общественно
– политических взглядов и убеждений
[45].
Если выявить природу стрессовых факторов,
существующих в современном образовательном
процессе, личностные свойства и качества
- составляющие стрессоустойчивости как
обобщенного личностного свойства, определить
механизмы ее формирования, то можно определить
и организационно – педагогические условия
при которых:
- стрессовое влияние образовательного
процесса на психику учащихся, их отношение
к учебе будет способствовать его высокой
эффективности, сохранению здорового
эмоционального тонуса;
- образовательный процесс станет целенаправленным
способом развития и саморазвития свойств
и качеств, повышающих стрессоустойчивость
.
3.Образовательный процесс как источник
школьного стресса
Образовательный процесс можно представить
как динамическую систему взаимодействия
школьника с образовательной средой, в
ходе которого происходит «опредмечивание»
его потребности, выступающей в качестве
цели деятельности. Цель – это направленность
активности на промежуточный результат,
представляющий этап достижения предмета
потребности. Стресс может возникнуть
вследствие однократного, повторяющегося
или стойкого нарушения этой динамики,
когда школьник в условиях среды не находит
возможности для удовлетворения потребностей,
не всегда осознаваемых.
Для того чтобы глубже разобраться в природе
стресса в образовательном процессе, механизмах
стрессоустойчивости и предоставить возможность
управлять процессом ее формирования
как учителю, так и самому школьнику, используем
следующую классификацию стрессовых факторов:
общие и конкретные, обусловленные организацией
учебного процесса; специфические, обусловленные
профессиональной деятельностью учителя;
личностные особенности школьника[35,34].
Определение названных групп факторов
достаточно условно, так как они тесно
связаны между собой, но позволяет рассмотреть
разные аспекты их возникновения и максимально
индивидуализировать процесс формирования
стрессоустойчивости.
3.1. Общие факторы стресса, обусловленные
организацией образовательного процесса
Важнейшей исходной посылкой любой деятельности
является связь между содержательной
характеристикой труда и степенью свободы
индивида. Выделяют два основных вида
труда: «труд по внешней необходимости
как средство реализации индивидом своей
природной, естественно сложившейся формы
и труд как средство самоосуществления
индивида, реализующего его подлинную
сущность»[44]. Исходя из этого, образовательная
деятельность по содержанию может быть
представлена в двух крайних формах: как
определенная система конкретно-практических
знаний, обеспечивающих выполнение частных
умений, и как система теоретических знаний,
являющихся всеобщими предпосылками построения
способов выполнения системы конкретных
практических действий. В первом случае
деятельность выполняет функцию приспособления
школьника к обществу, к его наличным потребностям.
Формой реализации этой функции является
обучение, передача готовых знаний. Содержание
обучения составляет система норм – инструментальных
и поведенческих, заданных в виде образцов,
которые должны быть усвоены школьником.
Они выступают в его сознании в виде значений
– знаний, умений. Результатом такого
обучения является развитие частных способностей,
компетенций и потребностей учащегося.
Во втором случае функцией учебной деятельности
является развитие универсальной способности
школьника к изменению общества.
Основной формой ее реализации в этом
случае является воспитание. Содержание
воспитания включает образы человеческой
культуры, в которых представлена человеческая
сущность. Образ строится самим школьником
в собственной свободной деятельности.
В отличие от образца он не может быть
задан в виде алгоритма. Знания при этом
подходе выступают как убеждения, значения
обретают форму личностных смыслов, а
результатом является система потребностей,
компетенций и способностей личности,
обеспечивающая возможность ее безграничного
саморазвития.
Практическим воплощением этих двух крайних
форм является традиционный подход и недирективное
обучение и воспитание.
Традиционный образовательный процесс,
выполняющий функцию приспособления личности
к требованиям, идущим извне, строится
без учета ее индивидуальности, имеющегося
опыта, ценностно - смысловых установок.
Создаются одинаковые для всех школьников
образовательные условия и, соответственно,
все они должны усваивать некоторые обязательные
нормы интеллектуального поведения (в
виде системы научных понятий и способов
учебной работы) [57]. Руководит усвоением
учебного материала и определяет место
ученика в образовательном процессе сам
педагог. При таких условиях большинство
школьников ориентируется на принуждение
как свойство учебного процесса. Обучение,
не соответствующее не только потребностям,
но нередко и возможностям исполнителя
превращается в источник угрозы его благополучию,
приводит к отказам, срывам, которые могут
оборачиваться «травмами, издержками,
являются своеобразной высокой «ценой»
за непосильную деятельность» [1]. Следствием
переживаемого стресса нередко становится
повышенная утомляемость, снижение здоровья,
дезадаптация школьника.
Неотъемлемой составляющей традиционного
образовательного процесса является жесткий
внешний контроль воспроизведения получаемых
знаний. Качество обучения тем выше, чем
выше точность воспроизведения. В логике
традиционного обучения оценочная деятельность
направляется на определение успешности
учащегося как соответствия нормативным
правилам. Отклонение от нормы не поощряется.
Как следствие одной из характерных особенностей
традиционного образовательного процесса
становится постоянное присутствие оценочной
составляющей, построенной по принципу
«правильно – неправильно». Внешняя оценка,
как жизненный спутник человека, препятствует
развитию его самосознания, рефлексивных
способностей, самостоятельности и ответственности,
т.е. тех способностей, которые необходимы
для конструктивного преодолевающего
поведения.
Целенаправленное освоение компетенций,
ограниченное рамками учебных требований,
и развивающиеся при этом частные способности
являются недостаточными для решения
возрастных практических задач, максимального
саморазвития. Поэтому даже адаптивные
к требованиям традиционного образовательного
процесса школьники, успешно и с интересом
осваивающие школьную программу, нередко
оказываются дезадаптивными в жизни вне
школы.
Недирективное обучение и воспитание
направлено на поиск и создание условий
наилучшего удовлетворения образовательных
потребностей школьника и его полноценного
развития. В логике этого подхода ученик
воспринимается как личность, способная
влиять на содержание учебного процесса
и осуществлять самостоятельный выбор
того пути, который поможет достичь оптимальных
результатов. Особое внимание в этой связи
приобретает проблема воспитания учащегося,
суть которой заключается в индивидуализированной
педагогической помощи и поддержке с целью
становления его субъективности в единстве
природных, психологических и культурных
качеств.